Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания по теме по теме "Население мира"
- Проконтролировать степень усвоения основных знаний с помощью тестов.
- Выполнить практическую работу, в которой наглядно показать занятость населения в странах с разным типом социально-экономического развития.
Развивающие:
- Активизировать процесс мышления у учащихся.
- Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Развивать умения детей использовать компьютер в практической работе.
Воспитательные:
- Формировать у учащихся географическую культуру.
- Содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.
Тип урока: урок-зачёт
Оборудование: статистические материалы, ноутбуки, тесты в электронном виде, проектор, презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Примечания |
I | Психологический настрой: Я очень рада видеть вас! У нас прекрасное настроение. Я думаю, что ваше настроение в конце урока останется таким же хорошим. Проверьте вашу готовность к уроку |
Настрой на урок Проверка оборудования |
|
II | Назовите тему, по которой вы
готовы к уроку-зачету. Моя задача: проверить ваши знания. Поставьте перед собой цель, которой вы бы хотели достигнуть к концу урока. |
Тема: "Население" Запись темы и своей цели в тетрадь |
Приложение 1 (слайд 1) |
III | Блиц-опрос (разминка): 1. "Демография"? 2. В начале XX века абсолютный ежегодный прирост населения Земли составил? - В середине века? - В наши дни? 3. Сколько человек рождается в мире ежегодно? 4. Каждую секунду появляется: 5. Каждую минуту? 6. Каждый час? 7. Каждые сутки? 8. Каждую неделю на Земле появляется новый город, как: 9. Каждый месяц появляется население такой страны, как: |
Наука о закономерностях
воспроизводства населения, изучающая его
численность, естественный прирост, возрастной и
половой состав и т.д. 10-15 млн. чел. 40-50 млн. чел. 80-85 млн. чел. 130 млн. чел. 3 чел. 144 чел. 8, 6 тыс. чел 207 тыс. "новых землян" (города: Якутск или Псков) Новосибирск или Харьков Израиль или Лаос |
(старые на 1999год и новые на 2006-2007 данные о численности населения мира) |
IV | Сравните старые и новые данные? - Что происходит? - Как вы думаете, для каких стран это характерно? - К чему ведет сокращение рождаемости? - Правы ли демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли? - Какой регион уже можно считать регионом старения? - На что влияет низкая рождаемость? В разных странах приняты неодинаковые возрастные нормы трудоспособного возраста. В некоторых странах к трудовым ресурсам относят категорию от 15 до 65 лет, способную к труду, а также работающую часть подростков и пенсионеров. - Как называется та часть трудоспособного населения, которая вовлечена в общественное производство? Количество ЭАН различается по странам и регионам и даже по сезонам года. В среднем в мире оно составляет примерно 45%. ЭАН распределяется по отраслям хозяйства. Проследим занятость населения в разных странах. |
Сокращение рождаемости. Для стран с 1 типом воспроизводства Старению населения. Да, так рождаемость сокращается Зарубежную Европу, где Е.П. близок к 0 или отрицательный На трудовые ресурсы стран. ЭАН |
Приложение 1 (слайд 4) |
V | Практическая работа (инструктаж): | Подготовка к практической работе
на ноутбуках Самостоятельная работа |
(приложение 1 слайд 5) Инструкции на столах учащихся (приложение 2) |
VI | Проверка знаний с помощью тестов:
Объяснение работы Тест. |
Решение тестов | Приложение 1 (слайд 6) Приложение 3 тесты: |
VII | Рефлексия: Поднимите руку, кто доволен своим результатом. Кто считает, что прошедший урок прошёл для него с пользой? |
Оценивание своей работы | |
VIII | Итог урока. |
В программах по географии заложены практические работы. Они носят практический и контролирующий характер. Выполнение таких работ на компьютере экономит время учащихся и учителя. Я стараюсь дать возможность каждому учащемуся самостоятельно выполнить работу, следуя инструкции. Для такой работы пользуемся переносным компьютерным классом, то есть ноутбуками. По возможности провожу практические работы, используя статистические данные из Интернета, где дети уже самостоятельно добывают необходимые цифры по адресу, указанному в инструкции к практической работе. Ученики на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде диаграмм. Использование Интернет увеличивает познавательную деятельность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же, они понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Роль учителя на таких практических занятиях носит консультативный характер и, если необходимо, учитель оказывает помощь.