Цели:
- Обучать логически и последовательно излагать мысли;
- Развивать речь, творческое и логическое мышление.
- Работать над обогащением активного словаря учащихся.
- Прививать любовь к природе.
Оборудование: карточки со словами, плакаты «Отставай-Забегай», толковый словарь С.Н. Ожегова, комплект картинок.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы продолжим учиться логически, излагать мысли, развивать устную и письменную речь. Будем обогащать свой словарный запас.
III. Работа по теме.
а) Состав картинки:
– Рассмотрите внимательно картинку.
– Обратимся за помощь к волшебнику Дели – Давай, он умеет все на свете делить на части и объединять.
– Сфокусируйте взгляд с помощью «фотокамеры». (сложите ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрите через него, да так, чтобы в глазок попадал только один какой – то объект).
– Что вы видите на картинке в глазке своей камеры? (дети подробно называют все объекты и предметы)
б) Связь и взаимодействие между объектами:
– А теперь подумайте, что с чем связано? Составим предложения.
Девочка и лыжи. | Девочка катается на лыжах. | |
Девочка и палки. | Девочка отталкивается палками. | |
Снег и земля. | Снег покрыл землю. | |
Снег и лыжня. | По снегу проходит лыжня. | |
Кусты и пруд. | Кусты растут около пруда. | |
Санки и горка. | Санки скользят с горки. | |
Мальчик и санки. | Мальчик лежит на санках. | |
Девочка и коньки. | Девочка катается на коньках. | |
Коньки и лёд. | Коньки режут лёд. | |
Мальчик и скамейка. | Мальчик сидит на скамейке. | |
Пруд и лёд. | Пруд покрыт льдом. (и т.д.) |
«Стоит как вкопанный»
– Когда так говорят?
в) Характеристика объектов и действий.
– Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картинку. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами.
– Что вы слышите?
(– Я слышу щебет птиц в парке.
– Я слышу, как легкий ветерок пробегает по кустам.
– Я слышу, как коньки режут лёд.
– Я слышу, как мальчик радуется быстрой езде на санках.
– Я слышу, как мальчик кричит своего товарища.) – и т.д.
– А теперь войдите в картинку, походите тихонько. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути.
– Что теперь почувствовали? (холодный снег, гладкий лед, холодная скамейка, кусты покрыты инеем, мороз жжёт руки и лицо).
– Если вдруг пойдет снег, какой он будет? (пушистый, мягкий, холодный, снежинки красивые, легкие и блестящие).
– А если глубоко грудью вдохнете воздух, что вы почувствуете? (Почувствуем свежесть и лёгкость воздуха)
– Попробуйте что-либо пожевать, если это не вредно. Какие вкусовые ощущения добавились? (Ягоды на кустах кислые, снег холодный и безвкусный)
Физминутка.
г) Обогащение активного словаря, пополнение словарного запаса образных характеристик.
– Ребята вы говорили, что «мороз жжёт». А как вы понимаете это словосочетание?
– А теперь послушайте, что говорится в словаре про это.
ЖЖЁТ.
- Уничтожение огнем. (Сжечь огнем письма)
- Действие чего-нибудь горячего, едкого или очень холодного, производить ожог, ощущение ожога. (Горчичники жгут. Мороз щеки жжет)
ЩИПЛЕТ.
- Защемлять чем-нибудь кожу до боли. (Щиплет ногтями.)
- Вызывать ощущения болезненного жжения. (Перец щиплет язык)
- Выдёргивать перья. (Щиплет птичью тушку.)
- Защемлять чем-нибудь, отделять. (Гуси щиплют траву.)
СКОЛЬЗИТЬ.
- Плавно двигаться по гладкой, скользкой поверхности. (Скользить по льду)
- Быстро и плавно, не задерживаясь, двигаясь, распространяться. (Луч скользит по воде)
- Не имея твердой опоры на скользкой поверхности, теряя устойчивость. (Ноги скользят на мокрой глине)
ХРУСТИТ.
- Издавать хруст. (Снег хрустит. Пыль хрустит на зубах)
- Есть с хрустом. (Хрустит огурец)
д) Последствия предшествующие и последующие.
– На картинке мы видим, что дети сейчас вы парке. А где они были раньше?
– Отставай! Как они оказались в парке?
– (В пятницу после уроков ребята договорились встретиться в парке и вместе провести выходной.)
– Кто теперь расскажет все события подробно, не пропуская мелкие шаги. Начать нужно с «Отставай!»
– «Забегай!» – Что будет потом?
– (Они придут домой, и расскажут, как хорошо они отдохнули)
е) Разные точки зрения.
– Вы пошли в выходной с друзьями отдыхать. Какое у вас настроение? Каким вам кажется всё вокруг?
– У нас весёлое настроение.
– (Очень красивые заснеженные кусты. Солнечный морозный день. Горка высокая, на ней хорошо кататься. Санки быстро катятся с горки. Лёд на пруду гладкий. Лыжня скользкая ровная и по ней легко бежать на лыжах. Воздух свежий, легко дышится.)
– А теперь представьте, что вы заигрались, не заметили, как стало темнеть, вы устали, замерзли и надо идти домой. Каким теперь покажется все вокруг?
– Настроение стало плохим.
– (Вокруг все некрасиво. Кусты голые и серые. Мороз сильный и щиплет за лицо и нос. Снег сырой и липкий. Горка высокая, трудно было по ней взбираться. Санки тяжёлые , а их ещё нужно за собой тащить.)
– Вот видите,когда у нас настроение хорошее, веселое, бодрое, то и все вокруг кажется красивым, замечательным. А если мы устали и настроение испортилось, стало «кислым», то и все вокруг нас кажется мрачным, страшным и некрасивым.
IV. Итог
– А теперь давайте попробуем собрать все сказанное воедино и составить рассказ.
– Не забудьте, что в нашем рассказе должно быть начало – «Отставай!», середина то, что нарисовано на картинке и конец – «Забегай!»
– «Наконец наступил долгожданный выходной. Ребята решили отдохнуть в парке……»
Комментирование и выставление отметок.