Цель урока:
- Продолжить знакомить детей с русскими народными сказками.
- Научить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения.
- Развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству
Оборудование: Запись Д.Шостаковича “Романс”, грамзапись сказки “У страха глаза велики”, учебник “Литературное чтение” В.Ю.Свиридовой (2 ч.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка Д.Шостаковича “Романс”.
Вступление.
О чем-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате бродит сказка…
2. Сообщение темы и целей урока
– Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочиняли писатели или авторы, называются… (Авторские).
– А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются… (Народные).
– Сейчас я буду вам читать отрывки из сказок, а вы попробуйте угадать, какая это сказка авторская или народная.
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Русская народная сказка.)Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А.С.Пушкин “Сказке о рыбаке и рыбке”).Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц.
(Д.Н.Мамин-Сибиряк “ Сказка про храброго зайца…”)
3. Разминка.
– Откройте свои книжки для дополнительного чтения, начнем нашу разминку:
(Отрывок из сказки “Как Муравьишка домой спешил”)
1. Прочитайте предложение:
а) монотонно;
б) очень весело;
в) грустно;
г) с ужасом;
д) с обидой;
ж) с сожалением.
2. Далее читаем с логическим ударением, отвечая на мои вопросы:
а) Что сделал муравьишка?
б) Кто залез на березу?
в) Куда залез муравьишка?
3. Продолжим нашу разминку:
1 ряд читает парами; 2 ряд – чтение за диктором;
3 ряд – чтение по ролям и чтение с ускорением.
Разминка окончена.
– А что за текст вы читали?
-Как она называется?
– К какой группе отнесем эту сказку? Почему?
4. Работа над новым материалом
Вступительная беседа.
– Много ли сказок на свете? (Много.)
– Правильно, попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете!
Сегодня на урок вы принесли с собой свои любимые сказки, они здесь на выставке. Посмотрите, сколько интересных книг.
(Небольшая беседа о книгах).
– А теперь посмотрите и попробуйте угадать, почему я выделила эти три книги? (Сказки бытовые, волшебные и о животных.)
– Вспомните, на какие три группы делятся все сказки?
– Почему они так называются?
– А к какой группе можно отнести сказку, которую мы читали во время разминки?
Знакомство с новой сказкой.
– Сегодня, ребята, вы познакомитесь еще с одной сказкой. Посмотрите на книгу, которая лежит перед вами, и прочитайте название сказки. (У страха глаза велики.)
– Это название является пословицей?
– Как вы ее понимаете?
– Посмотрите на иллюстрацию, можно ли по ней узнать героев сказки?
– А теперь послушайте сказку и подумайте, какая это сказка – бытовая, волшебная или о животных?
Словарная работа.
– Прежде, чем мы будем читать сказку, посмотрите на слова, которые я выписала на доске:
водоносы, коромысло, долги.
– Прочитайте эти слова. Если сможете, объясните их значение.
6. Чтение сказки (комбинированное).
7. Работа по содержанию.
– Вам понравилась сказка?
– А что больше всего вам запомнилось в ней?
– Почему?
– Прочитайте начало сказки и назовите главных героев? Угадали вы их?
– Как в сказке звали бабушку? Почему?
– Как звали внучку? Курочку? Мышку?
– Чем они занимались?
– А что же с ними произошло? Расскажите своими словами.
8. Выборочное чтение.
– А теперь прочитайте отрывки, в которых описывается, что каждый из водоносов увидел: а) бабушка; б) внучка; в) курочка; г) мышка; д) зайчик.
– А на самом деле что произошло?
– Ну а почему каждый увидел что-то свое?
( Не знали, не поняли, что произошло, не разобрались.)
– Действительно ли все так страшно?
Так и в жизни бывает страшно, потому что кто-то в чем-то не разобрался. А чтобы не было страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.
Сказка всегда чему-то учит. Чему же учит нас эта сказка?
(Не надо бояться того, чего не знаешь).
– Давайте прочитаем вывод. Последний абзац в этой сказке. (Читают хором).
9. Физкультминутка.
10.Обобщение.
– Прочитайте еще раз название сказки. Это пословица.
– А теперь вы выступите в роли исследователей. Подумайте, что раньше появилось: пословица “У страха глаза велики” или эта сказка?
(Свободные высказывания детей).
– Какие черты народного творчества вы можете отметить в этой сказке?
- Повторы. (Находят в тексте.)
- Нанизывание героев, выстраивание из них “цепочки”.
- Наличие в сказке уменьшительно-ласкательных форм слов. (Находят в тексте.)
Составление логических цепочек.
Изобразите с помощью треугольников героев этой сказки, постройте лесенку.
– А теперь попробуйте догадаться сюжеты каких русских сказок изображают такие “цепочки”. (“Цепочки” из сказок “Репка”, “Колобок”, “Теремок”)
11. Прослушивание грамзаписи.
– А теперь я хочу предложить вам прослушать грамзапись сказки “У страха глаза велики” в исполнении артистки (слушают запись).
– А что интересного вы заметили?
(Сказка немного отличается, она короче).
– А вы не знаете, почему? (Высказывания детей.)
Сказка – это жанр устного народного творчества. Очень древний жанр. Сказки были уже тогда, когда еще не было письменности. Поэтому они передавались из поколения в поколение устно (из уст в уста). Уже позже, когда появилась письменность, сказки стали записывать. Разные люди записывали одну и ту же сказку по-разному. Вот и получилось, что сказка в учебнике и сказка на пластинке различаются. Но смысл ее остается тот же.
12. Итог урока.
Итак, давайте подведем итог нашему уроку:
– С какой сказкой вы сегодня познакомились? Чему она вас научила?
13. Домашнее задание.
1 группа. Еще раз перечитать сказку. Ответить на вопросы.
2 группа. Подготовиться к чтению по ролям.