Педагогический совет–практикум "Игра как приоритетное средство развития дошкольника. Знакомим дошкольника с железной дорогой и профессиями магистрали в игре"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для игровой деятельности по ознакомлению детей с железной дорогой и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

  • Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • Изучить опыт работы учреждений образования ОАО “РЖД” и рекомендаций региональных (муниципальных) органов управления образованием в области игровой деятельности дошкольников;
  • Разработать и коллективно обсудить примерное перспективное планирование игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с железной дорогой и ее профессиями.

Подготовительный период:

  1. Создание инициативной группы по проведению педсовета.
  2. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
  3. Проведение микроисследования эффективности работы.
  4. Посещение учебных занятий с целью изучения эффективности использования игровых технологий.
  5. Изготовление наглядного материала – памяток воспитателям (членам инициативной группы) при подготовке выступлений и совершенствовании работы по теме педсовета.
  6. Составление инициативной группой проекта решения заседания педагогического совета.

В подготовительный период администрация или ответственный за подготовку и проведение педагогического совета предлагает всему коллективу сформировать четыре микрогруппы педагогов. В первую группу войдут представители администрации, в остальные – педагоги и воспитатели детского сада. Каждая микрогруппа должна выбрать лидера (руководителя), который в дальнейшем будет руководить работой микрогруппы и выступать на педсовете с обобщенным докладом. За несколько дней до педсовета каждой микрогруппе выдаются памятки.

Порядок работы педагогического совета

Педагогический совет открывает руководитель детского сада, который в краткой форме говорит о целях педсовета и подготовительной работе. Определяет совместно с педколлективом регламент работы.

Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей (сообщение психолога).

Дальнейшее ведение педсовета предлагается методисту детского сада или ответственному лицу за проведение педсовета.

Вначале слово предоставляется руководителю первой микрогруппы, в состав которой входят представители администрации детского сада. Лидер микрогруппы на основании задания памятки № 1 делает краткое сообщение.

Затем поочередно слово с краткими сообщениями предоставляется лидерам второй-четвертой микрогрупп. Они вносят конкретные предложения для рассмотрения педагогического совета. После обсуждения предложений принимается решение педсовета.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с железной дорогой и ее профессиями

Название, источник, цель игры, оснащение

Ход игры

1 Не ошибись.

Развивать скорость мышления. Закреплять знания о содержании деятельности железнодорожников в разное время суток.

Мяч небольшой, легкий.

Дети стоят полукругом. Ведущий называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав его, ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают железнодорожники в это время.

2

Найди такой же.

Учить сравнивать предметы, находить их характерные признаки. Закрепить знания о профессии машиниста, помощника машиниста, сходство и различие. Воспитывать наблюдательность.

Несколько пар одинаковых электровозов.

Дети по сигналу воспитателя ищут одинаковые электровозы.

3

Новоселье локомотива.

Закрепить знания о работниках локомотивного депо. Упражнять в употреблении и понимании обобщающих слов: депо, цех, подвижной состав.

Дети строят цех для нового поезда, ищут нужный предмет, называют тех, кто там работает.

4

Железнодорожная связь.

Познакомить детей с теми, кто обеспечивает связь на железной дороге. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь.

Микрофон.

Дети рассказывают о наиболее характерных особенностях в железнодорожной связи: селектор, радио, рация.

5

Кассир, ревизор, пассажир.

Закреплять умение квалифицировать и называть предметы профессии, необходимые для поездки на железнодорожном транспорте.

Мяч.

Воспитатель передает мяч со словами: “Мы пассажир. Что тебе необходимо для поездки?” Ребенок должен назвать предмет и передать мяч другому ребенку.
6 Дополни предложение.

Развивать речевую активность, быстроту мышления, знания о железнодорожном транспорте.

Дети находят и называют такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Можно добавлять только одно слово. Например: “Ревизор проверяет… билет”
7 Было – будет.

Уточнять представления о прошлом, настоящем, будущем на железной дороге.

Мяч.

Дети стоят полукругом. Воспитатель бросает им мяч: “Было – паровоз, есть –электровоз, будет…”
8 Закончи предложение.

Учить понимать причинные связи. Упражнять в правильном подборе слов на железнодорожную тематику.

Воспитатель поднимает руку. Имитируя стрелку, предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка. “Я работаю машинистом, чтобы…”
9 Локомотив.

Развивать слуховое внимание, активировать словарь, мышление.

Игрушечный поезд.

Дети сидят кружком на ковре. Они классифицируют виды железнодорожного транспорта по особенностям перевозок.
10 Только на эту букву.

Закреплять знания о букве и звуке, воспитывать звуковое внимание.

Воспитатель называет слово “паровоз”. Ребенок должен назвать слово на любую букву из этого слова, связанное с железнодорожным транспортом.
11 Чья одежда?

Воспитывать интерес к людям железнодорожных профессий.

Набор картинок, фишки.

По рабочей одежде дети определяют профессию железнодорожника, находят нужную картинку и показывают ее. За правильный ответ – фишка.
12 Собери картинку

Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей.

Разрезные картинки по железнодорожной тематике.

За определенное время дети должны правильно собрать из частей целую картинку.
13 Кому что нужно?

Упражнять в квалификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям в железнодорожной профессии.

Воспитатель называет профессию, дети отвечают, что нужно этому человеку. Например, “сигналист –флажок”
14 Путешествие по депо.

Закреплять знания детей о том, кто работает в депо и что там делают.

Набор сюжетных картинок.

Группа делится на две команды. Дети по сигналу отбирают только те картинки, которые соответствуют работе в депо.
15 Кто кем будет?

Развивать умственные способности, мышление и память.

Воспитатель спрашивает детей, кем они хотят стать, когда вырастут и будут работать на железной дороге, и чем они будут заниматься.
16 Бывает – не бывает.

Развивать воображение, логику мышления.

Мяч.

Воспитатель бросает мяч, произнося фразу, а ребенок должен ловить его или нет. Если то, что сказал воспитатель, действительно бывает, то ребенок ловит мяч и не ловит его, если того не бывает. Например: “Машинист управляет составом”, “Состав управляет машинистом”.
17 Подбери нужные слова.

Учить подбирать определенные по смыслу слова (прилагательные), соотносить слово-действие.

Палочка.

Воспитатель называет слова на железнодорожную тематику, а дети – характеризующее слово. “Поезд – быстрый, скорый, пассажирский и т.д.”
18 Где мы были, мы не скажем.

Развивать находчивость, умение перевоплощаться.

Дети имитируют действия людей разных профессий железнодорожников так, чтобы окружающие узнали и назвали профессию.
19 Кто больше знает?

Развивать память, обогащать знания о предметах, воспитывать находчивость.

Предметные картинки.

Дети сидят на ковре, воспитатель показывает картинку с изображением железнодорожного транспорта, вокзалов, работников магистрали. Дети подробно рассказывают о них.
20 Где был Петя?

Активизировать процессы мышления, внимания, памяти.

Куклы Петя.

К детям приходит кукла Петя и загадывает загадки о своем путешествии на поезде.

Решение педагогического совета

  1. В целях совершенствования условий для организации игр по ознакомлению детей с железной дорогой и ее профессиями в группах рассредоточить атрибуты для сюжетных игр, обеспечив детям общение небольшими коллективами (в младшей и средней группах).
  2. Систематически планировать и проводить все виды игр по ознакомлению детей с железной дорогой и ее профессиями в разных возрастных группах (всем воспитателям).
  3. Проанализировать уровень развития игровых умений по ознакомлению детей с железной дорогой и ее профессиями у детей разных возрастных групп. Выявить недостатки в овладении ими: технические, мотивационно-целевые, контрольно-оценочные. (Ответственные старший воспитатель, психолог).
  4. Составить карты-диагностики и использовать их в последующей работе. (Отвественный – старший воспитатель).
  5. По итогам педсовета провести семинар-практикум по теме “Активизация форм и методов игровой деятельности по ознакомлению детей с железной дорогой и ее профессиями”. (Ответственный – старший воспитатель).

Литература

  1. Программа “Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников” Е.Блохина, Т.Якунина,2008 г.