Оценка детей педагогами
1. Карта оценки особенностей развития ребенка
Имя, фамилия________________Группа №___________Возраст__________
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность признака развития ребенка. Это поможет эффективно организовать работу с ребенком. Необходимо отметить только одно из трех значений:
“1” – признак выражен незначительно или отсутствует;
“2” -признак выражен в средней степени;
“3” -признак выражен значительно.
№ |
Оцениваемый признак поведения (развития) |
Выраженность данного признака |
||
отсутствует или незначительная |
средняя |
значительная |
||
1. Отношение родителей | ||||
1 | Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его одежде. | 1 | 2 | 3 |
2 | Ребенка забирают из группы одним из самых последних. | 1 | 2 | 3 |
3 | Родители мало общаются с воспитателем, не уделяют достаточного внимания ребенку. | 1 | 2 | 3 |
4 | Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада. | 1 | 2 | 3 |
2. Поведение в группе Сумма по первой группе | ||||
5 | Томозит. Не сразу воспринимает требования воспитателя | 1 | 2 | 3 |
6 | С трудом выполняет правила распорядка группы. | 1 | 2 | 3 |
7 | Неуверен. Боязлив. При обращении к нему взрослого может заплакать | 1 | 2 | 3 |
8 | Расторможен. Нуждается в многократном повторении словесных указаний и контроле. | 1 | 2 | 3 |
3. Игра и общение с детьми. Сумма по второй группе | ||||
9 | Предпочитает играть в одиночестве | 1 | 2 | 3 |
10 | Конфликтует с детьми, часто дерется, злится, плачет | 1 | 2 | 3 |
11 | Не умеет поддержать игру, принять роль | 1 | 2 | 3 |
12 | Сильно переживает, все время ждет прихода родителей | 1 | 2 | 3 |
4. Познавательное развитие Сумма по третьей группе | ||||
13 | Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется) | 1 | 2 | 3 |
14 | Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы) | 1 | 2 | 3 |
15 | Плохо рисует (недостаточно сформированы графические навыки) | 1 | 2 | 3 |
16 | Затруднено формирование элементарных математических представлений | 1 | 2 | 3 |
5. Социально-бытовые навыки и ориентировка Сумма по 4 группе | ||||
17 | Недостаточен объем знаний об окружающем мире | 1 | 2 | 3 |
18 | Имеет трудности в овладении навыками самообслуживания | 1 | 2 | 3 |
19 | Путает временные понятия (по программному материалу) | 1 | 2 | 3 |
20 | Плохо знает, как зовут родителей, родственные отношения в семье | 1 | 2 | 3 |
6. Темповые характеристики Сумма по 5 группе | ||||
21 | Заторможен, почти во всем медлителен | 1 | 2 | 3 |
22 | Темп работы неравномерен, быстро устает | 1 | 2 | 3 |
23 | Работает невнимательно, быстро теряет интерес | 1 | 2 | 3 |
24 | Темп работы быстрый, но работает хаотично и “бестолково” | 1 | 2 | 3 |
7.Отношения к занятиям и их успешность Сумма по 6 группе | ||||
25 | Нуждается в постоянном контроле педагога | 1 | 2 | 3 |
26 | С трудом выполняет программу обучения в детском саду | 1 | 2 | 3 |
27 | Неусидчив, не доводит начатое дело до конца | 1 | 2 | 3 |
28 | Мешает на занятиях | 1 | 2 | 3 |
8. Речевое развитие Сумма по 7 группе | ||||
29 | Речь малопонятна, трудности звукопроизношения (соответственно возрасту) | 1 | 2 | 3 |
30 | Словарный запас беден по сравнению с другими детьми | 1 | 2 | 3 |
31 | Имеются нарушения грамматического строя речи | 1 | 2 | 3 |
32 | Говорит односложно, выраженные трудности пересказа | 1 | 2 | 3 |
9. Физическое развитие Сумма по 8 группе | ||||
34 | Недостаточно развит физически или очень полный | 1 | 2 | 3 |
35 | Быстро устает, истощается или возбуждается при переутомлении | 1 | 2 | 3 |
36 | Часто болеющий | 1 | 2 | 3 |
37 | Плохой аппетит, ослаблен | 1 | 2 | 3 |
10. Моторное развитие Сумма по 9 группе | ||||
38 | Плохо развита мелкая моторика, нуждается в помощи при лепке, аппликации | 1 | 2 | 3 |
39 | Нарушена общая координация, неуклюжий, неловкий | 1 | 2 | 3 |
40 | Медлителен, неточен в движениях | 1 | 2 | 3 |
41 | Предпочитает (часто) действовать левой рукой | 1 | 2 | 3 |
Сумма по 10 группе |
2. Опросник “Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей”
0 – НЕ ПРОЯВЛЕТСЯ ВООБЩЕ;
1 – ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИНОГДА;
2 – ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТО;
3 – ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПОЧТИ ВСЕГДА.
Агрессивность:
- Ломает игрушки.
- Толкает сверстника.
- Мимоходом ударяет встречных.
- Кусается.
- Плюется.
- Щиплет других.
- Говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.
- Ругается.
- Замахивается, но не ударяет.
- Пугает других.
- Сжимает губы, кулаки.
- Сопротивляется при попытках удержать от агрессивных действий.
- Препятствие стимулирует его агрессивное поведение.
- Просит стукнуть себя еще раз.
Вспыльчивость:
- Неожиданно для всех бросает игрушки; грубо отвечает.
- Может разорвать пособие, сказать нецензурное слово.
- Плюется.
Негативизм:
- Делает все наоборот.
- С трудом включается в коллективную игру.
- Отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности.
- Говорит часто слова “не хочу”, “не буду”, “нет”.
Демонстративность:
- Отворачивается.
- Утрирует движения на занятии.
- Стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий.
- Делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.
Обидчивость
- Обижается при проигрыше в игре.
- Болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса.
- Недовольное выражение лица.
- Часто плачет
Конфликтность
- Сам провоцирует конфликт.
- Отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
- Не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях.
- Не уступает игрушек.
Эмоциональная отгороженность
- Когда все дети вместе, стремится уединиться.
- Входит в помещение и сразу идет к игрушкам.
- Занят своим делом и не замечает окружающих.
- Не использует речь как средство общения.
- Когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
- Не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание.
- Не реагирует на переход с обычной речи на шепот.
- Избегает смотреть в лицо собеседнику.
Нерешительность
- Избегает ситуации устного опроса на занятии.
- Отказывается от ведущих ролей в играх.
- Часто использует фразы “не знаю”, “может быть”, “трудно сказать”.
- Не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
- В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; его поведение вариативное.
Страхи
- Страх пылесоса.
- Страх собаки.
- Страх темноты.
- Страх от порывов ветра.
- Страх новых людей в новой ситуации.
- Страх публичного выступления.
- Страх оставаться одному.
- Боязнь спрыгнуть с возвышения, входить в новое помещение.
Тревожность
- Блуждающий, отстраненный взгляд.
- Не может объяснить причины своей тревоги.
- Неожиданно вздрагивает.
- Осторожно ходит.
- Стремится быть поближе к взрослому.
Скованность
- Не знает, чем заняться
- Бездеятельно смотрит по сторонам
- Говорит слишком тихо.
- Темп действий замедлен.
- Запаздывает при действиях по сигналу.
Эгоцентричность
- Считает, что все игрушки, все конфеты – для него.
- Навязывает свою игру, желания детям.
- Часто использует местоимение “я”.
Избегание умственных усилий
- Быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).
- Не смотрит мультфильмы.
Дифицит внимания
- Приходится словесно повторять задание по несколько раз.
- Требуется сочетание слова с показом способа действия.
- Переспрашивает условия выполнения задания.
Двигательная расторможенность
- Поспешно планирует собственные действия.
- Темп действий убыстрен.
- Количество действий избыточно.
- Действует раньше условного сигнала.
- Встает на первой половине занятия, когда дети еще сидят.
- Быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.
Речевая расторможенность
- Говорит слишком громко, не может говорить с обычной силой голоса.
- Темп речи убыстрен.
- Речь взахлеб.
- Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого.
Непонимание словесных инструкций.
- Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.
- Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.
Ригидность
- Рисует многократно повторяющиеся элементы.
- Навязчив при общении.
- Привлекает к себе внимание.
- Повторяет одну и ту же просьбу или фразу.
- Застревает на обиде.
- С трудом переключается.
3. Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей
Диагностическая таблица 1.
Фамилия, имя ребенка Возраст Дата | |||
№ | Характеристика поведения |
Утверждения |
|
Да | Нет | ||
1 | Испуганно озирается, оглядывается |
||
2 | Продолжает заниматься своим делом даже после замечания |
||
3 | Нетерпелив, выкрикивает, перебивает |
||
4 | Претендует на главные роли |
||
5 | Неопрятный внешний вид |
||
6 | Дерется со сверстниками, кусается |
||
7 | Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы |
||
8 | Спорит, с трудом договаривается, соглашается |
||
9 | Не доводит начатое дело до конца |
||
10 | Требует к себе постоянного внимания |
||
11 | Не в состоянии поддержать порядок |
||
12 | Обзывает сверстников, грубит взрослым |
||
13 | Говорит тихо и мало |
||
14 | Ссорится, конфликтует со сверстниками |
||
15 | Склонен к быстрой и частой смене настроений |
||
16 | Кривляется, строит из себя шута |
||
17 | Опаздывает |
||
18 | Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение |
||
19 | Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов |
||
20 | Обидчив, склонен к беспричинным слезам |
||
21 | Говорит быстро и много |
||
22 | Любит приказывать другим детям, повелевать ими |
||
23 | Не держит обещания, забывает о порученном |
||
24 | Плюется в состоянии раздражения |
||
25 | Не уверен в себе |
||
26 | С трудом признает свои ошибки |
||
27 | Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами |
||
28 | Болезненно переживет поражения, неуспехи |
||
29 | Нарушает правила поведения и правила игры “по забывчивости” |
||
30 | Стремится делать многое назло |
||
31 | Сторонится коллективных игр и заданий |
||
32 |
Обвиняет в своих неудачах других |
||
33 |
Неусидчив |
||
34 |
Склонен к хвастовству |
||
35 | Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое |
||
36 | Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты |
||
37 | Избегает главных ролей в играх |
||
38 | Добивается своего капризами |
||
39 | Постоянно отвлекается |
||
40 | Не идет на уступки и компромиссы |
||
41 | Регулярно и целенаправленно нарушает правила |
||
42 | Замахивается на сверстников |
Следующий шаг поможет взрослым ответить на другой волнующий их вопрос – надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоление неконструктивного поведения, или ребенок сам со временем от него откажется? В некоторых случаях действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что неконструктивное поведение не только исчезает, а, наоборот, закрепляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:
- Частота подобного поведения;
- Длительность его присутствия в поведенческом репертуаре ребенка;
- Степень тяжести последствий неконструктивного поведения;
- Ситуационная специфичность такого поведения.
Частота неконструктивного поведения – это то, насколько часто ребенок прибегает к такому поведению. В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация:
- Несколько раз в день – 5 баллов.
- Один раз в день – 4 балла.
- Несколько раз в неделю– 3 балла.
- Один раз в неделю – 2 балла.
- Один раз в месяц и реже – 1 балл.
Соответствующий балл заносится в таблицу 2 в графу “Частота”.
Таблица 2.
Ф.И. ребенка Возраст Дата |
||||
Тип неконструктивного поведения |
Критерии оценки |
|||
Частота | Длительность | Степень | Ситуационная специфичность | |
Длительность – критерий времени – указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка:
- Год и дольше – 5 баллов.
- Полгода – 4 балла.
- Два-три месяца – 3 балла.
- Три-четыре недели – 2 балла.
- Несколько дней– 1 балл.
Соответствующий балл заносится в таблицу 2 графу “Длительность”.
Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:
- Снижает продуктивность на занятиях;
- Появляются негативные качества личности, черты характера;
- Ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем;
- Не складываются взаимоотношения со сверстниками;
- Обостряются взаимоотношения со взрослыми.
Каждый параметр оценивается в 1 балл. Суммарный балл (от 1 до5) заносится в таблицу 3 в графу “Степень”. Соответственно, чем выше балл, тем разрушительнее оказываются последствия неконструктивного поведения.
Ситуационная специфичность – если подобное поведение спровоцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:
- Поведение от ситуации не зависит – 5 баллов.
- Поведение возникает в нескольких схожих ситуациях – 3 балла.
- Поведение возникает всегда в одной и той же ситуации – 1 балл.
Соответственно балл заносится в таблицу 2 в графу “Ситуационная специфичность”.
Для родителей
4. Тест-опросник родительского отношения к ребенку
Если вы согласны с высказыванием, то обведите в кружок его номер.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю свои долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если он его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8 Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как “губка”.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку “липнет” все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за стоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
1 шкала. “Принятие – отвержение”
“да” – 4,8,10,12,14,15,16,18,23,24.26,29,39,40,42,44,46,47,49,51,52,55,60;
“нет” -3,20,27.37,38,43,45,53,56;
Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.
По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.
2 шкала. “Кооперация” 4 6, 9, 21,25, 31,33,34,35,36.
3 шкала. “Симбиоз”: 1,5.7,28,32,41,58.
4 шкала. “Авторитарная гиперсоциализация”: 2,19,30,48,50,57,59.
5-я шкала. “Маленький неудачник”: 9,11.13,17,22,28,54,61.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируются как:
1 – отвержение;
2 – социальная желательность;
3 – симбиоз;
4 – гиперсоциализация;
5 – инфантилизация.
“Принятие – отвержение” – отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
“Кооперация” – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка. Старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
“Симбиоз” – отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т.е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставит ребенку самостоятельности никогда.
“Авторитарная гиперсоциолизация” – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
“Маленький неудачник” – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Литература
1. Вайнер М. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников, Москва, педобщество России, 2005.
2. Нечипорук Е., Диагностическая работа в детском саду”, Ростов-на-дону, Феникс, 2005.