ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры школьников. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.
Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребёнка подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляющие всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно.
Как педагог я заметила, что существует проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе.
Назрела необходимость специальных «уроков» человечности, на которых ребёнок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.
Как же развивать в детях отзывчивость, как сделать их добрее? Как же закладывать основы нравственной этики в системе воспитательного процесса в школе?
Вероятно, здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроке, с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения школьников. И начинать надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Как этого достичь? Необходима система работы с детьми по их этическому воспитанию. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Опыт педагогической практики убеждает, что для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих.
Сделать это позволит дополнительная образовательная программа «Азбука нравственности».
Направленность данной дополнительной образовательной программы: социально-педагогическая.
Направление – детский этикет.
Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи программы:
- Образовательные:
- познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.
- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»; - Развивающие:
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. - Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
Данная программа ориентирована на теоретические и практические требования к построению этического курса для детей начальной школы и предлагает педагогу примерные методические разработки занятий с детьми от 7 до 10 лет.
Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.
Структура занятий по этике предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека путём разнообразных методических форм:
Диалог, развивающие, игры, наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы, сочинение историй, импровизации, мини-конкурсы, мини-соревнования, моделирование и анализ заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество и др..
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на 2 года.
Занятия проводятся в группе (до 15 человек) 1 раз в неделю по 2 академических часа (40 минут + 40 минут, перерыв 5 минут в первый год обучения. 45 минут + 45 минут, перерыв 10 минут во второй год обучения).
За год 72 часа (36 учебных недель), за два года 144 часа.
Курс программы поможет обучающимся
- к концу первого года обучения: развить привычку моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.
- к концу второго года обучения: накопить опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Аудиокассеты со сказками, книжки-малышки (для самостоятельного прочтения детьми) настольные игры, памятки детям о правилах поведения, сценарии праздников («Новый год для друзей», «Маму милую люблю», «Подари другу радость», и др..), анкеты, тесты по определению уровня воспитанности, диагностические карты, дидактические игры.
Материально-техническое оборудование: магнитофон, бумага для записей, альбомы для рисования, клей, ножницы, цветные карандаши, краски, цветная бумага, цветной картон, самоклеящаяся бумага, бархатная бумага.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (первого года обучения)
В курсе выделены пять разделов, в которых раскрываются основные понятия:
1. ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА. БУДЕМ ЗНАКОМЫ (28 часов).
Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия в момент пробуждения или отхода ко сну. Правильное поведение за столом. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.
2. ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ (12 часов).
Изучение правил поведения в общественном транспорте. Освоение правил поведения в общественных местах ( кино, театр, кафе, парикмахерская и т. д.), речевой этикет (благодарность, вежливое обращение и т. п.). Этикетные формулы общения в библиотеке.
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (16 часов).
Разговор со знакомым, но неблизким взрослым человеком. Контактные этикетные формы обращения к незнакомому человеку. Навык вежливого разговора по телефону. Заботливое отношение к младшим членам семьи, внимательное отношение к младшим незнакомым. Параметры поведения в медицинских учреждениях. Освоение правил поведения у постели больного. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова ободрения, поддержки. Шутка как способ утешения.
4. О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ (6 часов).
Беседы о животных: о среде их обитания, их повадках, их отношении к человеку и их месте в жизни человека, отношение к животному, забота о нём, жалость к бездомному и больному животному, способы ухода за животными.
5. ВЕЖЛИВОСТЬ И ТОРЖЕСТВО (10 часов).
Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы. Поздравление по поводу различных дат. Каким должен быть подарок. Правила вручения и приёма подарка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год обучения)
№ | Название разделов и тем | Теория | Практика |
1. | ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА.БУДЕМ ЗНАКОМЫ. | ||
1.1 | Будем знакомы. Учимся представляться. | 2 | 2 |
1.2 | Утреннее приветствие. Традиционные приветствия в момент пробуждения. | 1 | 1 |
1.3 | Пора ложиться спать. Прощание перед сном. | 1 | 1 |
1.4 | Правила поведения за столом. Хорошие манеры. | 2 | 2 |
1.5 | Правила гостеприимства. К вам пришли гости. | 1 | 1 |
1.6 | Прощание с гостем. | 1 | 1 |
1.7 | Игра в гости. | 1 | 1 |
1.8 | Правила расставания. | 2 | 2 |
1.9 | Прощание с близкими перед отъездом. | 2 | 2 |
1.10 | Тестирование по теме. | 1 | 1 |
ВСЕГО (часов по разделу): 28 | 14 | 14 | |
2 | ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ. | ||
2.1 | Общественный транспорт. Правила поведения. | 1 | 1 |
2.2 | Правила поведения в детской библиотеке. | 1 | 1 |
2.3 | Идем в театр. Правила поведения у театральной кассы. | 1 | 1 |
2.4 | В театре (кино, цирке, на концерте, на стадионе). | 1 | 1 |
2.5 | Посещение мест общепита. Поведение в кафе. | 1 | 1 |
2.6 | Правила поведения в парикмахерской. | 1 | 1 |
ВСЕГО (часов по разделу): 12 | 6 | 6 | |
3. | ВЗАИМООТНОШЕНИЯ | ||
3.1 | Обращение к знакомому взрослому. | 1 | 1 |
3.2 | Разговор с незнакомым человеком на улице. | 1 | 1 |
3.3 | Разговор с младшим как разговор сильного со слабым | 1 | 1 |
3.4 | Правила общения по телефону. Вежливый разговор по телефону. | 1 | 1 |
3.5 | Вы заболели. Правила поведения в поликлинике. | 1 | 1 |
3.6 | В доме больной. Правила поведения у постели больного. | 1 | 1 |
3.7 | Сострадание. Утешение. | 1 | 1 |
3.8 | Милосердие. Забота. | 1 | 1 |
ВСЕГО (часов по разделу): 16 | 8 | 8 | |
4. | О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ | ||
4.1 | Разговор о животных и с животными. | 1 | 1 |
4.2 | Правила поведения с животными. | 1 | 1 |
4.3 | Мини-сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 1 | 1 |
ВСЕГО (часов по разделу): 6 | 3 | 3 | |
5. | ВЕЖЛИВОСТЬ И ТОРЖЕСТВО | ||
5.1 | О том, как быть уступчивым. | 1 | 1 |
5.2 | Вежливая просьба. | 1 | 1 |
5.3 | Правила поведения при торжественных событиях. | 1 | 1 |
5.4 | Поздравления и пожелания. | 1 | 1 |
5.5 | Праздник вежливых ребят. | 1 | 1 |
ВСЕГО (часов по разделу): 10 | 5 | 5 | |
ИТОГО (часов за год): 72 | 36 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. (второго года обучения)
В курсе выделены 4 раздела в соответствии с содержанием и этической направленностью материала – освоением простыми нормами нравственности:
1. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ. (20 часов).
В разделе полнее (по сравнению с первым годом обучения) раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения.
2. ЭТИКЕТ (16 часов).
В разделе раскрывается этическая сущность этикета посредством заочных путешествий в мир сказки, где на примере сказочных героев разбираются и анализируются способы поведения детей в различных ситуациях.
3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ. (20 часов).
В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.
4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ (16 часов).
В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.
Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (второй год обучения)
№ | Название разделов и тем | Теория | Практика |
1. | ЭТИКА ОБЩЕНИЯ | ||
1.1 | Доброе слово, что ясный день. | 1 | 1 |
1.2 | «Ежели" вы вежливы». | 1 | 1 |
1.3 | Да здравствует мыло душистое. | 1 | 1 |
1.4 | Когда идешь по улице. | 1 | 1 |
1.5 | Узнай себя. | 1 | 1 |
1.6 | Нам счастья не сулит обида чья-то. | 1 | 1 |
1.7 | Чего себе не хочешь, того и другим не делай. | 1 | 1 |
1.8 | Добро не лихо – ходит тихо. | 1 | 1 |
1.9 | Жизнь дана на добрые дела (праздник). | 1 | 3 |
ВСЕГО (часов по разделу): 20 | 9 | 11 | |
2. | ЭТИКЕТ | ||
2.1 | Простые правила этикета. | 1 | 1 |
2.2 | Повседневный этикет. | 1 | 1 |
2.3 | Весёлые правила хорошего тона. | 1 | 1 |
2.4 | Первая сказка об этикете. | 1 | 1 |
2.5 | Вторая сказка об этикете. | 1 | 1 |
2.6 | Продолжаем сказки об этикете. | 1 | 1 |
2.7 | Путешествие в страну этикета. | 1 | 1 |
2.8 | Просим к столу (Новогодний праздник) | - | 2 |
ВСЕГО (часов по разделу): 16 | 7 | 9 | |
3. | ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ | ||
3.1 | Путешествие в волшебную сказку. | 1 | 1 |
3.2 | Я могу быть волшебником. | 1 | 1 |
3.3 | Маленькое дело лучше большого безделья. | 1 | 1 |
3.4 | Любимый уголок родной Отчизны. | 1 | 1 |
3.5 | У каждого народа свои герои. | 1 | 1 |
3.6 | Мы соберём большой хоровод. | 1 | 1 |
3.7 | Я люблю маму милую свою. | 1 | 1 |
3.8 | Поздравляем наших мам (праздник). | 2 | 2 |
3.9 | Люби всё живое (экскурсия). | - | 2 |
ВСЕГО (часов по разделу): 20 | 9 | 11 | |
4 | ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ | ||
4.1 | Если радость на всех одна. | 1 | 1 |
4.2 | Мой класс – мои друзья. | 1 | 1 |
4.3 | «Самолюб» никому не люб. | 1 | 1 |
4.4 | Поиграем и подумаем. | 1 | 1 |
4.5 | О дружбе мальчиков и девочек. | 1 | 1 |
4.6 | Путешествие в мир мудрых мыслей. | 1 | 1 |
4.7 | Доброта, что солнце (итоговое занятие). | - | 2 |
4.8 | Подарок коллективу (праздник). | - | 2 |
ВСЕГО (часов по разделу): 16 | 6 | 10 | |
ИТОГО (часов за год): 72 | 31 | 41 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил..
- Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
- Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
- Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с..
- Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.