Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Оборудование: сигнальные карточки, замки из цветного картона (крепятся на дос ку ), карточки для выставления оценок, карточки с дополнительными заданиями, карточки для самостоятельной работы, карточка c изображением Золушки ( с индивидуальными домашними заданиями).

Цели урока:

1) обобщение и систематизация знаний учащихся об обыкновенных закрепление навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
2) развитие логического мышления;
3) воспитание творческого отношения к делу;
4) активизация работы учащихся за счет вовлечения их в игру.

Структура урока:

  1. Математика-гимнастика ума.
  2. Устный счет.
  3. Математический диктант.
  4. Решение задач.
  5. Физкультурная минутка.
  6. Решение уравнений.
  7. Самостоятельная работа (с тестовыми заданиями).
  8. Итоги урока (рефлексия).
  9. Домашнее задание.

Ход урока

Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!

Учитель: Ребята, сегодня урок пройдет в необычной форме, в форме игры “Помоги Зоушке”. Злая мачеха закрыла Золушку на 5 замков. Но мы можем помочь открыть замки, если выполним все задания, скрывающиеся под ними.

1. Вы, наверное, все знаете, что “Математика-гимнастика ума”, поэтому выполним логические упражнения (свое согласие с ответом ребята показывают сигнальными карточками):

а) Назовите лишнее слово: – сумма

– разность;
– множитель;
– частное.

(Слово “множитель” лишнее, так как все остальные слова обозначают результат действий.)

б) Решите анаграмму: – брьод (дробь)

– зентаманель (знаменатель)

Учитель: Теперь, когда у Вас ум пришел в порядок, будем открывать замки злой мачехи.

2. Ключ к первому замку мы найдем в ходе выполнения устных упражнений:

1) Какую дробь называют правильной?
2) Какую дробь называют неправильной?
3) Может ли быть правильная дробь больше единицы?
4) Всегда ли неправильная дробь больше единицы?
5) Как называется число, в записи которого есть целая и дробная части?
6) Как складываются дроби с одинаковыми знаменателями?
7) Как вычитаются обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями?
8) Восстановите цепочку вычислений:

+ —> ? + —> ? – —> ? + —> ?

+ —> ? – —> ? + —> ? – —> ?

Учитель: Молодцы, ребята! С этим заданием Вы справились успешно, тем самым открыли первый замок.

3. Подберем ключ ко второму замку, выполнив математический диктант ( в тетрадях записывается номер задания и ответ, два ученика работают на отворотах доски):

1) Число 7 увеличить на . ()

2) К числу 8 прибавить 5. (13)

3) Число 9 уменьшить на 6. (3)

4) От числа 6 отнять . (5)

5) На сколько число 4 меньше 15. (11)

6) Решить уравнение: x -1=2. (x=3)

(Ребята обмениваются тетрадями и взяв карандаши, проверяют правильность ответа:

– ответ верный +
– ответ неверный –  и выставляют оценки:

“5” – 6 заданий;
“4” – 5 заданий;
“3” – 4, 3 задания ).

Учитель: Поднимите сигнальные карточки, кто получил “5”, “4”, “3”.

Напишите свою фамилию карточке, в графе “диктант” поставьте свою оценку. Ребята, молодцы, подобрали ключ к замку!

4. Надо решить задачи, чтобы открыть третий замок.

1) Скорость полета стрижа 1600 м/мин, скворца и ястреба скорости полета стрижа.

Найдите скорость полета скворца и ястреба . (1200 м/мин, 700 м/мин)

2) Собака живет 15 лет, что составляет : а) жизни верблюда;

б) жизни осла.

Какова продолжительность жизни верблюда и осла? (30 лет, 50 лет)

(Учащиеся проговаривают правила нахождения дроби от числа и нахождения числа по его дроби).

3) На вопрос “Который час?” ответили, что оставшаяся часть суток равна целых суток. Который был час?

1 способ: 1)24:8•3=9(ч)-остаток суток 2 способ: 1)1-=(сут.) – остаток суток;

2)24-9=15(ч)-было времени 2) 24:8•5=15(ч)-было времени.

Открыли третий замок!

5. Физкультминутка (на английском языке).

Hands ap,
Clap, clap, clap,
Shake, shake, shake.
Hands up,
Hands down,
Hands on hips,
Sit down.
Hands to the sindes,
Bend left, bend right.
One, two, three, hop.
One, two, three, stop.

6.Отыщем ключ к четвертому замку, решив уравнения ( два ученика работают на отворотах доски):

1) (x-1) + 3= 4; (x=2) 2) 9 – (5 + y) = 1 (y=2).

(Кто справляется с заданием раньше, получает индивидуальную карточку с дополнительным заданием).

Учитель: Сами оцениваете свою работу:

“5” – два верных уравнения;
“4” – одно верное уравнение.

На карточке в графе “уравнение” выставьте свою оценку.

Мы нашли ключ для четвертого замка.

7. Ключом к последнему замку является самостоятельной работы в форме теста на индивидуальных карточках:

В-1

1) Найдите три значения n, при которых дробь будет неправильной и меньше .

А) n= 23; 24; 25 Б) n= 22;23; 24 В) 23; 24; 25 (ответ А)

2) Расстояние от города до села, равное 32 км, велосипедист проехал за 3 часа. В первый час он проехал этого расстояния, во второй час – этого расстояния. Сколько км проехал велосипедист в третий час?

А) 14 км Б) 10 км В) 8км (ответ В)

В-2

1)Найдите три значения m, при которых дробь будет неправильной и меньше .

А) m= 24; 25; 26 Б) m= 25; 26; 27 В) m= 26; 27; 28 (ответ Б)

2) За три дня было продано 800 кг репы. В первый день было продано , а во второй день – этой репы. Сколько кг репы было продано в третий день?

А) 160 кг Б) 400 кг В) 240 кг (ответ А)

(Кто справился раньше-дополнительное задание).

Открыли последний замок

8. Учитель: Ребята, вложите карточки с оценками в тетради, отложите их в сторону.

Сядьте ровно!

Вы успешно прошли все этапы и тем самым помогли Золушке!

  1. Что нового Вы узнали на уроке?
  2. Что повторили?
  3. Если бы Вы были учителем, что изменили в ходе урока?
  4. Какие задания у Вас вызвали затруднения?
  5. Чью работу Вы можете сегодня отметить?
  6. Как оцениваете свою работу?

9. Домашнее задание.

(Ребята получают карточки с изображением Золушки, на обратной стороне карточек – индивидуальные творческие домашние задания ).