Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Цель:
- познакомить учащихся с понятиями «моделирование», «мода», «стиль».
- Научить на основе выкройки выполнять различные модели юбок.
- Воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать аккуратность.
- Развивать креативное и логическое мышление, конструкторские умения.
Форма урока: деловая игра.
Оборудование и материалы: таблица «Моделирование юбки», модели юбок различных фасонов, лекала прямой юбки, образец выполнения практической работы, журналы мод, иллюстрации, инструменты личного пользования, цветная бумага, клей, шаблоны деталей юбок в М1:4, женский костюм (экспонат музея начала 20-го в.), магнитофон.
Ход урока
I. Организация класса:
приветствие учащихся, проверка посещаемости, проверка готовности к уроку.
II. Постановка целей и задач урока.
Модельное агенство «Василиса» объявило конкурс на лучшую модель.
Я предлагаю вам вместе поработать в ателье «Радуга» – на уроке мы узнаем о моделировании одежды и его приемах, научимся моделировать прямую юбку, разработаем модели юбок, выберем лучшую из них, достойную для участия в конкурсе. Дорогие девочки! В условиях рыночной экономики большое значение играет конкуренция, и наше ателье «Радуга» должно включиться в неё, чтобы получить сертификат на право выпускать эксклюзивные модели.
III. Актуализация прежних знаний и умений.
– Какие мерки необходимы для построения чертежа юбки?
– Какие изделия соответствуют понятию «поясные»?
IV. Введение новых знаний.
Итак, наше ателье «Радуга» открывается. В самом названии заложено радостное настроение, хотя за окном зима, но к лету нужно готовиться и порадовать себя яркой, нарядной моделью. Первым, кто встречает заказчиков в ателье – это художник модельер, он делает эскиз модели. Художник-модельер должен хорошо рисовать, знать основы композиции одежды, работать с журналами мод.
Источниками творчества для художников-модельеров являются ткани, живопись, народные и исторические костюмы.
– Как же менялась юбка в течении веков? (Приложение 1)
Форма юбки много раз менялась в течении веков. В средневековье необьятной ширины юбки из парчовой ткани, украшенные драгоценностями, были очень дорогими и тяжелыми, носили их на специальном каркасе из обручей.
В 17-е века законодателями моды стали французы, одежда стала более удобной и динамичной, вместо каркаса надевалось сразу несколько юбок с кружевами и воланами.
Причудливая мода делала юбки то шире, то уже, со шлейфом и без него, на каркасе из китового уса или проволоки, со складными каркасами, чтобы модница могла проходить в узкие двери или садиться в карету.
Общим для всех видов юбок вплоть до начала 20-го века было то, что они полностью закрывали ноги женщины. Господствующие нравы не допускали коротких юбок.
В русской деревне юбки появились не раньше 19-го века. До этого одеждой служила длинная холщовая рубаха и сарафан. Юбки шили из прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске.
Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, а у замужних женщин была обязательно до пят.
Древнее юбки на Руси была понёва (панёва). Слово «понёва» производят от глагола «понять», «обнять», «накрыть». Первоначально поневу даже не шили: просто брали лоскут ткани и обертывали его вокруг поясницы. Украшали понёвы кумачом, бисером, лентой, вышивкой.
Показ экспоната школьного краеведческого музея – костюма «парочка» горожанки начала XX в.
Все, что сегодня мы узнали по истории юбки, обязательно учитывается при создании современной одежды.
Моделирование одежды – это сложный, трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, творческой фантазии, художественного вкуса.
В состав слова «моделирование» входят два слова: модель и мода.
А что такое мода?
Слово «мода» имеет корни в итальянском, французском языках и означает способ, правило, манеру держаться.
Интересно высказывание о моде итальянского писателя Альберт Моравиа, который определяет её так: «Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды».
Принято считать, что мода родилась в XIV веке.
Когда мода пришла в Россию? Этот год известен точно – 1701, когда Петр I издал указ, с точностью перечисляющий, виды одежды, которые отныне и могли носить русские люди – и мужчины, и женщины, – от нарядных костюмов до башмаков. Россия начала менять свой гардероб. Это отразило все перемены, которые происходили в то время.
А что такое модель?
Модель – это новый по виду, форме и материалу образец.
Создает эскиз модели художник-модельер, а разрабатывает конструкцию юбки, т.е. строит чертеж художник-конструктор.
На прошлом уроке вы уже построили чертеж прямой юбки.
– Из каких деталей состоит чертеж прямой юбки?
– Покажите на чертеже конструктивные линии (линию бедер, талии низа бока).
Существует множество юбок различных фасонов. Например:
Рассмотрим модели юбок на доске. Все эти модели изготовлены по выкройке прямой юбки. (Приложение 2)
Для того, чтобы сшить изделие определенного фасона, в готовую выкройку вносят изменения, т.е. выполняют моделирование изделия.
– Как же можно изменить выкройку и получить новый фасон?
На основе чертежа прямой юбки можно смоделировать огромное количество юбок: узких и широких, длинных и коротких, с кокетками сзади и спереди, с разрезами и складками различной формы.
Построение чертежа прямой юбки выполнялось таким образом, что были получены чертежи сразу 2-х частей: переднего и заднего полотнищ. Для моделирования эти части нужно разделить, поскольку моделируется каждая часть в отдельности.
Для удобства работы мы будем моделировать одну половинку юбки. (Приложение 3)
1. Расширение юбки по лини низа.
Линию низа продлить на желаемую величину и полученную точку соединить с концом боковой вытачки – т. Б5
2. Сужение юбки по линии низа.
По линии низа со стороны среза уменьшить ширину юбки на желаемую величину (т. Н3 и Н4). Соединить т. Н3 и Н4 с т. Б5. Лишние части выкройки отрезать.
3. Моделирование юбки с запахом.
По линии талии со стороны середины юбки от т. Т1 отложить 10-15 см ( по модели) и по линии низа такую же величину. Полученные точки соединить.
4. Моделирование юбки с кокеткой.
Кокетки в юбках находят очень широкое применение. Они обеспечивают более точную посадку юбки на фигуре. Кокетка может быть как на переднем, так и на заднем полотнище, или на обоих сразу.
- Через конец вытачки переднего или заднего полотнища провести прямую линию кокетки АБ.
- Разрезать выкройку по этой линии и из отрезанных верхних частей сложить кокетку, закрыв при этом вытачку. Верхний и нижний срезы кокетки оформить плавной линией.
5. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
-
Показ приемов моделирования прямой юбки.
-
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
-
Тренировочные упражнения – учащиеся выполняют моделирование юбки в своих рабочих тетрадях и у доски с помощью шаблонов деталей юбки в М 1:4, пользуясь инструкционной картой «Моделирование прямой юбки».
-
Проведение физминутки.
Говорят часы стоят,
Говорят часы спешат,
Говорят часы идут,
Говорят часы бегут,
И немного отстают.
Мы смотрели с мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
6. Оперирование знаниями в новых ситуациях.
Творческая работа.
Выполнение эскиза модели для участия в конкурсе.
– Что при выборе модели юбки надо учитывать?
– Какой должна быть юбка?
- Юбка должна хорошо сидеть на фигуре.
- Юбка должна быть красивой и отвечать современной моде.
- Юбка должна быть стильной.
– А что такое стиль?
Стиль – это манера одеваться.
В отношении одежды принято различать 3 основных стиля: классический, спортивный, романтический.
Ткань должна соответствовать выбранной модели.
Моделирование – это не только изменение выкройки, при изготовлении юбки используют различную отделку (вышивку, аппликацию, отделочные материалы, тесьму, кант и т.д.)
При выборе модели необходимо учитывать и свои умения – учатся шить на простых моделях – от простого к сложному.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Подведение итогов творческой работы. Сегодня мы узнали основные стили в одежде. Какие? Ваши созданные модели отнесите в какому-либо стилю.
Все ваши модели прошли конкурсный отбор и поэтому коллективу ателье «Радуга» вручается сертификат.
8. Контроль усвоения, подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления:
– Что такое мода?
– Как называлась юбка на Руси?
– Назовите стили в одежде?
– Что должен знать художник-модельер при создании своих моделей?
– Какие знания по другим предметам мы применили при выполнении практической работы – моделировании прямой юбки?
– Что делает художник-конструктор?
– Каким способом моделируется юбка с кокеткой?
9. Выставление оценок и их аргументация.
10. Домашнее задание.
Зарисовать и описать свою модель юбки в тетради.