Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для игровой деятельности по ознакомлению детей с железной дорогой и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:
- Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности детей дошкольного возраста;
- Изучить опыт работы учреждений образования ОАО “РЖД” и рекомендаций региональных (муниципальных) органов управления образованием в области игровой деятельности дошкольников;
- Разработать и коллективно обсудить примерное перспективное планирование игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с железной дорогой и ее профессиями.
Подготовительный период:
- Создание инициативной группы по проведению педсовета.
- Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
- Проведение микроисследования эффективности работы.
- Посещение учебных занятий с целью изучения эффективности использования игровых технологий.
- Изготовление наглядного материала – памяток воспитателям (членам инициативной группы) при подготовке выступлений и совершенствовании работы по теме педсовета.
- Составление инициативной группой проекта решения заседания педагогического совета.
В подготовительный период администрация или ответственный за подготовку и проведение педагогического совета предлагает всему коллективу сформировать четыре микрогруппы педагогов. В первую группу войдут представители администрации, в остальные – педагоги и воспитатели детского сада. Каждая микрогруппа должна выбрать лидера (руководителя), который в дальнейшем будет руководить работой микрогруппы и выступать на педсовете с обобщенным докладом. За несколько дней до педсовета каждой микрогруппе выдаются памятки.
Порядок работы педагогического совета
Педагогический совет открывает руководитель детского сада, который в краткой форме говорит о целях педсовета и подготовительной работе. Определяет совместно с педколлективом регламент работы.
Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей (сообщение психолога).
Дальнейшее ведение педсовета предлагается методисту детского сада или ответственному лицу за проведение педсовета.
Вначале слово предоставляется руководителю первой микрогруппы, в состав которой входят представители администрации детского сада. Лидер микрогруппы на основании задания памятки № 1 делает краткое сообщение.
Затем поочередно слово с краткими сообщениями предоставляется лидерам второй-четвертой микрогрупп. Они вносят конкретные предложения для рассмотрения педагогического совета. После обсуждения предложений принимается решение педсовета.
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с железной дорогой и ее профессиями
№ |
Название, источник, цель игры, оснащение |
Ход игры |
1 | Не ошибись. Развивать скорость мышления. Закреплять знания о содержании деятельности железнодорожников в разное время суток. Мяч небольшой, легкий. |
Дети стоят полукругом. Ведущий называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав его, ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают железнодорожники в это время. |
2 |
Найди такой же. Учить сравнивать предметы, находить их характерные признаки. Закрепить знания о профессии машиниста, помощника машиниста, сходство и различие. Воспитывать наблюдательность. Несколько пар одинаковых электровозов. |
Дети по сигналу воспитателя ищут одинаковые электровозы. |
3 |
Новоселье локомотива. Закрепить знания о работниках локомотивного депо. Упражнять в употреблении и понимании обобщающих слов: депо, цех, подвижной состав. |
Дети строят цех для нового поезда, ищут нужный предмет, называют тех, кто там работает. |
4 |
Железнодорожная связь. Познакомить детей с теми, кто обеспечивает связь на железной дороге. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь. Микрофон. |
Дети рассказывают о наиболее характерных особенностях в железнодорожной связи: селектор, радио, рация. |
5 |
Кассир, ревизор, пассажир. Закреплять умение квалифицировать и называть предметы профессии, необходимые для поездки на железнодорожном транспорте. Мяч. |
Воспитатель передает мяч со словами: “Мы пассажир. Что тебе необходимо для поездки?” Ребенок должен назвать предмет и передать мяч другому ребенку. |
6 | Дополни предложение. Развивать речевую активность, быстроту мышления, знания о железнодорожном транспорте. |
Дети находят и называют такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Можно добавлять только одно слово. Например: “Ревизор проверяет… билет” |
7 | Было – будет. Уточнять представления о прошлом, настоящем, будущем на железной дороге. Мяч. |
Дети стоят полукругом. Воспитатель бросает им мяч: “Было – паровоз, есть –электровоз, будет…” |
8 | Закончи предложение. Учить понимать причинные связи. Упражнять в правильном подборе слов на железнодорожную тематику. |
Воспитатель поднимает руку. Имитируя стрелку, предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка. “Я работаю машинистом, чтобы…” |
9 | Локомотив. Развивать слуховое внимание, активировать словарь, мышление. Игрушечный поезд. |
Дети сидят кружком на ковре. Они классифицируют виды железнодорожного транспорта по особенностям перевозок. |
10 | Только на эту букву. Закреплять знания о букве и звуке, воспитывать звуковое внимание. |
Воспитатель называет слово “паровоз”. Ребенок должен назвать слово на любую букву из этого слова, связанное с железнодорожным транспортом. |
11 | Чья одежда? Воспитывать интерес к людям железнодорожных профессий. Набор картинок, фишки. |
По рабочей одежде дети определяют профессию железнодорожника, находят нужную картинку и показывают ее. За правильный ответ – фишка. |
12 | Собери картинку Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Разрезные картинки по железнодорожной тематике. |
За определенное время дети должны правильно собрать из частей целую картинку. |
13 | Кому что нужно? Упражнять в квалификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям в железнодорожной профессии. |
Воспитатель называет профессию, дети отвечают, что нужно этому человеку. Например, “сигналист –флажок” |
14 | Путешествие по депо. Закреплять знания детей о том, кто работает в депо и что там делают. Набор сюжетных картинок. |
Группа делится на две команды. Дети по сигналу отбирают только те картинки, которые соответствуют работе в депо. |
15 | Кто кем будет? Развивать умственные способности, мышление и память. |
Воспитатель спрашивает детей, кем они хотят стать, когда вырастут и будут работать на железной дороге, и чем они будут заниматься. |
16 | Бывает – не бывает. Развивать воображение, логику мышления. Мяч. |
Воспитатель бросает мяч, произнося фразу, а ребенок должен ловить его или нет. Если то, что сказал воспитатель, действительно бывает, то ребенок ловит мяч и не ловит его, если того не бывает. Например: “Машинист управляет составом”, “Состав управляет машинистом”. |
17 | Подбери нужные слова. Учить подбирать определенные по смыслу слова (прилагательные), соотносить слово-действие. Палочка. |
Воспитатель называет слова на железнодорожную тематику, а дети – характеризующее слово. “Поезд – быстрый, скорый, пассажирский и т.д.” |
18 | Где мы были, мы не скажем. Развивать находчивость, умение перевоплощаться. |
Дети имитируют действия людей разных профессий железнодорожников так, чтобы окружающие узнали и назвали профессию. |
19 | Кто больше знает? Развивать память, обогащать знания о предметах, воспитывать находчивость. Предметные картинки. |
Дети сидят на ковре, воспитатель показывает картинку с изображением железнодорожного транспорта, вокзалов, работников магистрали. Дети подробно рассказывают о них. |
20 | Где был Петя? Активизировать процессы мышления, внимания, памяти. Куклы Петя. |
К детям приходит кукла Петя и загадывает загадки о своем путешествии на поезде. |
Решение педагогического совета
- В целях совершенствования условий для организации игр по ознакомлению детей с железной дорогой и ее профессиями в группах рассредоточить атрибуты для сюжетных игр, обеспечив детям общение небольшими коллективами (в младшей и средней группах).
- Систематически планировать и проводить все виды игр по ознакомлению детей с железной дорогой и ее профессиями в разных возрастных группах (всем воспитателям).
- Проанализировать уровень развития игровых умений по ознакомлению детей с железной дорогой и ее профессиями у детей разных возрастных групп. Выявить недостатки в овладении ими: технические, мотивационно-целевые, контрольно-оценочные. (Ответственные старший воспитатель, психолог).
- Составить карты-диагностики и использовать их в последующей работе. (Отвественный – старший воспитатель).
- По итогам педсовета провести семинар-практикум по теме “Активизация форм и методов игровой деятельности по ознакомлению детей с железной дорогой и ее профессиями”. (Ответственный – старший воспитатель).
Литература
- Программа “Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников” Е.Блохина, Т.Якунина,2008 г.