Цель урока:
- обучающая - организовать самостоятельную деятельность по обобщению и систематизации знаний.
- развивающая - формирование умений распознавать геометрические модели тел, применять математические знания в практических ситуациях, описанных условием задач.
- воспитывающая - продолжить воспитание мотивации учения, раскрывая профессиональную значимость изучаемого материала.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Вид урока: урок выполнения и решения познавательных задач.
Методы обучения: репродуктивный и частично-поисковый.
Оборудование урока: схема многогранников, таблицы разверток поверхности цилиндра и конуса, таблица " правильные многоугольники", модели рассматриваемых фигур, " площадь поверхности и объем цилиндра", "площадь поверхности конуса"
Заключительное повторение проводится в конце учебного года или после прохождения всего курса геометрии, изучавшегося в течение 2 лет. При этом повторении вступают во взаимодействии сведения из различных тем, раскрываются связи между разделами курса. Заключительное повторение важно при подготовке к выпускному экзамену, Однако оно не должно всецело подчиняться этой цели. Главное здесь – обобщение и систематизация знаний.
На тему «Поверхность многогранников, цилиндра и конуса» отводится 2 часа. Занятие проводится как семинарское по обобщению и систематизации знаний учащихся при нахождении площади поверхностей.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к занятию).
2. Письменный опрос учащихся по карточкам.
Слабые учащиеся пишут тесты, более сильные дополнительно решают задачу.
3. Двум учащимся заранее было дано задание подготовить презентацию по темам:
- Призма. Частные виды призмы: прямая, правильная, параллелепипед иего частные виды.
- Пирамида.Частные виды пирамиды: правильная, усеченная,правильная усеченная.
4. Вместе с учащимися составляется схема многогранников, площади поверхности которых находят в курсе геометрии ПУ:
5. Расcматриваются объекты, имеющие форму перечисленных многогранников, комбинации этих многогранников. Основное внимание уделяется объектам, встречающимся учащимся в предметах окружающей их действительности.
6. Преподаватель проводит беседу о вычислении площадей многогранников в такой последовательности:
а) понятие о многогранной поверхности;
б) какие элементы фигур надо знать для вычисления площади поверхности призмы, пирамиды?
в) формулы для вычисления площади боковой поверхности призмы, прямой призмы, правильной пирамиды, правильной усеченной пирамиды;
г) с помощью учащихся делаются краткие выводы формул площадей боковых поверхностей этих фигур, записываются формулы для нахождения площадей полных поверхностей этих фигур.
7. Учащийся, получивший задание по обзору основных сведений о фигурах вращения, рассказывает о способах получения цилиндра, конуса, сферы. Он показывает эти фигуры, называет их элементы.
8. Преподаватель показывает, как с помощью теории пределов можно получить формулы для нахождения площади боковой поверхности цилиндра и конуса.
Сначала дается определение длины окружности. Записывается формула ![]()
Затем дается определение величины боковой поверхности цилиндра
![]()
Теперь по аналогии учащиеся могут дать определение площади боковой поверхности конуса.
![]()
9. Формулы для нахождения площади поверхности цилиндра и конуса рассматриваются с помощью разверток поверхности цилиндра и конуса. Получение формулы площади поверхности цилиндра и конуса. Получение формулы площади поверхности цилиндра учащимся ясно из чертежа развертки этой поверхности.

Развертка боковой поверхности конуса – сектор с углом L, длиной дуги L = 2πR и радиусом |SA1|= L – образующей конуса.

10. Рассматриваются объекты, имеющие форму цилиндра, конуса. усеченного конуса, комбинации этих фигур.
11. Учащимся предлагается заполнить таблицу.
|
Призма |
Правильная призма |
параллелепипед |
Прямой параллелепипед |
Прямоугольный |
Куб |
Цилиндр |
Конус |
Сфера |
Прямая призма |
Усеченный конус |
Sбок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sполн. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обращаем внимание на заполнение граф: правильная призма.
![]()
Название фигуры |
Выражение стороны через радиус описанной окружности |
Выражение стороны через радиус вписанной окружности |
Периметр многоугольника |
Площадь многоугольника |
Правильный треугольник |
R |
2r |
3а |
|
Квадрат |
R |
2r |
4а |
a2 |
Правильный шестиугольник |
R |
|
6а |
|
Правильный n-угольник |
2R |
2r |
n an |
|
12. Исследовательская работа
Помни о технике безопасности
- Правила поведения в кабинете информатики
- При входе в кабинет информатики не толкаться в дверях, спокойно занимать свое рабочее место, ничего не трогать на столе.
- В кабинете информатики запрещается находиться в верхней одежде
- Находиться в кабинете информатики без преподавателя запрещается.
- В кабинете запрещено:
- трогать разъемы соединительных проводов
- прикасаться к проводам питания
- прикасаться к экрану и задней стене монитора
- работать на клавиатуре при выключенном напряжении
- работать за ЭВМ во влажной одежде и с мокрыми руками
- класть вещи на составные части ЭВМ
Обязанности ученика
- перед началом работы на ЭВМ:
- убедиться в отсутствии видимых неисправностей ЭВМ, а в случае их обнаружения сообщить учителю и НЕ ЧИТАТЬ самому
- приступить к работе по указанию учителя
- По окончании работы на ЭВМ:
- привести свое рабочее место в порядок и выключить ЭВМ
- сдать выданные для работы дискеты учителю
- привести в порядок свое рабочее место.
НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БОЛЬШИМ НЕПРИЯТНОСТЯМ!
Инструкционная карта
Тур « Угадай – ка!» (7 мин.)
Используя программу «Геометрия», знания по теме « Многогранники и фигуры вращения» выбрать фигуру и сделать в тетради ее описание.
Для этого следует выполнить следующие действия:
Запустить программу «Геометрия»- пуск/геометрия.
Выбрать раздел «Геометрия», пункт «А. Объемные фигуры».
Выбрать уровень работы:
- 1-2 уровень – оценка 3 (удовлетворительно)
- 3-4 уровень – оценка 4 (хорошо)
- 5-6 уровень – оценка 5 (отлично)
Помочь Колобку найти монетку, выполнив все необходимые шаги (передвижение только по вертикали и горизонтали), указав правильные названия фигур.
Получить итоговую фигуру, зарисовать ее в тетрадь и выполнить описание, используя справку программы.
Зафиксировать свой результат в таблице рекордов.
ТУР «ДЕРЗАЙ!» (10мин)
Используя результаты предыдущего тура, знания и навыки по предмету ППО составить 2 программы на построение фигуры и вычисление ее площади.
Для этого следует выполнить следующие действия:
Загрузить среду Turbo Pascal – ПУСК\ Turbo Pascal
Составить программу, которая выведет на экран изображение полученной Вами фигуры.
Составить программу для нахождения площади фигуры согласно условия
- Уровень 1-2 – известны все данные в формуле
- Уровень 3-4 – есть одно неизвестное
- Уровень 5-6 – есть два и более неизвестных
Данные для расчета вводятся с клавиатуры.
ТУР «ПОСЧИТАЙ-КА» (3мин)
Используя результаты всех предыдущих туров заполнить лист самоанализа и сдать преподавателю.
13. Самостоятельная работа. Учащиеся сами выбирают задания по степени сложности и решают по две задачи.
14. Домашнее задание.
а) На следующее задание с целью проверки знаний учащимися основных формул и умение применить их проводится математический диктант.
б) Повторить формулы объема многогранников и фигур вращения.
в) Решить две задачи.
Приложение 2. Лист самоанализа.
Карточка №1. Двугранные и многогранные углы.
Вставьте пропущенные слова:
- Фигура образованная двумя полуплоскостями с общей ограничивающей их прямой, называется...
а) многогранным углом.
б) трехгранным углом.
в) линейным углом.
г) двугранным углом. - ..., перпендикулярной его ребру, называется линейным углом двугранного угла.
а) Объединение двугранного угла и полуплоскости.
б) Пересечение двугранного угла и полуплоскости.
в) Объединение двугранного угла и плоскости.
г) Пересечение двугранного угла и плоскости. - Угол между двумя плоскостями равен углу между двумя прямыми, ...
а) перпендикулярными этим плоскостям
б) параллельными этим плоскостям
в) перпендикулярными между собой
г) параллельными между собой - В каждом трехгранном угле сумма всех...
а) плоских углов равна 180
б) плоских углов больше 360
в) плоских углов меньше 360
г) плоских углов равна 360 - В каждом трехгранном угле каждый плоский угол...
а) больше суммы двух других
б) меньше суммы двух других
в) больше суммы всех других
г) равен сумме двух других.
Карточка №2. Многогранники
Вставьте пропущенные слова:
- Призмой называется многогранник, две грани которого ..., лежащие в параллельных плоскостях, и любые два ребра, не лежащие в этих плоскостях, параллельных.
а) треугольники
б) многоугольники
в) параллелограммы
г) одноименные многоугольники. - Параллелепипед называется призма, основанием которой служит ...
а) прямоугольник.
б) параллелограмм
в) квадрат
г) четырехугольник - Многогранник, одна из граней которого - произвольный многоугольник, а основные грани - треугольники, имеющие общую вершину, называется ...
а) прямой призмой
б) пирамидой
в) призмой
г) параллелепипедом - Многогранники называется правильным, если все его грани - ... и все его многогранные углы имеют одинаковое число граней.
а) правильные многоугольники
б) конгруэнтные многоугольники
в) многоугольники
г) конгруэнтные правильные многоугольники - Площадь полной поверхности призмы вычисляется по формуле ..., а пирамиды - по формуле ...
Карточка №3. Пирамида
Вставьте пропущенные слова:
- Многогранник, образованный всеми отрезками, соединяющими данную точку - вершину пирамиды - с точками плоского многоугольника - основания пирамиды, называется...
а) призмой
б)пирамидой
в)параллелепипедом
г)многоугольником. - Если основания пирамиды - ... многоугольник и вершина пирамиды проецируется в центр этого многоугольника, то пирамида называется правильной.
а) правильный
б) выпуклый
в) невыпуклый
г) произвольный. - ... боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины, называется апофемой этой пирамиды.
а) сторона
б) медиана
в) высота
г) биссектриса. - площадь боковой и полной поверхностей пирамиды вычисляют соответственно по формулам ... и ...
- какому из отношений удовлетворяет пирамида, у которой двугранные углы при всех сторонах основания равна (Q - площадь основания пирамиды)?
Карточка №4. Конус
Вставьте пропущенные слова:
- Тело, образованное всеми отрезками, соединяющими данную точку – вершину конуса – с точкой некоторого круга – основания, называется…
а) цилиндром
б) конусом
в) пирамидой
г) призмой - Боковая и полная поверхность конуса вычисляются соответственно по формулам…
- Как изменится площадь боковой поверхности конуса, если радиус уменьшится в 2 раза, а образующую увеличить в 4 раза?
а) увеличится в 8 раз
б) увеличится в 2 раза
в) уменьшится в 8 раз
д) уменьшится в 2 раза - В конус вписана четырехугольная правильная пирамида. Найдите отношение объема конуса к объему правильной вписанной пирамиды:
Карточка №5. Цилиндр
Вставьте пропущенные слова:
- Тело, образованное заключенными между двумя параллельными плоскостями отрезками всех параллельных прямых, пересекающих круг в одной из плоскостей, называется…
а) конусом
б) призмой
в)цилиндром
в) пирамидой - Боковая и полная поверхности цилиндра вычисляются соответственно по формулам…
- Как изменится площадь боковой поверхности цилиндра, если радиус основания увеличить в 2 раза, а высоту уменьшить в 4 раза?
а) уменьшится в 2 раза
б) увеличится в 2 раза
в) увеличится в 8 раз
г) уменьшится в 8 раз
Карточка №6. Призма
Вставьте пропущенные слова:
- Многогранник, образованный заключенными между двумя параллельными плоскостями отрезками всех параллельных прямых, которые пересекают плоский многоугольники в одной из плоскостей, называется…
а) призмой
б) пирамидой
в) тетраэдром
г) многоугольником - Призма, боковые ребра которой …, называется прямой.
а) не перпендикулярны плоскости основания
б) перпендикулярны плоскости основания
в) пересекают плоскости основания
г) параллельны между собой - Призма, боковые ребра которой…, называется наклонной.
а) перпендикулярны между собой
б) пересекают плоскости оснований
в) перпендикулярны плоскостям оснований
г)не перпендикулярны плоскостям оснований - Прямая призма, основанием которой является …, называется правильной призмой.
а) параллелограмм
б) многоугольник
в) правильный треугольник
г) правильный многоугольник. - Высотой призмы называется …, концы которого принадлежат этим плоскостям.
а) перпендикуляр, проведенный к боковому ребру
б) перпендикуляр боковой грани
в) перпендикуляр к боковым граням
г) перпендикуляр к плоскостям основания
Задачи для самостоятельной работы.
На «3»
- Сторона основания прямого параллелепипеда 5м и 4м. угол между ними 30 градусов, высота параллелепипеда 8м. Найти полную поверхность параллелепипеда.
- Квадрат со стороной 4см вращается вокруг прямой, содержащей его сторону. Найти поверхность фигуры вращения.
На «4»
- Подсчитайте расход материала для покрытия четырехскатной крыши, в основании которой прямоугольник со сторонами 18м и 12м, если используется кровельное железо, угол наклона скатов равен 45 градусов.
- Малярный валик имеет длину 230мм, диаметр основания – 50мм. Как узнать площадь поверхности, которую окрасит маляр за один полный прокат валика? Сколько полных прокатов совершает маляр при окрасе за смену 200м2 поверхности.
На «5»
- В правильной четырехугольной пирамиде радиус круга, описанного около ее основания, равен 15см, а боковое ребро образует с плоскостью основания пирамиды угол в 60 градусов. Вычислите площадь полной поверхности пирамиды.
- Купол московского цирка представляет собой сферический сегмент высотой 42 м. Сколько листов перфорированного декоративного дюраля израсходовано на его покрытие, если размер одного листа 1,25*1,75?
Задачи к домашней работе.
- Определите полную поверхность правильной треугольной призмы, у которой боковое ребро равно 6 см и образует с диагональю боковой грани угол в 60 градусов.
- Сколько квадратных метров изоляционной ленты нужно, чтобы двукратно покрыть ею трубы газопровода Уренгой – Ужгород. (Длина газопровода 4451 км, диаметр трубы 1420мм.)




