Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения.
Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Понятие ПАТРИОТИЗМ означает преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. ПАТРИОТ – это человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь. В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю, стране и любящий их.
Программа “Я - патриот” долгосрочная – с 5-го по 9-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников, так как проблемой детей этого возраста является воспитание осознанной любви к семье, к школе и к Отечеству. Программа включает 4 модуля (“Школа – мое Отечество”, “Я – минусинец, житель Красноярского края”, “Семья вся вместе – и душа на месте”, “Сыны Отечества”), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
I. “Школа - моё Отечество”.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик - учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название мероприятия | Форма | класс | организаторы |
1 | Правила поведения в школе | кл. час | 5-9 | классный руководитель |
2 | “Поздравь учителя” | акция, поздравление в газету | 5-9 | актив класса |
3 | Предметные недели | конкурс чтецов; олимпиады | 5-9 | учителя - предметники |
4 | “Наши классные обязанности” | кл. час | 5-9 | актив класса |
5 | “Укрась территорию школы” | субботники | 5-9 | организатор трудовых дел |
6 | Летопись класса | Оформление альбома | 5-9 | летописец |
7 | “Наши именинники” | поздравления | 5-9 | актив класса |
8 | “Приведи в порядок второй дом” | ремонт кабинета | 5-9 | род. комитет |
9 | “Береги учебник” | акция | 5-9 | актив класса |
10 | Шефство за мемориальной доской | акция | 6-9 | музееведы |
11 | “Дом, в котором мы живем” | конкурс сочинений | 7 | учитель русского языка |
12 | “Будущее моей школы” | конкурс проектов | 8 | творческие группы |
13 | “Чему научился в школе” | круглый стол, газета | 9 | актив класса |
II. “Семья вся вместе - и душа на месте”.
Задачи:
- воспитание в детях уважения и любви к семье;
- формирование чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности:
№ | Название мероприятия | форма | класс | организаторы |
1 | Поздравление мам с Днем матери | круглый стол | 5-9 | кл. руководитель |
2 | Поздравление мам с Международным женским днем 8 марта | открытки, сюрпризы | 5-9 | актив класса |
3 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | концерт | 5-9 | организатор творческих дел |
4 | “Вся семья вместе, и душа на месте”. | праздник семьи | 5, 6 | организатор по воспитательной работе |
5 | Выпуск газеты в рамках программы “Семья” | конкурс | 5 | редколлегия |
6 | “Моя мама” | кл. час | 5 | кл. руководитель |
7 | “Моя родословная” | конкурс – исследование | 6 | кл. руководитель, актив музея школы |
8 | “Традиции моей семьи” | праздник | 7 | кл. руководитель, рот. комитет |
9 | “Моя семья” | конкурс сочинений | 7 | учитель русского языка |
10 | “Папа, мама, я – дружная семья”. | конкурс семей | 8 | родительский комитет |
11 | “Моя будущая семья”. | конкурс | 9 | классный руководитель, психолог |
формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
III. “ Я – минусинец, житель Красноярского края”
Задачи:
- приобщение детей к насущным заботам минусинцев, к участию в различных общественных инициативах;
- воспитание гордости званием минусинца, жителя Красноярского края, любви к своему городу, краю, уважения к его истории и жителям;
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к “малой” Родине; знание истории города и края развитие культурных традиций Минусинска.
№ | Название мероприятия | Форма | Класс | Организаторы |
“Традиции и обычаи народов, населяющих г. Минусинск” |
Экскурсия в краеведческий музей | 5 | Кл. руководитель | |
“Декабристы в Минусинске” | Кл. час | 5 | Кл. руководитель | |
Шушенский музей – заповедник. “праздник именинников” | Экскурсионная поездка | 6 | Род. комитет | |
“Архитектура г. Минусинска” |
Экскурсия по городу | 6 | Учитель худож. культуры края | |
Экскурсия в музей декабристов | Экскурсия | 6 | Кл. руководитель | |
“Мой родной Минусинск” | Устный журнал | 6 | Кл. руководитель | |
“Достопримечательности Красноярского края. СШ ГЭС” | Экскурсионная поездка | 8 | Род. комитет | |
“Предприятия нашего города” | Экскурсия | 6-9 | Род. комитет | |
“Наши соседи. Абаканский краеведческий музей” | Поездка | 8 | Род. комитет | |
“Неизвестный Минусинск” | Автобусная экскурсия | 7 | Род. комитет | |
“Мое Красноярье. г. Красноярск” | Поездка | 7 | Род. комитет | |
Встреча с известными земляками | Круглый стол | 7-9 | Кл. руководитель |
IV. “Сыны Отечества”.
Задачи:
- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности;
- связь с предыдущими поколениями;
- воспитание готовности к защите своей Родины;
- знакомство с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества;
Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
№ | Название мероприятия | форма | класс | ответственные |
Уроки мужества | торжественное собрание | 5-9 | организатор по воспитательной работе | |
“Блокада Ленинграда” | кл. час | 5 | кл. руководитель | |
Конкурсы чтецов, посвященные Дню Победы | конкурс | 5-9 | учитель литературы | |
Выпуск праздничных газет | газета | 5-9 | редколлегия | |
“Герой Советского Союза М.П. Хвастанцев” | экскурсия в школьный музей | 5, 6 | директор музея | |
“Сталинградской битве – 65!” | кл. час | 6 | кл. руководитель | |
Торжественной городское собрание, посвященное 65-летию Сталинградской битвы. | торжественное собрание | 6 | сотрудники музея | |
Смотр песни и строя | праздник – конкурс | 6 | кл. руководитель, организатор по воспитательной работе | |
Встреча с участниками Великой Отечественной войны | круглый стол | 6,7 | кл. руководитель | |
“Юные герои Великой Отечественной войны” | устный журнал | 6,7 | музееведы | |
“Этих дней не смолкнет слава” (65 лет Великой Победе) | общешкольные, классные мероприятия | 8 | организатор, кл. руководитель | |
“ Победители” | передвижная выставка | 9 | музееведы |