Пояснительная записка
Изучение раздела физики “Магнитные явления” имеет огромную познавательную ценность.
Данный урок проводится в форме – соревнование.
Урок повторения и обобщения пройденного материала. Проводится урок в 9-м классе. Учебный материал соответствует поставленным целям: развитие научного мышления творческих способностей, определяется объективным уровнем развития знаний.
При разработке урока учитывалась инициатива учащихся.
Урок обычен, но для меня ценен тем, что полученные знания прошли через руки, мысли, сердце каждого ученика.
Цели:
- Развивающая: развивать умения применять полученные знания в новой ситуации и объяснять наблюдаемые явления.
- Обучающая: закреплять умения применять знания при решении задач; повторить и обобщить знания по теме: “Магнитные явления”.
- Воспитательная: формировать навыки коллективной работы; самостоятельности.
Оборудование: Приложение
Ход урока
1. Вводная часть
Учитель: Много наук изучают в школе, но у всех наук одна и та же цель. Какая?
Ученик: Применять полученные знания на практике.
Учитель: Нам в жизни приходится решать много разных задач, в том числе и житейских, множество проблем, и мы их решаем. Давайте рассмотрим проблему: как провести каникулы?
Ученики предлагают свои ответы.
Учитель: Из всех ваших высказываний можно составить план действий:
- проблема
- идея
- практика
Этот план всегда выполняет любой человек, решая возникшие в его жизни проблемы. Мы тоже будем применять этот план сегодня на уроке при восхождении на пик Знаний.
Сегодня на уроке мы будем покорять электромагнитные явления. План нашего маршрута перед вами на экране (Приложение, слайд 3). Разбиваемся на три группы, выбираем командира, он ставит задачи перед каждым членом команды и следить за их выполнением. Выбираем независимое жюри. Я желаю командам успехов при решении разных проблем. Итак, в путь.
2. Восхождение на пик Знаний.
I тур “Проверь себя” (Приложение, слайд 4).
Учитель читает вопросы, участники команд поднимают руки.
- Между проводниками с током возникают силы взаимодействия, которые называются ..... силами (Приложение, слайд 5).
- Магнитная стрелка имеет два полюса: (слайд 6).
- Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, то есть вокруг ..... электрических зарядов (слайд 7).
- Вокруг неподвижных электрических зарядов существует только ...... поле (слайд 8).
- Вокруг движущихся зарядов существует ..... поле (слайд 9).
- Как с помощью компаса определить есть ли ток в проводнике? (слайд 10).
- Из каких материалов можно изготовить магнитную стрелку? (Дерево, фарфор, медь, железо, стекло, сталь) (слайд 11).
- Южный магнитный полюс притягивается к ..... полюсу, но отталкивается от ..... (слайд 12).
- Особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий вокруг намагниченных тел называется ..... полем (слайд 13).
II тур “Поиск” (слайд 15) .
После небольшой разминки наступило время решать поставленную проблему. Высказывайте свои идеи и применяйте их на практики. Ищите оптимальные пути подъема. На экране появляются рисунки, с помощью которых ребята преодолевают этот тур.
- На каких картинках магнитные линии магнитного поля прямого проводника с током изображены правильно? (рис. 28 стр. 41). Журнал “Физика в школе” за 1995 г. № 1 (слайд 16).
- Укажите полярность магнита, для которого магнитные линии выглядят так, как показано на рисунке (слайд 17). Тетрадь по физике 8 кл. за 1995 г. стр. 93 задание 7.
- Получите с помощью железных опилок линии магнитного поля прямого проводника с током в уже собранных электрических схемах.
III тур “Самый быстрый” (слайд 19)
Впереди еще много трудных подъемов надо преодолеть, время восхождения на пик знаний ограничено, поэтому постараемся преодолеть этот подъем за минимальное время.
- Обозначьте на рисунке изографические и магнитные полюсы Земли (рисунок на стр. 97 тетрадь по физике 8 класс задание № 6) (слайд 20)
- Стальные иголки, притягиваясь к сферическому магниту, располагаются на его поверхности, как показано на рисунке. Укажите магнитные полюса на иголках (слайд 21).
- Из букв, которые входят в слова виток + деталь + эрг + лес, составьте название электрического устройства, приводящего в действие различные механизмы и машины. Букву “с” не использовать (слайд 22).
IV тур “Конкурс капитанов” (слайд 24)
Участниками восхождения после преодоления половины пути устали, нужно сделать привал. На отдыхе всегда найдется человек из команды, чтобы подбодрить свою команду. Им будет капитан. Капитаны команд выходят к доске и поочередно вытаскивают лепесток цветка и отвечают на вопрос (слайд 25).
Лепестки разного цвета.
Вопросы на лепестках:
- Что называют электромагнитом?
- Полюса магнита – это?
- Какие линии называют магнитными силовыми линиями?
- Первое правило правой руки сформулировать.
- Сформулировать второе правило правой руки.
- Сформулируйте правило левой руки.
- Что называется электромагнитной индукцией?
V тур “Преодолей препятствие” (слайд 27).
Впереди самый трудный подъем, чтобы его быстро преодолеть, действия всей команды должны быть согласованными. Я желаю вам всем успеха при прохождении этого подъема. Помните ваши действия: проблема – идея - практика. Итак, в путь:
- Катушка с током имеет магнитные полюсы, что необходимо сделать, чтобы изменить их полярность? (Слайд 28)
- Имеется электромагнит, через который проходит небольшой ток. Как, не
увеличивая ток, сделать электромагнит более сильным?
(Слайд 28) - Существуют различные по мощности электромагниты. Электромагниты с помощью которых поднимают машины, металлом и др. Имеют большую мощность, а в медицине используют электромагниты очень слабые. Объяснить каким образом можно достичь различия в их мощностях? (Слайд 29)
- В пространстве между полосами магнита влетает: а) электрон; б) протон. Как направлена сила, действующая на частицу со стороны магнитного поля в точке А? (Слайд 30)
- К одному и тому же полюсу магнитной стрелки поднести стальной стержень поочередно разными концами. Стрелка в обоих случаях отталкивается. Объяснить явление (слайд 31).
- Прямолинейный проводник с током I расположен на оси кругового тока I1. Найти силу взаимодействия этих двух токов (слайд 31).
- Как известно два параллельных проводника с током одинакового направления притягиваются. Почему же два параллельных пучка электронных лучей одинакового направления отталкиваются, ведь эти лучи тоже являются током? (Слайд 31).
VI тур “Найди дорогу” (слайд 33)
Вершина подъема уже близка и командам предстоит найти самую близкую дорогу к вершине, для этого надо быстро разгадать ключевое слово каждой команде.
Каждая команда получает свое задание (слайд 34).
Угадайте слово, запишите в клетку букву указанную цифрой в таблице и получите ключевое слово.
1 команда:
- Металл не притягивается к магниту.
- Электромагнит входит в ....
- В металлическом проводнике электрический ток – это движение ....
- Поле, которое существует вокруг намагниченных тел.
- Провод в форме винтовой спирали
- Физик, который установил, что сила, действующая со стороны магнитного поля всегда перпендикулярна направлению движения частицы.
- Есть и у батарейки и у магнита.
2 команда:
- Обнаружил взаимодействие проводника с током и магнитной стрелкой.
- Направление силовых линий магнитного поля определяет.... правило
- Самое слабое магнитное поле у планеты....
- Усиливает действие катушки.
- Магнитная силовая...
- Первый применил электродвигатель в практике.
- К электромагниту притягивается.....
3 команда:
- Самый большой естественный магнит
- Постоянный .....
- Пробел
- Составная часть электромагнита
- Катушка с сердечником
- Магнитная стрелка является частью .....
- Подводит ток к якорю электродвигателя.
Правильный ответ. (Приложение, слайд 35).
Учитель: Мы достигли вершины пика Знаний, капитаны команд выставите оценки участникам своей команды.
Итог урока
Ну что ж, урок окончен
Итог мы подведем
Оценим наши знания
Понравилось что в нем?
Кто вклад какой вложил?
И кто в конце урока
Пятерки получил.
Отметить работу всех учащихся и выставить оценки.
Домашнее задание:
- Подготовка к тестированию по данной теме
- Составит кроссворд
Литература
- Физические викторины. Б.Ф. Билимович, 1977.
- Как подготовить и провести открытый урок. М.М. Поташник, М.В. Левит, 2003.
- Мир физики в художественной литературе. С.А. Тихомиров, И.А. Богородицкая, 1988.
- Урок физики в современной школе. Э.М. Браверман, 1993.
- Дидактический материал по физике в 7–8 классах. Н.А. Родина, 1991.