Цели:
План урока:
- Вступительное слово о значении математики.
- Разминка.
- Конкурс "Достань сладкий плод"
- Игра на внимание
- Эстафета команд
- Конкурс "Подсчитать фигуры"
- Подведение итогов, награждение.
Ход урока
Вступительное слово о значении математики.
Ведущие: ученики 11 класса.
Уважаемые участники состязаний, судьи и гости! Наша игра посвящена самой древней и самой юной, вечно молодой науке - математике.
Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает такие важные качества личности, как:
- логическое мышление;
- целеустремленность и сильную волю;
- устойчивое внимание, сосредоточенность;
- хорошую память;
- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
- способность к творчеству и научной фантазии;
- чувство предвидения;
- умение прикидывать и оценивать результаты;
- работоспособность;
- четкость и реализм в суждениях и выводах;
- находчивость и смекалку;
- чувство юмора.
А такие качества как интуиция, вдохновение, озарение ведут к великим открытиям в науке. Систематические занятия математикой обогащают человека, облагораживают его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но все же открытия, так как сложная задача в математике - это проблема, к решению которой человечество шло долгие сто и тысячелетия, - тот будет стремиться познать еще и использовать полученные знания в жизни. Во многих современных профессиях нужны математические знания. Даже домохозяйке для ведения домашнего хозяйства, для ремонта квартиры, для посещения почты, магазинов и т.д.
С 1-го по 6-й класс Вы изучали арифметику - те ступени, на которых стоит трон царицы Математики, т.е. вы вошли по этим ступеням в храм наук. Вы стоите перед царицей Математикой и готовы заняться изучением ее высших разделов. В 7-м классе вы начнете изучать алгебру, геометрию, физику и оттого, насколько прочны ваши ступени, будут зависеть Ваши успехи в новых науках.
И так Вы готовы соревноваться?
-Да!!!
Разминка.
Ведущие задают вопросы командам (устные, рассчитанные на быстрый ответ) На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда не дает правильного ответа, могут ответить ее болельщики и тогда команде засчитывается 0,5 балла. В противном случае отвечает вторая команда и ей отдается 0,5 балла. Если никто не ответил, то ведущий объясняет правильное решение.
- Вопросы:
- Двое играли в шахматы 4 года. Сколько играл каждый? (4 года).
- Тройка лошадей пробежала 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
- На елке горело 7 свечей, 5 из них погасили. Сколько осталось? (5 остальные сгорели)
- Сидели 7 ворон, дону подстрелили. Сколько осталось? (1, остальные улетели)
- На одной руке 5 пальцев. На двух десять, а на 50 руках? (50)
- Три плюс три умножить на три. Сколько будет? (3+3*3=12)
- У линейки 4 угла. Если один угол отрезать, сколько углов останется? (5)
- В треугольнике 3 угла, если один срезать то, сколько останется? (4)
- В коробке лежат белые и черные шары. Сколько нужно взять, не глядя шаров, чтобы наверняка получить 2 шара одного цвета? (3)
- Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? (ручка)
- Если к моим деньгам прибавить половинку того, что я имею, то у меня будет 30р. Сколько у меня денег? (20р)
- Книга в переплете стоит 220р. Сколько стоит сама книга, если она дороже переплета на 200 рублей? (210р)
Конкурс "Достань вкусный плод"
Проверяются знания учащихся по теме "Решение линейных уравнений"
Ведущий: во 2 конкурсе Вам придется потрудиться и решить 10 уравнений.
Каждая команда получает картинку и карточку с 10 упражнениями (приложение 1). На верхушке пальмы - вкусный плод. Хочется его достать. Но он охраняется двумя птицами. Каждый этап подъема по стволу сопряжен с трудностями, которые создают эти птицы карабкающимся. Все эти подъемы пронумерованы. И на каждом этапе птица предлагают выполнить их задание. Получит плод тот, кто преодолеет все этапы и не собьется с пути в зарослях.
Нам известно, что вы закончили изучать тему "Уравнения" Это первый кит, на котором стоит алгебра. Итак, покажите ваши знания, хорошо ли вы строите свой фундамент, не завалится ли ваш храм наук?
Каждая группа решает свою карточку. Через 15 минут обмениваются друг с другом листочками с решениями. Ведущий прикалывает на дерево поэтапно ответы на уравнения, а дети проставляют плюс, если верно, минус, если не верно. Ставят оценки: 10 "+" = 5, 8 - 9 "+" = 4, 6 - 7 "+" = 3, меньше 6 "+" = 2. Затем помощники собирают листы с решениями. Жюри из числа учащихся 11-х классов подсчитывает количество правильных решений каждой команды.
Игра на внимание "Кто умеет считать"
Ведущий: кто умеет считать до сорока? Приглашаем по одному человеку от каждой команды. (Ведущие следят за правильностью произношения чисел по плакату, плакаты крепятся на доску с помощью магнитов.) приложение 2.
Эстафета команд "Лесенка"
Ведущий: на доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними (приложение 3). Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить, если есть ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки.
Конкурс "Подсчитать фигуры"
Ведущий: а сейчас приглашаем по одному человеку от каждой команды самого внимательного.
На плакате нарисованы известные геометрические фигуры (приложение 4). Двое считают, пока не собьются. "Первый треугольник, первый угол, первый круг, первый отрезок, второй треугольник, второй круг и т.д."
Подведение итогов. Награждение.
Пока жюри подводит итоги, ведущие показывают фокусы.
Сколько будет три раза по два? (ответ: шесть).
Я докажу вам, что будет четыре.
Беру спичку и ломаю пополам. "Один раз - два"
Беру одну из половинок и ломаю пополам. "Два раза - два"
Беру вторую половинку и ломаю пополам. "Три раза - два"
Сколько получилось? На столе лежат четыре кусочка спички. [2]
В какой руке монета?
Для показа требуется две монеты (двухрублевая и пятирублевая). Вызывается один участник.
- Вот тебе две монеты. Одну монету зажми в левой руке, другую - в правой так, чтобы фокусник не видел, где какая. Далее: число копеек в левой руке удвой, а в правой руке - утрой. Сложим оба числа. Сколько получилось? (если четное, то 5 рублей в левой руке, а если нечетное, то 5 рублей в правой руке.) [2]
Жюри подводит итоги и объявляет результаты награждения:
- грамоты победителям
- бананы за конкурс "Достань вкусный плод"
Литература.
- Алгебра 7 класс Алимов Ш.А. и др./М.: Просвещение, 1998г.
- Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах/ авт.-сост. М.А. Иченская. - Волгоград: Учитель, 2008.-107с.