Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Вид урока: изучение нового.

Цели:

  • Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
  • Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.
  • Научить различать двусоставные предложения от односоставных.
  • Изучить новую терминологию.
  • Формировать культуру речи учащихся.
  • Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся.

Основные задачи:

  • Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.
  • Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.
  • Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.

Приемы: беседа, фронтальный опрос, коллективная работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, творческая работа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(слайд 1)

Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит выполнить большой объём работы: повторить изученные орфограммы, выполнить словарную работу, тест; оценить свою работу; а самое главное, решить проблему по новой теме, которая называется «Виды односоставных предложений». Но в начале мы выполним словарную работу. (слайд 2)

Откройте тетради, запишите число, тему.

II. Словарная работа.

На столах у вас лежат листочки, возьмите их и вставьте пропущенные орфограммы. (слайд 3)

А теперь обменяйтесь карточками и проверьте. Проверка. (слайд 4)

Выставьте оценки. (слайд 5)

III. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Учитель: Итак, вернёмся к теме нашего урока. (слайд 6)

Ребята, а как вы думаете, есть ли проблема в изучении нашей темы?

– В чём она заключается?

  1. нужно изучить односоставные предложения.
  2. увидеть, чем они отличаются от других.
  3. мы не знаем терминологию односоставных предложений
  4. не знаем, что объединяет и разделяет односоставные

Учитель: А теперь подведём итог всему сказанному и сформулируем проблему: место односоставных предложений в разделе «Синтаксис и пунктуация».

Пользуясь схемой, назовите цели урока. (слайд 7)

Молодцы! (слайд 8)

  • познакомиться с односоставными предложениями и углубить знания о них;
  • учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных;
  • изучить новую терминологию;
  • формировать культуру речи учащихся.

– Чтобы решить эту проблему, добиться этих целей, вы должны внимательно слушать меня, прислушиваться к мнению одноклассников. Свои ответы высказывать в тактичной форме, не перебивая друг друга, давая высказаться до конца.

IV. Тренировочные упражнения.

А) работа по развитию речи.

Учитель: А сейчас, составьте несколько предложений, используя словосочетания из словарной работы. Самое грамотное мы запишем.

– Сделайте синтаксический разбор предложения. Охарактеризуйте по ЦИОВ. (слайд 9) (повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное).

Истинный друг не оставит в беде. (на доске)

Это предложение двусоставное, но есть и другой вид. Какой? (односоставные)

Перестройте его, сделав односоставным. (записываем)

Вывод: простые предложения бывают односоставные и двусоставные (слайд 10).

Б) Учитель:

А теперь распределите данные предложения на 2 группы по наличию второстепенных членах. (слайд 11). Проверяем устно.

– Глядя на предложения, какой можно сделать из этого вывод? (они бывают распространённые и нераспространённые.)

Вывод: как и двусоставные предложения, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

– Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения? (слайд12).

B) Работа с учебником.

Учитель: Обратимся к учебнику теории § 17 на с.74 -75. читая теорию, вы должны продолжить предложения (слайд 13, 14)

Продолжи ответ.

  1. Односоставные предложения – это ..
  2. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы ...
  3. По значению и форме выражения главного члена глагольные предложения делятся на…
  4. Если главным членом ОП является подлежащее, то оно считается…

Учитель: Всё, о чём мы говорили, я объединила в схему. Давайте ещё раз закрепим, читая схему. (слайд 15, 16)

V. Самостоятельная работа.

А) Выборочный диктант.

Учитель: Итак, теперь я буду читать вам предложения, а вы на слух выписываете в тетрадь через точку с запятой только грамматическую основу, определяя, чем выражены главные члены. (подлежащее или сказуемое) (слайд 17)

  1. Вижу горы и долины.
  2. Кому-то принесли от мастера ларец.
  3. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
  4. Одной рукой и узла не развяжешь.
  5. К вечеру похолодало.
  6. Летнее утро.
  7. Рассвет.

Проверка. (устно)

Б) Индивидуальная работа.

Учитель: Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ. Вы можете выбрать то задание, которое вам больше нравится. Время у вас ограничено. 5 минут.

(слайд 18)

Вариант 1.

Выпишите односоставные предложения:

  1. На перевале караван задержался.
  2. Тянуло вечерней прохладой.
  3. Присаживаемся к костру.
  4. Густой туман. Изморось.
  5. Дождь гонит с гор ветер.
  6. С утра морозит.
  7. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
  8. К вечеру похолодало.
  9. Снежинки медленно падали на сырую землю.

(на доске)

Вариант 2.

Распространите односоставные предложения.

  1. Тишина.
  2. Вечереет.
  3. Не укроешься.
  4. Сижу и читаю.
  5. Дружба.
  6. Лес.
  7. Похолодало.

(на доске)

Вариант 3.

Творческая работа.

Написать сочинение-миниатюру «Осень».

Проверка.

  • Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.
  • Второе задание выполняется на доске.
  • Третье задание пишется в тетрадях и сразу зачитывается.

Все оценки выставляются по ходу выполнения всех работ.

(слайд 19)

Проверь себя: Выпишите односоставные предложения:

  1. На перевале караван задержался.
  2. Тянуло вечерней прохладой.
  3. Присаживаемся к костру.
  4. Густой туман. Изморось.
  5. Дождь гонит с гор ветер.
  6. С утра морозит.
  7. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
  8. К вечеру похолодало.
  9. Снежинки медленно падали на сырую землю.

Курсивом (а в презентации зелёным цветом) высвечиваются односоставные предложения.

В) Проверочный тест. (если есть возможность – на компьютере).

(если нет возможности протестировать на компьютере – безмашинный вариант теста). Приложение 2

VI. Обобщение. Итоги урока.

(слайд 20)

Учитель: Итак, наш урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к целям урока и посмотрим, удалось ли нам решить их сегодня.

Домашнее задание разноуровневое: (слайд 21, 22)

§ 17, составить план в ОК.

1. Записать 5 пословиц.
2. Найти в произведениях М.Ю. Лермонтова 5 примеров односоставных предложений и записать.
3. Сочинение-миниатюра "Парк зимой".

Презентация