Урок чтения во 2-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Тема "Русская народная сказка «У страха глаза велики»"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Продолжить знакомить детей с русскими народными сказками.
  2. Научить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения.
  3. Развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
  4. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству

Оборудование: Запись Д.Шостаковича “Романс”, грамзапись сказки “У страха глаза велики”, учебник “Литературное чтение” В.Ю.Свиридовой (2 ч.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка Д.Шостаковича “Романс”.

Вступление.

О чем-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате бродит сказка…

2. Сообщение темы и целей урока

– Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочиняли писатели или авторы, называются… (Авторские).

– А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются… (Народные).

– Сейчас я буду вам читать отрывки из сказок, а вы попробуйте угадать, какая это сказка авторская или народная.

Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Русская народная сказка.)

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А.С.Пушкин “Сказке о рыбаке и рыбке”).

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц.
(Д.Н.Мамин-Сибиряк “ Сказка про храброго зайца…”)

3. Разминка.

– Откройте свои книжки для дополнительного чтения, начнем нашу разминку:

(Отрывок из сказки “Как Муравьишка домой спешил”)

1. Прочитайте предложение:

а) монотонно;
б) очень весело;
в) грустно;
г) с ужасом;
д) с обидой;
ж) с сожалением.

2. Далее читаем с логическим ударением, отвечая на мои вопросы:

а) Что сделал муравьишка?
б) Кто залез на березу?
в) Куда залез муравьишка?

3. Продолжим нашу разминку:

1 ряд читает парами; 2 ряд – чтение за диктором;
3 ряд – чтение по ролям и чтение с ускорением.

Разминка окончена.

– А что за текст вы читали?

-Как она называется?

– К какой группе отнесем эту сказку? Почему?

4. Работа над новым материалом

Вступительная беседа.

– Много ли сказок на свете? (Много.)

– Правильно, попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете!

Сегодня на урок вы принесли с собой свои любимые сказки, они здесь на выставке. Посмотрите, сколько интересных книг.

(Небольшая беседа о книгах).

– А теперь посмотрите и попробуйте угадать, почему я выделила эти три книги? (Сказки бытовые, волшебные и о животных.)

– Вспомните, на какие три группы делятся все сказки?

– Почему они так называются?

– А к какой группе можно отнести сказку, которую мы читали во время разминки?

Знакомство с новой сказкой.

– Сегодня, ребята, вы познакомитесь еще с одной сказкой. Посмотрите на книгу, которая лежит перед вами, и прочитайте название сказки. (У страха глаза велики.)

– Это название является пословицей?

– Как вы ее понимаете?

– Посмотрите на иллюстрацию, можно ли по ней узнать героев сказки?

– А теперь послушайте сказку и подумайте, какая это сказка – бытовая, волшебная или о животных?

Словарная работа.

– Прежде, чем мы будем читать сказку, посмотрите на слова, которые я выписала на доске:

водоносы, коромысло, долги.

– Прочитайте эти слова. Если сможете, объясните их значение.

6. Чтение сказки (комбинированное).

7. Работа по содержанию.

– Вам понравилась сказка?

– А что больше всего вам запомнилось в ней?

– Почему?

– Прочитайте начало сказки и назовите главных героев? Угадали вы их?

– Как в сказке звали бабушку? Почему?

– Как звали внучку? Курочку? Мышку?

– Чем они занимались?

– А что же с ними произошло? Расскажите своими словами.

8. Выборочное чтение.

– А теперь прочитайте отрывки, в которых описывается, что каждый из водоносов увидел: а) бабушка; б) внучка; в) курочка; г) мышка; д) зайчик.

– А на самом деле что произошло?

– Ну а почему каждый увидел что-то свое?

( Не знали, не поняли, что произошло, не разобрались.)

– Действительно ли все так страшно?

Так и в жизни бывает страшно, потому что кто-то в чем-то не разобрался. А чтобы не было страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.

Сказка всегда чему-то учит. Чему же учит нас эта сказка?

(Не надо бояться того, чего не знаешь).

– Давайте прочитаем вывод. Последний абзац в этой сказке. (Читают хором).

9. Физкультминутка.

10.Обобщение.

– Прочитайте еще раз название сказки. Это пословица.

– А теперь вы выступите в роли исследователей. Подумайте, что раньше появилось: пословица “У страха глаза велики” или эта сказка?

(Свободные высказывания детей).

– Какие черты народного творчества вы можете отметить в этой сказке?

  1. Повторы. (Находят в тексте.)
  2. Нанизывание героев, выстраивание из них “цепочки”.
  3. Наличие в сказке уменьшительно-ласкательных форм слов. (Находят в тексте.)

Составление логических цепочек.

Изобразите с помощью треугольников героев этой сказки, постройте лесенку.

– А теперь попробуйте догадаться сюжеты каких русских сказок изображают такие “цепочки”. (“Цепочки” из сказок “Репка”, “Колобок”, “Теремок”)

11. Прослушивание грамзаписи.

– А теперь я хочу предложить вам прослушать грамзапись сказки “У страха глаза велики” в исполнении артистки (слушают запись).

– А что интересного вы заметили?

(Сказка немного отличается, она короче).

– А вы не знаете, почему? (Высказывания детей.)

Сказка – это жанр устного народного творчества. Очень древний жанр. Сказки были уже тогда, когда еще не было письменности. Поэтому они передавались из поколения в поколение устно (из уст в уста). Уже позже, когда появилась письменность, сказки стали записывать. Разные люди записывали одну и ту же сказку по-разному. Вот и получилось, что сказка в учебнике и сказка на пластинке различаются. Но смысл ее остается тот же.

12. Итог урока.

Итак, давайте подведем итог нашему уроку:

– С какой сказкой вы сегодня познакомились? Чему она вас научила?

13. Домашнее задание.

1 группа. Еще раз перечитать сказку. Ответить на вопросы.
2 группа. Подготовиться к чтению по ролям.