Теоретическая часть: игровая завязка занятия, историческая справка о луке, информация о технологии изготовления поделок из лука.
Практическая часть: изготовление поделок из лука: котика, собачки, петушка, старичка и матрешки, "Чипполино".
Материалы и инструменты: луковицы, семена и косточки из винограда, спички или сучки кустарников, кусочки ткани, нитки, клей ПВА, шило, нож, игла, проволока.
Преподаватель ставит на стол "волшебную" коробочку, в которой спрятана луковица, и предлагает поиграть в игру "Угадай-ка" - отгадать предмет, спрятанный в коробочке, задавая разные вопросы. Задавать можно любые вопросы, кроме прямого: "Что это такое?" Эта игра учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию.
После того, как дети отгадали, какой предмет лежит в "волшебной" коробочке, преподаватель рассказывает историю происхождения лука.
Лук - весьма своеобразное растение. Разные виды дикого лука растут на полях и в лесах. У нас как называется дикий вид лука? (черемша). Культурный лук происходит из Западной Азии. Возделывание лука началось в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте.
В армиях Древней Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество лука, полагая, что лук возбуждает силу, энергию, храбрость. В средние века приписывали луковице чудесное средство: предохранять воинов от стрел и ударов мечей и алебард. Рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди талисман - обыкновенную луковицу. Поэтому один вид лука так и назвали: "Лук победный". Во все времена у всех народов приписывали луку лечебные свойства. У восточных народов существовали поговорка: "Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь". Древние славяне применяли лук как лекарство при многих болезнях, что и нашло отражение в поговорке: "Лук от семи недуг". И в наше время ученые установили, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии.
Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Ученые древности, разрезая луковицу поперёк, объясняли на ней своим ученикам строение Вселенной. Они иногда утверждали, что Вселенная состоит из нескольких сфер - оболочек, окружающих землю.
Как видите, казалось бы, простая, обыкновенная луковица во все времена и у всех народов занимала почётное место во многих областях человеческой жизни. Сегодня мы с вами рассмотрим ещё одну область применения лука, посмотрим на него с эстетической точки зрения, научимся делать из него различные поделки.
Из луковицы можно сделать оригинальные и забавные игрушки и фигурки, любимые персонажи детских сказок и рассказов. Основное их достоинство - простота изготовления и доступность материала в любое время года. Луковицы легко разрезаются ножом и протыкаются шилом. Форма луковицы позволяет создавать поделки мгновенно, почти ничего не доделывая. Например, фигурка "Чипполино". Достаточно приделать луковке глаза, нос, рот, и он ожил.
Для изготовления фигурки "Чипполино" нужно взять три луковицы среднего размера. Для головки можно выбрать чуть проросшую луковицу. Шилом сделать наколки для глаз, носа и рта и воткнуть туда семена плодов. Для глаз можно использовать косточки от винограда или яблока, для носа - зернышко кукурузы, а для рта - семечко калины; из двух других луковиц сформировать туловище. Предварительно срезать верхушки луковиц, в сердцевинке сделать наколку шилом и соединить тонкой веткой или половинкой спички, очищенной от серы. При соединении головки, предварительно срезать ножом корневую часть и присоединить её также к туловищу. При изготовлении поделок шило используется минимально, т.к. свежие плоды лука мягкие и легко накалываются.
Для изготовления рук и ног к фигурке можно подобрать веточки, похожие на рогатки. Одновременно веточки выступают в роли соединительных элементов, при помощи которых отдельные детали поделки соединяются друг с другом. Соединительные палочки должны быть не слишком толстые. Лопоточки можно изготовить из мелкой луковички, разрезанной пополам; в серединке просверливается отверстие и накалывается на ножки-палочки.
Основа этих фигурок "Старичок и матрёшка" также состоит из трёх луковиц, но при помощи дополнительных материалов меняется характер поделки. Лицо старичка оформляется также как и "Чипполино", только приклеивается борода клеем ПВА из волокна кукурузы. Туловище формируется также как и у фигурки "Чипполино", закрепляется с головкой старичка. Фигурка старичка дополняется дополнительным оформлением: нужно сшить рубашку из лоскутка ткани и шляпу из кусочка мешковины, затем одеть на фигурку старичка.
Фигурка матрёшки крепится аналогично из трёх луковиц. Лицо оформляется также, только без бороды. Оформление фигурки матрёшки производится с помощью дополнительного оформления: шьётся юбка-сарафан, а на голову одевается косынка.
Большую серию игрушек-поделок животных и птиц можно выполнить из луковиц, достаточно проявить фантазию и приложить старание. Для фигурки котика и петушка нужно скрепить две луковицы, одна под другой. Усы котику сделать из еловых иголок. Уши - из чешуек еловой шишки. Лапки и хвостик - из маленьких луковиц, разрезанных пополам.
Петушку установить клювик из семечка, гребешок, хвостик и крылья сделать из перьев птиц. Места соединения деталей можно закрепить клеем ПВА.
Объёмные поделки их лука.
Аппликации из луковой шелухи
Теоретическая часть: загадки о луке, беседа о понятии "аппликация".
Практическая часть: подготовка материала для работы с луковой шелухой, игра-фантазия на тему: "На что похожи кусочки луковой шелухи?"
Материалы и инструменты: луковая шелуха, клей ПВА, тряпочка, фон-основа, пинцет.
Учитель просит детей вспомнить загадки о луке, приводит их и сам.
1. На одном быке семь шкур.
2.
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
3.
Все меня любят,
А как раздевать - слёзы проливать.
4. Что без боли и печали приводит в слёзы?
5.
Не бьют, не ругают,
Ничего не потеряешь, а заплачешь.
6.
Сидит Марфутка в четырёх шубках,
Кто поцелует, тот и сморщится.
7.
Я вырос на грядке,
Характер мой гладкий:
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу.
8. Сто одежёк и все без застежёк.
Преподаватель спрашивает у детей, какие особенности лука подчёркнуты во всех загадках и среди всех ответов выделяет следующее: большое количество одежек - луковой шелухи. Уточняет её цвет. Луковая шелуха - это золотистые, прозрачные, очень плотные плёночки. И именно из них мы научимся делать различные виды аппликаций.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественной работы, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Аппликация появилась более 2500 лет назад у кочевых народов. Украшали ею одежду, обувь, жилище. У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Это кожа, мех, войлок, береста. Значительно позже материалом для аппликаций стали ткани, вырезанные из бумаги и другое.
Работа над аппликацией выполняется в определённой последовательности. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и высушивание.
Подготовка материала.
Луковая шелуха - нежный, хрупкий материал, очень богат по своей цветовой гамме. С ней приятно работать: она золотистая, гладкая. Снимать с луковицы шелуху нужно осторожно и использовать её свежую, не смятую. Технология заготовки материала и работа с ним немного похожа на заготовку и работу с соломкой.
Луковую шелуху предварительно запаривают в горячей воде на 10-15 минут, пока она не размокнет, затем проглаживают горячим утюгом. От горячего утюга может измениться цвет - от золотистого до тёмно-коричневого. Луковую шелуху можно окрасить и другим способом - просто прокипятить. Можно окрасить марганцовкой, морилкой для дерева или анилиновыми красителями.
Если это ваша первая работа, то лучше всего использовать уже готовый рисунок, который при желании можно упростить. Для изготовления небольшой аппликации не требуется много материала, зато можно проявить свои способности и художественный вкус.
В качестве фона можно использовать бархат, сукно, холст, шелк, натянутые на подрамник. Можно использовать цветной картон или бархатную бумагу. При подборе материала - основы, который выступает в качестве фона, нужно обратить внимание на то, чтобы цвет его и фактура гармонировали с будущей композицией. Подходящий фон оттеняет красоту силуэта и линий, усиливает их звучание, образует приятное цветовое сочетание, высвечивает, как и всю композицию в целом, так и отдельные её детали. Можно порекомендовать следующее сочетание цветов: голубой, синий, фиолетовый. Чёрный цвет уменьшает объёмность, в качестве фона усиливает действие жёлто-золотистого цвета.
Необходимо отсортировать материал по цвету и оттенкам с учётом направления тканей, полутонов и бликов (показ образцов по оттенкам: светлые, тёмные).
Способы работы с шелухой.
Наклеивание шелухи сразу на основу по рисунку. Клеем ПВА смазывают кусочки шелухи, затем накладывают их по рисунку в направлении предусмотренного эскиза. В этом случае применяется способ подгонки деталей, выполняемый сразу на основу, что практически сделать очень трудно.
Перенос каждой отдельной детали на тонкую бумагу. Луковую шелуху наклеивают клеем ПВА на тонкую, прозрачную бумагу. Затем производят вырезание деталей по изнаночной стороне. Подготовленные фрагменты кладут на фон-основу и приклеивают только тогда, когда предварительно уже составлено удачное композиционное решение.
Нужно помнить о гармонии пропорций, контрасте и естественности сочетаний.
После окончания практической работы детям предлагается игра "фантазия": из произвольно разложенных кусочков луковой шелухи с помощью преподавателя дети составляют и описывают получившиеся сюжетные картинки. Это развивает воображение, образное мышление, чувство сопереживания окружающему миру.
Образцы аппликаций из луковой шелухи: контурная "Колокольчик", полуобъёмная "Жар-птица", сюжетная "Грибочки.
Образец аппликации из чесночной шелухи.
Цветы из луковой шелухи
Теоретическая часть: загадка, сказка, беседа о цветах, информация о технологии изготовления цветов из луковой шелухи.
Практическая часть: заготовка материала - сухих соцветий цветов и луковой шелухи, изготовление цветов.
Материалы и инструменты: луковая шелуха, сухие соцветия цветов, клей ЛБА, тряпочка, кисть, ножницы.
Преподаватель в начале занятия загадывает детям загадку:
"Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, мёдом угощают", (цветы), и рассказывает сказку "Как появились цветы на земле" (по Попову Т.Н.)
Возвращался Иван-царевич от бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону - повисла над рекой радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону - радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки цветочками по всему миру. После рассказа сказки задаётся вопрос: - А вы, какие цветы знаете? Идёт небольшая беседа о цветах.
В русском быту цветы издревле занимали прочное место: без них на Руси не обходилось ни одно торжество, об этом мы узнаём из народных преданий, сказок.
Три тысячи лет назад сады персидских шахов украшали тюльпаны. Этот цветок упоминается в сказках "Тысяча и одна ночь".
В Скандинавии воспевается скромный цветок весны и любви - маргаритка, эта "невеста солнца".
В древнегреческих мифах богу солнца, науки и искусства Аполлону был посвящён гиацинт - "цветок дождей", распускающийся после первых весенних дождей.
Но самым древним цветком называют лотос, который считается священным в Индии и Китае. Венки из цветов мирта, фиалок, плюща, роз венчали головы императоров. Из древнеримской мифологии к нам пришла богиня Флора - богиня цветов, весны и юности.
И сегодня мы научимся сами изготавливать цветы!
Для изготовления цветов из луковой шелухи необходимо заготовить материал, сохраняя его естественные природные качества. Для этого нужно взять хорошие сухие луковицы, срезать у них нижнюю часть, слегка смочить шелуху, потянуть за верхушку и осторожно снять её. Для стержня можно использовать стебли сухих соцветий, злаков, семенные коробочки декоративных садовых или болотных растений. Верхушку соцветия смазать клеем ПВА и осторожно нанизать на неё чашечки из шелухи. По возможности поправить края лепестков ножницами. Так изготавливается цветок из целой луковой чашечки, а можно изготовить из отдельных деталей лепестков и листьев.
При этом способе формирование цветка производится подклеиванием отдельных лепестков, выполненных из луковой шелухи по шаблону: к верхней корзиночке сухого соцветия подклеиваются отдельные лепестки и собираются в форму выбранного вами цветка, например, ромашки, колокольчика. Листья также вырезаются по шаблону, формируются на стебле и фиксируются клеем ПВА.
Роза и пион. Эти цветы можно выполнить из целых луковых чашечек, которые формируются на соцветии в бутон один в один. Собираются несколько таких чашечек - для розы 2-3, для пиона 5-6. Листья выкраиваются по шаблону и фиксируются на стебле клеем ПВА.
Ромашки и колокольчики бывают разные по цвету и потому их можно изготовить как из луковой, так и из чесночной шелухи.
Основой цветов ромашки и колокольчика также является сухое соцветие, на которое крепятся отдельные, вырезанные по шаблону лепестки. Эти цветы можно выполнить по выкройке из отдельных лепестков или цельнокройно.
Литература
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. Москва, изд. "Эксмо", 2005г.
2. Нагибина Н.И. "Природные дары для поделок и игры". Популярное пособие для родителей и педагогов. Основы художественного ремесла. Москва, "АСТ-Пресс", 1997г.
3. Перевертень Г.И. "Аппликация из цедры и шелухи лука". Москва, АСТ "Сталкер", 2005г.
4. Черныш И.В. Основы художественного ремесла. Поделки из природного материала. Москва, "АСТ-Пресс", 1999г.