Программное содержание:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Формировать представления о сезонных изменениях в природе и состоянии погоды (зима, весна). Закреплять элементарные представления о диких животных (заяц, лиса, белка, медведь). Учить определять следы животных и человека.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, умение выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем.
- Учить отвечать на проблемные вопросы, развивать логическое мышление, уметь объяснять, сравнивать. Активизировать словарь детей: холодная, морозная, снежная, ветреная, белый, хрустящий, пушистый, мягкий, снегопад, звери, следы, нора, берлога, дупло, заросли, питаются, тепло, тает, пригревает.
- Развивать воображение, фантазию, умение коллективно выполнять работу. Совершенствовать навыки наклеивания готовых форм.
- Развивать у детей игровой замысел, умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом.
Предварительная работа:
- Использование моделей по сезонам (зима, весна).
- Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций.
- Наблюдение на прогулках.
- Беседы о зиме, весне, о поведении диких животных в разное время года.
- Разучивание песен, стихов.
- Импровизации имитационных образных движений.
Материалы и оборудование:
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Угадай, чей след», «Спрячьте нас в наши домики», «Накорми зверей».
- Модели сезонных изменений природы: зима, весна; модели животных, птиц; модели зимней одежды.
- Фонограммы: голос Лесовичка, звук капели, щебетание птиц.
- Игровой материал: снежки.
Ход занятия
(Дети вместе с воспитателем входят в зал).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.
(Дети здороваются. Воспитатель обращает внимание детей на выставку детских рисунков).
Воспитатель: Какое время года изображено на рисунках?
Дети: Зима.
Воспитатель: Скажите, ребята, а какая погода бывает зимой?
Дети: Холодная, морозная, снежная, ветреная…
Воспитатель: А чем покрыты земля, дома, деревья зимой?
Дети: Снегом.
Воспитатель: Какой бывает снег?
Дети: Белый, хрустящий, холодный, пушистый, сверкающий, блестящий, серебристый…
Воспитатель: С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья? На что он похож?
Дети: На ковер, на шапку, на одеяло.
Воспитатель: Когда падает много снега кругом, как это явление называется?
Дети: Снегопад.
(Звучит голос Лесовичка).
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок. Я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу. Впереди вас ждут трудности и интересные встречи.
Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в путешествие по зимнему лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Зимой холодно, ветер дует и нам надо потеплее одеться. А какую одежду мы оденем для путешествия в зимний лес?
Дети: (называют и показывают на картинке) шубу, куртку, валенки, пальто, шарфик, варежки, платок.
Воспитатель: Тогда оденемся и в путь.
Массаж тела «Зимняя прогулка».
(Движения выполняются согласно тексту).
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой!
Я надену шубку,
Я надену шапку,
Я надену шарфик
И еще платок.
А еще красивые,
Теплые, пушистые
Крошки - рукавички
На ручки натяну.
И хотя мы маленькие,
Мы оденем валенки!
Воспитатель: Вот мы с вами и оделись. Но путь нам предстоит не легкий. Придется нам идти по глубокому снегу. (Дети под музыку выполняют ходьбу с высоким подниманием колена).
Воспитатель: (Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом).
Вот пришли мы в зимний лес. |
|
|
Все мы спрячемся сейчас. |
Сколько здесь вокруг чудес. |
|
|
Не найдет тогда он нас. |
Вот и зайка проскакал, |
|
|
А на ветках снегири, |
От лисы он убежал. |
|
|
Словно яблоки красны. |
Серый волк по лесу рыщет, |
|
|
Лишь медведь в берлоге спит. |
Он к лисе дорогу ищет. |
|
|
Очень сильно он храпит. |
|
|
|
Здесь, в лесу, красота и покой. |
Воспитатель: Ребята, а как нужно вести себя в лесу?
Дети:
Не шуметь, не сорить.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть,
Только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Воспитатель: (Обращает внимание детей на следы). Ребята, посмотрите, а чьи это следы?
Дети: Зверей (зайца, лисы…).
Проводится Д/игра «Угадай, чей след» - дети по картинкам определяют следы человека, птиц, зверей. Затем воспитатель предлагает детям под музыку пройтись как человек (лиса, волк, медведь),попрыгать как заяц.
Лесовичок: (голос) Ой беда, беда стряслась! Мои обитатели леса перепутали свои хвосты. Ребята, помогите им!
Проводится Д/игра «Собери картинку» - дети собирают картинку обитателей леса из двух половинок.
Лесовичок: Молодцы, ребята! Спасибо вам за помощь.
Воспитатель: (обращает внимание детей на домики животных). Ребята, а чьи это домики?
Дети: Зверей (зайца, лисы…).
Лесовичок: (голос) Вот уж эти звери, ну просто беда с ними. Теперь они не могут попасть в свои домики, перепутали. Ребята, помогите им, пожалуйста.
Проводится Д/игра «Спрячьте нас в наши домики» - лиса – нора, заяц- заросли, медведь – берлога, белка – дупло.
Лесовичок: (голос) Спасибо вам, ребята!
Воспитатель: А у меня есть и еда для зверей. Покормите их.
Проводится Д/игра «Накорми зверей» - заяц - морковка, лиса- рыба, медведь- мед, белка - орехи.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасли зверей от зимней стужи, накормили их.
(Звучит музыка. Входит Лесовичок)
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я Лесовичок! Я очень рад видеть вас у себя в гостях. Ребята, а вам нравится зима?
Дети: Да.
Лесовичок: Чем вам нравится зима?
Дети: Можно кататься на санках, с горки, лепить снеговика…
Лесовичок: А в какие игры вы любите играть зимой?
Дети: Снежки…
Лесовичок: Давайте с вами поиграем.
Игра малой подвижности «Снежки» (под музыку)
Дети идут по кругу со снежками и говорят стихи:
Мы танцуем со снежками.
Посмотрите все на нас.
Вот так топаем ногами! (топают)
Раз- два, раз- два, раз- два!
А теперь снежки положим
Мы под елочку сюда (кладут в круг)
И теперь в ладошки можно
Нам похлопать без труда.
(хлопают в ладоши, приседают)
Не забудьте взять снежок.
Поплясать теперь нам можно,
Попляши и встань в кружок (дети пляшут)
Лесовичок: Вот и славно поиграли. Понравилось мне с вами играть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, снег начал таять, солнышко ярче засветило, теплее стало. А когда, в какое время года такое происходит?
Дети: Весной.
Воспитатель: (Звучит фонограмма капели). Ребята, прислушайтесь. Что это? Кап- кап- кап.
Дети: Сосульки плачут, капают, тают.
Воспитатель: А почему они тают?
Дети: Тепло стало, солнце греет.
Воспитатель: Ребята, вы помните песню о плаксах - сосульках? (Да) Давайте споем ее.
Исполняется песня «Плаксы - сосульки». Слова Н. Соловьевой. Музыка М. Парцхаладзе.
Воспитатель: Молодцы, ребята! (Звучит фонограмма пения птиц) Кто это поет?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Почему они так весело поют?
Дети: Потому что стало тепло, светло, солнышко ярко светит…
Игровое упражнение «Какая это птица» - воспитатель, подражая крику какой- либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети угадывая, выбирают соответствующую картинку с изображением птицы.
(Лесовичок хвалит детей и предлагает им помочь ему создать весенний пейзаж, используя готовые формы).
Воспитатель напоминает детям о правилах приема наклеивания.
По окончанию работы полюбоваться созданной картиной, выделить основные признаки весны. Предложить детям подарить картину Лесовичку.
Лесовичок в ответ дарит подарки - сувениры детям.
Воспитатель подводит итог занятия, интересуясь у детей, где они побывали, с кем встречались. Лесовичок дарит сувенир гостям.
Используемая литература:
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и другие.
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
- В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе»
- Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»
- М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет»
- Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
- Л. М. Маневцова «Листок на ладони. Методическое пособие по проведению экскурсий»
- Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу?»
- Л. М. Потапова «Детям о природе. Экология в играх»
- Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2000год.