Вид урока: изучение нового.
Цели:
- Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
- Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.
- Научить различать двусоставные предложения от односоставных.
- Изучить новую терминологию.
- Формировать культуру речи учащихся.
- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся.
Основные задачи:
- Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.
- Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.
- Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.
Приемы: беседа, фронтальный опрос, коллективная работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, творческая работа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(слайд 1)
Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит выполнить большой объём работы: повторить изученные орфограммы, выполнить словарную работу, тест; оценить свою работу; а самое главное, решить проблему по новой теме, которая называется «Виды односоставных предложений». Но в начале мы выполним словарную работу. (слайд 2)
– Откройте тетради, запишите число, тему.
II. Словарная работа.
– На столах у вас лежат листочки, возьмите их и вставьте пропущенные орфограммы. (слайд 3)
– А теперь обменяйтесь карточками и проверьте. Проверка. (слайд 4)
– Выставьте оценки. (слайд 5)
III. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Учитель: Итак, вернёмся к теме нашего урока. (слайд 6)
– Ребята, а как вы думаете, есть ли проблема в изучении нашей темы?
– В чём она заключается?
- нужно изучить односоставные предложения.
- увидеть, чем они отличаются от других.
- мы не знаем терминологию односоставных предложений
- не знаем, что объединяет и разделяет односоставные
Учитель: А теперь подведём итог всему сказанному и сформулируем проблему: место односоставных предложений в разделе «Синтаксис и пунктуация».
Пользуясь схемой, назовите цели урока. (слайд 7)
Молодцы! (слайд 8)
- познакомиться с односоставными предложениями и углубить знания о них;
- учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных;
- изучить новую терминологию;
- формировать культуру речи учащихся.
– Чтобы решить эту проблему, добиться этих целей, вы должны внимательно слушать меня, прислушиваться к мнению одноклассников. Свои ответы высказывать в тактичной форме, не перебивая друг друга, давая высказаться до конца.
IV. Тренировочные упражнения.
А) работа по развитию речи.
Учитель: А сейчас, составьте несколько предложений, используя словосочетания из словарной работы. Самое грамотное мы запишем.
– Сделайте синтаксический разбор предложения. Охарактеризуйте по ЦИОВ. (слайд 9) (повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное).
Истинный друг не оставит в беде. (на доске)
– Это предложение двусоставное, но есть и другой вид. Какой? (односоставные)
Перестройте его, сделав односоставным. (записываем)
Вывод: простые предложения бывают односоставные и двусоставные (слайд 10).
Б) Учитель:
– А теперь распределите данные предложения на 2 группы по наличию второстепенных членах. (слайд 11). Проверяем устно.
– Глядя на предложения, какой можно сделать из этого вывод? (они бывают распространённые и нераспространённые.)
Вывод: как и двусоставные предложения, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
– Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения? (слайд12).
B) Работа с учебником.
Учитель: Обратимся к учебнику теории § 17 на с.74 -75. читая теорию, вы должны продолжить предложения (слайд 13, 14)
Продолжи ответ.
- Односоставные предложения – это ..
- По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы ...
- По значению и форме выражения главного члена глагольные предложения делятся на…
- Если главным членом ОП является подлежащее, то оно считается…
Учитель: Всё, о чём мы говорили, я объединила в схему. Давайте ещё раз закрепим, читая схему. (слайд 15, 16)
V. Самостоятельная работа.
А) Выборочный диктант.
Учитель: Итак, теперь я буду читать вам предложения, а вы на слух выписываете в тетрадь через точку с запятой только грамматическую основу, определяя, чем выражены главные члены. (подлежащее или сказуемое) (слайд 17)
- Вижу горы и долины.
- Кому-то принесли от мастера ларец.
- Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
- Одной рукой и узла не развяжешь.
- К вечеру похолодало.
- Летнее утро.
- Рассвет.
Проверка. (устно)
Б) Индивидуальная работа.
Учитель: Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ. Вы можете выбрать то задание, которое вам больше нравится. Время у вас ограничено. 5 минут.
(слайд 18)
Вариант 1.
Выпишите односоставные предложения:
- На перевале караван задержался.
- Тянуло вечерней прохладой.
- Присаживаемся к костру.
- Густой туман. Изморось.
- Дождь гонит с гор ветер.
- С утра морозит.
- Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
- К вечеру похолодало.
- Снежинки медленно падали на сырую землю.
(на доске)
Вариант 2.
Распространите односоставные предложения.
- Тишина.
- Вечереет.
- Не укроешься.
- Сижу и читаю.
- Дружба.
- Лес.
- Похолодало.
(на доске)
Вариант 3.
Творческая работа.
Написать сочинение-миниатюру «Осень».
Проверка.
- Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.
- Второе задание выполняется на доске.
- Третье задание пишется в тетрадях и сразу зачитывается.
Все оценки выставляются по ходу выполнения всех работ.
(слайд 19)
Проверь себя: Выпишите односоставные предложения:
- На перевале караван задержался.
- Тянуло вечерней прохладой.
- Присаживаемся к костру.
- Густой туман. Изморось.
- Дождь гонит с гор ветер.
- С утра морозит.
- Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
- К вечеру похолодало.
- Снежинки медленно падали на сырую землю.
Курсивом (а в презентации – зелёным цветом) высвечиваются односоставные предложения.
В) Проверочный тест. (если есть возможность – на компьютере).
(если нет возможности протестировать на компьютере – безмашинный вариант теста). Приложение 2
VI. Обобщение. Итоги урока.
(слайд 20)
Учитель: Итак, наш урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к целям урока и посмотрим, удалось ли нам решить их сегодня.
Домашнее задание разноуровневое: (слайд 21, 22)
§ 17, составить план в ОК.
1. Записать 5 пословиц.
2. Найти в произведениях М.Ю. Лермонтова 5 примеров односоставных предложений и записать.
3. Сочинение-миниатюра "Парк зимой".