Цель: знакомство с культурой крестьянской семьи – подготовка дошкольников к восприятию материала музейной экспозиции через мини-экскурсии в «домашнем музее»
Задачи.
Обучающие: формировать у детей навык общения с окружающим миром
Воспитательные: развивать у детей индивидуальное эмоциональное отношение к предметам быта и к произведениям искусства
Развивающие: приобщать детей к особой манере общения и строю народной речи
Форма занятия: игра-фантазирование
Организация занятия
Звучит наигрыш народной мелодии. Музыкальный руководитель в русском сарафане, в кике приглашает детей спокойно пройти и присесть на стульчики.
Педагог: Дети, сегодня вас ждет новое интересное увлекательное путешествие в мир старины. Вам предстоит познакомиться с новыми словами, с предметами быта дедушек и бабушек, выполнить творческие задания; узнаете, как общались раньше между собой люди..
На занятии вы послушаете и исполните песни.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель: А сейчас я вас приглашаю отправиться на поезде в деревню. Подать сигнал к отправлению!
Дети на низких звуках имитируют голосом гудок паровоза, начинают топающее движение ногами, приговаривая: «Чух-чух, чух, чух, чух, ту-ту-у-у-!»
Звучит детская песня «Завтра с мамой рядышком…». Дети образными движениями изображают текст песни<Приложение1>
Текст песни
1.
Завтра с мамой рядышком
Поездом вечерним
Мы поедем к бабушке
В дальнюю деревню.
На столе оладушки, на печи –картошка
Машет, машет бабушка
Нам рукой в окошко
Припев:
Бабушка, бабушка
Добрые руки,
Домик приветливый,
Трудная жизнь,
К бабушке, к бабушке
Дети и внуки
Едем мы, едем мы-
Только дождись
2.
Я подарок красками рисовал неделю
Лишь вчера к двенадцати
Я его доделал.
В небе синем радуга
Изогнула спину,
Как приеду - сразу же
Подарю картину.
Припев:
Бабушка, бабушка
Добрые руки,
Домик приветливый,
Трудная жизнь,
К бабушке, к бабушке
Дети и внуки
Едем мы, едем мы-
Только дождись
Музыкальный работник: При-еха-ли!
Звучит фрагмент мелодии песни «Горница», музыка А. Морозова, слова Н. Рубцова
Музыкальный работник: <Рис.1> Человек всегда стремился уберечь себя от внешнего мира, поэтому он строил избу, где предстояло прожить долго и самому хозяину, и детям, и внучатам, и правнукам. В каком месте, из какого дерева будет построено жилище, зависит жизнь человека, а где скот ложится- на том месте и дом можно строить, там быть счастью и новой избе!
А знаете вы, дети, что рубленая изба- модель мира? Здесь соединились три космические силы: небо- защита человека; земля – символ плодородия, добра; подземный мир- память о предках.
Старинные люди приветствовали гостей такими дивными словами: «Вы позвольте, сударыня-хозяйка ко двору прийти, да в горницу взойти, да нам на лавочку присесть…», а в светёлку заходили, чтобы посмотреть, как человек заботится об убранстве своего жилья.
Звучит песня «Горница», слова Н. Рубцова, слова А. Морозова
Текст песни
В горнице моей светло- это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды – (строчка повторяется 2 раза)Красные цветы мои в садике завяли все.
Лодка на речной мели скоро догниет совсем - (строчка повторяется 2 раза)Дремлет на стене моей ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней будет хлопотливый день - (строчка повторяется 2 раза)Буду поливать цветы, думать о своей судьбе
Буду до ночной звезды лодку мастерить себе - (строчка повторяется 2 раза)
Музыкальный руководитель: Какие новые слова прозвучали в песне?
Дети: Горница, судьба
Музыкальный руководитель: Горница - светлая комната в избе. Судьба предназначена человеку свыше, но он может её изменить к лучшему, а не уповать на предсказания.
Какое настроение песни?
Дети: Грустное…
Музыкальный руководитель: А почему у женщины в песне плохое настроение?
Дети (высказывают свои предположения): Дом старый развалился…
Воспитатель: Давайте, ребята, построим новый дом для бабушки и дедушки, посадим для них деревья, приберемся в горнице
Творческое задание
Работа в подгруппах
I группа детей при помощи предметов настольного театра и бросового материала создаёт природный ландшафт будущего дачного участка бабушки
II группа детей из пластилина лепит будущих жителей этого дома (время работы 5 минут)
Во время работы с пластилином воспитатель добрым словом направляет действия и хвалит детей
III группа детей выкладывают из сундука бабушкины вещи, С этой подгруппой работает музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель: Каждому из вас выпала работа по душе: кто деревья посадил, кто дом из кубиков построил, а кто уже и в доме прибрался! … Спасибо, дети! Вот бабушке с дедушкой будет радости! Ну, что ж, пора гостей в горницу приглашать!
Дети переходят в другую часть зала. Около центральной стены открывается занавес, там расставлены предметы старины, своеобразный «домашний музей»
Музыкальный руководитель: Мебель в старину была простая. Назовите, пожалуйста, предметы старины.
Дети: В центре горницы стоял стол, по бокам -скамейки, покрытые самоткаными дорожками.
Главным символом избы была печка, которая спать укладывала, согревала, лечила, кормила, мыла, сушила одежду.
Каждое изделие передавалось по наследству: сундук, прялка, предметы рукоделия, ручной работы половики. Выполнялось очень качественно, поэтому так долго и сохранялось. Бывало, у одной мастерицы было 15 вышитых скатертей.
Во время рассматривания старинных предметов дети их называют и демонстрируют их функциональное использование, подчёркивают старинную преемственность с современными аналогами
Дети: Рушник-полотенце- рукотёр, сарафан-платье; шаль-платок- косынка; кика-шляпа; лучина-керосиновая лампа- электрическая лампочка; валек-чугунный утюг на углях- электрический утюг; веник- пылесос; рубель - доска стиральная- машина стиральная-автомат; половник-поварёшка; чугунок- кастрюля- скороварка; самовар на углях- электрический чайник.
Музыкальный руководитель: Утварь на стол выставлена, пора и гостей зазывать Собирались на посиделки односельчане, гости званные, родственники, семья, и велись долгие разговоры о том, о сём: о доме, о детях, внуках. Дедушки и бабушки говорили, что если в семье лад, то…
Дети: …не нужен и клад.
Музыкальный руководитель: Когда в доме никто не ссорится, младшие уважают старших, прислушиваются к советам бабушек и дедушек, любят маму и слушаются папу- это и есть главное в семье. А где песня поётся, там счастье ведётся!
Дети и взрослые исполняют песню «Вот какая пара»
Текст песни.
1.
У деда кнопки-бусинки, певучая гармонь,
В руках у бабушки гусельки, звенят, едва затронь/
Припев:
Вот какая пара, молода - не старая,
В руках у бабушки гусельки, звенят, едва затронь
2.
Играет дед не ладушки, всё марши, старичок!
Зато играет бабушка старинный гопачок!
Припев:
Вот какая пара, молода - не старая,
Зато играет бабушка старинный гопачок!
3.
Идёт веселье громкое, частушки, перепляс,-
И окает, и охает вся улица у нас! Ох!
Припев:
Вот какая пара, молода - не старая,
И окает, и охает вся улица у нас! Ох!
4.
Деревня собирается у стареньких ворот,
А бабушка старается, а дед на кнопки жмёт.
Припев:
Вот какая пара, молода - не старая,
А бабушка старается, а дед на кнопки жмёт. Ух!
5.
Сидят на лавке рядышком, живут они ладком
Лирическая бабушка с бывалым старичком
Припев:
Вот какая пара, молода - не старая,
Лирическая бабушка с бывалым старичком
Музыкальный руководитель: Яркий образный язык, нежная любовь к народному искусству никого не смогут оставить равнодушным. В русской песне каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в будущее, восхваляются добрые качества людей, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Так пусть же произведения музыкального фольклора звучат так, как создал его «народ-певец светлого простора». В русской музыке светлый узоров расцветает народный талант!
Используемая литература.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт- Петербург, издательство «Детство-Пресс». 2006