Организация социокультурного центра на базе МОУ СОШ № 28 г. Астрахани

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Школа моя!

Я связан навеки с твоею судьбой.
И в дождик, и вьюгу
Зной летний и холод-
Всегда, где б я ни был,-
Всем сердцем с тобой!

Владимир Ерофеев

В центре микрорайона Бабаевского в 1996 г. была сдана в эксплуатацию новая школа №28. Микрорайон Бабаевского имеет статус так называемой “городской окраины”, “спального района”. Со дня основания школы и по сегодняшний день в микрорайоне ведется активное строительство жилья, первоначально предназначенного для газовиков, однако сегодня являющимся средоточием большого числа мигрантов из разных регионов страны; особое место по численности среди переселенцев занимают представители Казахстана, Средней Азии, Кавказа. В непосредственной близости от школы находятся два детских сада, городская библиотека (филиал), поликлиника, филиал музыкальной школы, опорный пункт милиции, рынок, магазины. На расстоянии не более полукилометра располагается Дом детского творчества, а также СОШ №27. Кроме того, в микрорайоне есть и промышленные предприятия: Рисовый завод; Завод железобетонных конструкций; АПАП – 2, ГАЗСТРОЙ; различные СМУ.

Большинство родителей учащихся школы работает на предприятиях Астрахань Газпрома, Бургаза: это инженеры, операторы, лаборанты, водители, буровики, спасатели, технологи, разнорабочие. Некоторые родители являются работниками железной дороги (станция Астрахань-2), автотранспортных предприятий; другие – имеют собственный бизнес; есть семьи, где родители не работают. В целом социальный состав семей учащихся “СОШ №28” таков: – служащие – 42%; – рабочие – 39%; – домохозяйки – 9%; – частные предприниматели – 4% Многообразен этнический состав учащихся: – русские – 59%; – татары – 16%; – казахи – 11 %; – лезгины – 3%; – украинцы – 2,6%; – азербайджанцы – 2%; – чеченцы – 1,6%. А также башкиры, евреи, армяне, немцы, даргинцы, табасаранцы и другие национальности. Всего представлено 36 национальностей. На 1 сентября 2008 года в школе обучается 1800 человек.

В связи с тем, что микрорайон крайне отдален от города и в нем практически отсутствует своя социальная инфраструктура, школе пришлось решать и такие проблемы, как организация досуга как детского, так и взрослого населения микрорайона; организация дополнительного образования детей в соответствии с их потребностями и интересами; обеспечение социальной реабилитации “трудных детей”, формирование толерантного поведения и отношений, не только в пределах школы, но и в микрорайоне. Именно поэтому в течение нескольких лет (2002-2008 гг.) сотрудниками школы было организованно системное изучение ценностных ориентиров населения, потребностей школьного социума, в результате которого определилось ранжирование приоритетов деятельности образовательного учреждения. Так, после рассмотрения обозначенных проблем на заседании Городской Думы муниципального образования “Город Астрахань” в школе с 2003 года начал функционировать комплекс досуга детей и молодежи. На базе МОУ “СОШ№28” работают следующие направления кружковой работы, которые охватывают 1114 участников на 5 сентября 2008г культурно-оздоровительного процесса:

  • Акробатика”;
  • “Степ – аэробика”;
  • “Вольная борьба”;
  • “Актерское мастерство и Риторика”;
  • “Пилигрим” (бальные танцы);
  • “Наше поколение” (спортивно-эстрадные танцы);
  • “Футбол”;
  • Спортивное направление “Удивительный мир шашек”;
  • Национальное направление – кружок – “История народов Поволжья”;
  • Музыкальное направление – кружок “Светлячок”;
  • Музыкальное направление – кружок “Сударушка”;
  • Художественное направление – кружок “Краски радости”;
  • Декоративно-прикладное направление – кружок “Анемоны”;
  • Вокальное направление – кружок “Школьная звезда”;
  • Лингвистическое направление – кружок “Книжный обзор”;
  • Техническое направление – кружок “Авиамодель XXI в.”;
  • Эколого –географическое направление – кружок “Искатель”;
  • Литературное краеведение направление – кружок “История нашего микрорайона”;
  • Демократическое направление – кружок “Правовая культура”;
  • Биологическое направление – кружок “Благоустройство школьного участка”;
  • Музейная педагогика “Наш Век”;
  • Национальное направление – кружок “Казахская культура”;
  • Национальное направление – кружок “Звуки народных инструментов”;
  • Информационное направление – кружок “Компьютерная грамотность”;
  • Национальное направление – кружок “Край, где мы живем”;
  • Лингвистическое направление – кружок “Проба пера”;
  • Демократическое направление – “Права ребенка”.

"Школа – это социальный заказ", – так говорит Кобцева Тамара Анатольевна, директор МОУ СОШ№28, заслуженный учитель РФ. С 2002 года Кобцева Т.А. работает директором школы. Администрация школы вместе с педагогическим коллективом взялись за работу, наметили программу развития школы на несколько лет, начали ;с изучения .социума, в.результате определились приоритеты деятельности учебного заведения. – Учитывая этнический состав учащихся, наладили связь с национальными обществами казахской, татарской, ногайской культуры, открыли комплекс досуга детей- и молодежи по многим направлениям, что благотворно сказалось на микроклимате школы. Как водится, хорошую форму необходимо заполнить хорошим содержанием. Талантливый и грамотный руководитель активно внедряет в практику работы школы новые педагогические технологии. Для достижения высоких результатов необходим хороший уровень программно-методического обеспечения. За последние три года в школе открылись два компьютерных класса, организованы рабочие компьютеризированные места администрации, учителей, библиотекарей, учащихся. Для того чтобы учителя овладели современными технологиями, привлекаются к работе квалифицированные специалисты. Педколлектив не боится нововведений. Изучение образовательного заказа населения микрорайона потребовало от руководства школы системной работы по формированию условий для внедрения профильного обучения.

За шесть лет интенсивного развития педколлектив сделал очень много для продвижения вперед: о школе заговорили, школа "зазвучала"."Школа должна держать тесную связь с наукой" – так решает педколлектив, и заключаются договора о сотрудничестве с вузами и ссузами. Такой подход к организации учебно-воспитательного процесса позволил получить хорошие результаты. С 2003 года школа активно участвует в олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня, вплоть до международного, стабильно занимая призовые места. Результаты государственной итоговой аттестации в 11-х классах свидетельствуют об улучшении качества знаний в среднем до 20% по отдельным предметам по сравнению с 2002 годом.

Школа "вырастила" не одно поколение золотых и серебряных медалистов, которые подтвердили свои знания при поступлении в вуз. Это говорит о том, что школа дает прочные знания и вышла на хороший уровень развития. Для того чтобы развить мотивацию к учёбе, создается воспитательная система культурно-нравственного направления. Это целостный организм, соединяющий в единый процесс две основные подсистемы – обучающую и воспитывающую.. Цель- воспитание общественно-активной . личности, так как школа стремится к демократическому стилю общения. Поэтому проводится много акций, разрабатываются различные проекты. Спектр социальных проектов детей широк: обустройство школьной территории, увековечение памяти погибших земляков, например, создан мультимедийный проект "Вахта памяти", презентованный для ветеранов, решение конкретных экологических проблем, например, сейчас ребята работают над проектом "Зимний сад в школе". В школе созданы детские общественные организации, например, детское экологическое движение "Лотос", совет старшеклассников, имеющий свою символику – флаг, герб, гимн..Школа №28 г- красивая школа, где продумано оформление каждого уголочка школьной территории, все это сделано с любовью к детям и для детей. В эту. школу дети ходят с удовольствием, Ученики этой школы умеют, учиться и отдыхать. Их этому учат качественно и профессионально.

Культурно-оздоровительный комплекс досуга детей и молодежи МОУ “СОШ №28” не только создает условия для развития и воспитания детей, но и расширяет спектр связей образовательного учреждения с другими организациями и учреждениями, что особенно благотворно сказывалось на микроклимате общеобразовательного учреждения. Появилась взаимодополняющая основа учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования, которая создает условия предоставляющие детям, подросткам, молодежи, населению микрорайона в целом выбор практической деятельности, круга общения, соответствующего их интересам, добровольное участие в занятиях, сотрудничество со взрослыми, организацию активного, творческого досуга.

Проблема свободной жизнедеятельности и связанный с ней вопрос организации свободного времени детей выходит за рамки школьного обучения. Формально за их решение “отвечает” система внешкольного, дополнительного образования. Тем не менее, использование свободного времени школьниками накладывает отпечаток на существование и деятельность любого образовательного учреждения, и задача взаимодействия со средой свободной жизнедеятельности, в которой происходит важнейший процесс культурной социализации, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане.

В учебно-воспитательном, культурно-оздоровительном процессе ОУ- воспитание и обучение органически соединены. Для развития творческой личности есть все объективные условия:

  • добровольность участия каждого в занятиях (и отсутствии каких-либо отметок); выбор им дела по душе;
  • сотрудничество ребёнка и взрослого, увлечённых общим делом;
  • организация занятий в индивидуальном темпе и объёме;
  • возможность составить для каждого свой образовательный маршрут;
  • свободное общение в разновозрастном коллективе;
  • организация дружеских и деловых отношений по горизонтали и вертикали.

Особенность этой сферы состоит в признании приоритета такой ценности, как свобода личности, выбора и волеизъявления. Отношения, возникающие в этой сфере, зажигаются на признании личности, её способностей и личных качеств, а не на формальном статусе, пусть даже высоком. Складывающиеся группы, компании, коллективы выбирают своих лидеров неформальным, демократическим путем, учитывая их организаторские, деловые и личные качества.

Для школы, как социокультурного центра очень важна та оценка, которую дает каждый учащийся, то есть его мнение по поводу организации и проведения учебно-воспитательного, культурно-оздоровительного процессов в школе. Принцип очень простой, и это должно быть в любой школе — мы должны понять, нужны ли мы школе, детям, потому что ребенок должен попадать в состояние успеха с первой минуты. Школа, конечно, должна быть создана и работать для детей, и безусловно школа будет лучше, если в этой школе комфортно не только педагогическому коллективу, но и в первую очередь комфортно каждому ребенку, когда ребенок с удовольствием идет в школу.