Использование ИКТ для представления результатов проектной деятельности учащихся по технологии

Разделы: Технология


Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования.

Настоящее образование есть именно
самообразование… Надо учиться (учить себя) в
школе, но ещё гораздо больше надо учиться по
выходе из школы, и это второе учение (самоучение)
по своим последствиям, по своему влиянию на
человека и на общество неизмеримо важнее первого.
Н.И. Пирогов,
врач и педагог ХIX века.

В условиях развития современного общества успешность выпускника школы зависит от его умения приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка труда, осваивать новые технологии, осуществлять сбор и анализ необходимой информации. Качества, позволяющие человеку успешно решать задачи в разнообразных, динамично изменяющихся ситуациях, определяют как «ключевые компетентности». Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Конкретный набор ключевых компетентностей варьируется в зависимости от региона.

Образовательные технологии, адекватные задаче формиро­вания ключевых компетентностей, отличаются тем, что ученик в рамках образовательного процесса по данной технологии явля­ется субъектом своей деятельности. Это положение рассматри­вается не как окончательная цель, а как обязательное условие соблюдения технологии. Уточним основные понятия

Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенными способами деятельности по отношению к предмету воздействия. Значение данного результата в том, что:

  • учащийся умеет целенаправленно управлять своей деятельностью, а итогом его познавательной и практической деятельности становится интеграция результатов образования (знаний, умений, ценностей и т.п.);
  • компетентности – набор осваиваемых способов деятельности, социально востребованный и актуальный какое-то время – как результат образования ценны сами по себе, а за тем должны корректироваться в связи с изменяющейся экономической ситуацией.

Сопоставление компетенции и компетентностей с образовательными результатами позволяет выявить особенности новых результатов образования.

Компетенция необходима человеку, живущему в обществе бурно развивающихся технологий. Компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Знание - информация, присвоенная человека. Умение - подготовленность к практическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе знаний и жизненного опыта. Навыки – действия, выполняемые автоматически.

Элементы функциональной грамотности – присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации.

В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированной, осознанна, совершенствуется через интеграцию с другими компетентностями и существует в реальной или умственной деятельности (Приложение 1).

В статье рассматривается классификация компетентностей, автора УМК для педагогического сопровождения проектов учащихся основной школы Голуб Галины Борисовны, выполненная на прагматических (дидактических) основаниях и позволяющая обозначить результаты образования и способы их достижения. Согласно этой классификации авторы нацеливают школу на достижение таких результатов образования выпускника, как сформированность следующих трёх групп компетентностей:

  • компетентность разрешения проблем(объединяющая готовность к разрешению проблем и технологическую компе­тентность из правительственного списка);
  • информационная компетентность(объединяющая готов­ность к использованию информационных ресурсов и готов­ность к самообразованию из правительственного списка);
  • коммуникативная компетентность(объединяющая го­товность к социальному взаимодействию и коммуникативную компетентность из правительственного списка).

Новое понимание результата образования подразумевает ис­пользование технологий, позволяющих выстраивать педагогичес­кое пространство, обеспечивающее достижение нового резуль­тата образования, соответственно влечет за собой изменение и системы оценивания результатов образования (Приложение 2).

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, по мнению Голуб Г.Б. и профессора Когана Е.А., является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования компетентностей учащихся. Метод проектов имеет свою историю развития, как за рубежом, так и в России. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем".

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это технология обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Ведущей основой в обучении является личностно-ориентированный, активно - деятельностный, комплексный подход в обучении, используются проблемные, поисковые, исследовательские методы обучения, дизайн-анализ объектов проектной деятельности, различные упражнения по выполнению трудовых операций, лабораторно-практические работы.

Выделяют два значения слова «проект»:

  • проект – как результат проектировочной деятельности;
  • проект – как форма организации совместной деятельности людей.

Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектовтехнологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем [1]». Запрос на ключевые компетентности как новый результат образования придал новый смысл развитию данной технологии. Метод проектов позволяет учителю сформировать «педагогическую ситуацию, в которой учащийся ставит свою цель и достигает её, организуя собственные и привлечённые (внешние) ресурсы. Специфика компетентностей… состоит в том, что они формируются и развиваются в деятельности».

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, включающий следующие этапы: разработка проектного замысла, практические действия по его реализации, оценка результатов и их представление»[1].

Учебный творческий проект – это осуществляемая под руководством учителя самостоятельная учебная работа по решению практической задачи творческого характера. Процесс решения творческой задачи учащихся представлен изделием или услугой, дизайн – папкой или портфолио. В своем исследовании понятия учебного проекта, педагог-исследователь И.П. Тарасова, также приходит к формуле: «Проект» – это пять «П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» – папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.» [3]. Для большей заинтересованности учащегося проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, при решении которой, автор определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, находит необходимые ресурсы, в том числе и информационные. Выделяют этапы проектной деятельности: подготовительный (поисковый), конструкторский (аналитический), технологический (практический), заключительный (контрольный) и презентационный (Приложение 3).

На всех этапах выполнения проектов учащимися учитель выступает как фасилитатор, то есть помощник:

  • консультирует – задаёт вопросы, активизирует мышление учащихся, моделирует различные ситуации, трансформирует образовательную среду (Приложение 4).
  • мотивирует – создаёт ситуацию выбора и свободы самоопределения;
  • наблюдает – анализирует ситуации для организации консультаций и последующей оценки информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Таким образом, проектирование – это постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем. В процессе выполнения творческих проектов прямым и главным результатом целенаправленной проектной деятельности является изменение самого субъекта. Ребёнок из потребителя превращается в творца и созидателя.

В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Использование информационно-коммуникативных технологий  в проектной деятельности учащихся для:

  • освоения предметной области на разных уровнях глубины и детальности: поиска и обработки информации из различных источников для выработки первоначальных идей и разработки лучшей идеи, проведения исследований в процессе выполнения проекта;
  • сопровождения процесса самостоятельной исследовательской работы учащихся при выполнении проекта;
  • выработки умений и навыков решения типовых практических задач в выбранной предметной области;
  • выработки умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
  • развития способностей к определенным видам деятельности;
  • проведения учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;
  • осуществления контроля и оценки уровней знаний, умений, навыков и способов действия.

На всех этапах выполнения проекта удобно использовать пакет программ Microsoft Office.

Текстовый редактор Word.

Программа Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения. С помощью текстового редактора Word можно создавать практически любые электронные или печатные документы проекта: дизайн-спецификацию, рекламный проспект <Рисунок 1>, меню, «Советы рукодельницам», страницы о решении аналогичной проблемы в прошлом, будущем и настоящем,листы опроса для анкет, информацию о традициях … Создание простых документов в Word значительно облегчается благодаря использованию шаблонов. Таким образом можно выполнить звёздочку обдумывания воплощения замысла проекта. Текст, графика и форматирование выглядят на экране также как и на печатном листе, поэтому последовательность изготовления объекта можно представить в виде технологической карты.

Программа Publisher

С помощью программы Publisher можно выполнять публикации для печати: буклеты, бюллетени, плакаты, и многое другое. Готовые шаблоны публикаций можно оформлять по-своему желанию. Буклет <Рисунок 2>.

Табличные процессоры или электронные таблицы (Excel)

Табличные процессоры предназначены, в основном, для обработки числовых данных. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели (экономические расчеты, определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности; расчет заработной платы, семейного бюджета; расчет количества продуктов и стоимости блюда, учет расходов и доходов и т.д.).

Для графического представления информации на экране лучше всего создать диаграмму, сводную таблицу.

Графические редакторы

Раint, Согеl Draw позволяют просто и удобно создавать весьма сложные и красивые изображения, что может пригодится при оформлении проектных материалов, моделировании различных этапов предпринимательской деятельности, разработке рекламы и дизайна изделия, моделирования конструкции, цвета, объектов художественной обработки материалов, швейных изделий. Можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения на защиту проекта.

Электронные энциклопедии

Предназначены для осуществления иллюстрирующей функции к процессу обучения. Например: «Вся кулинария мира», «Коллекция схем для вышивки крестом», «Женское рукоделие», «Энциклопедия этикета», «От плуга до лазера» и др.

Интернет

можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. В Интернете можно найти сайты по различным видам рукоделия, различным способам художественной обработки материалов и многие другие, имеющие отношение к образовательной области «Технология».

Представление продукта проектной деятельности  (или разработанной услуги) в компьютерной презентации

При помощи Power Point можно строить диаграммы и графики, готовить слайды и практически любые материалы для презентации. Просмотр слайдов осуществляют на мониторе компьютера, экране или интерактивной доске с использованием медиапроектора. Есть возможность устраивать показы слайдов в Web-сети или при подключении двух интерактивных досок. В Power Point включен комплект готовых форм, которые можно использовать при создании собственной презентации. В состав программы входят такие элементы, как маркированные текстовые слайды, таблицы, организационные диаграммы, графические объекты и инструменты рисования.

После защиты проекта учащимися мы используем презентации, как наглядные пособия, которые повышают интерес к предмету (Приложение 5) . В процессе создания презентаций автор может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и как исполнитель. Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями. Презентацию можно дополнять звуком и анимацией.

Подготовка к публичной защите проекта: В учебно-методической литературе защита проекта часто называется презентацией, не только строгое доказательное (экономическое, экологическое и пр.) обоснование выбранного метода решения проблемы, полученного результата, но и яркое, эмоциональное, интересное ее изложение. Поэтому форма презентации бывает самая разнообразная и зависит от полученного продукта. К презентации надо готовиться, так как она регламентирована по времени (6-8 листов текста).

Определение даты и места; Положение о порядке защиты и составе аудитории (включая независимую экспертную комиссию); Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий временным творческим группам (медиа-поддержка, подготовка аудитории, фото-, видеосъемка и пр.); Определение списка гостей, приглашаемых на защиту; Составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной защиты; Оформление пригласительных билетов; Подготовка аудитории; Приглашение гостей; Стендовая информация о мероприятии; Подготовка раздаточных материалов и бланков оценки проектных работ.

Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение порядка мероприятия.

Этапы подготовки мультимедийной презентации:

  • Планирование сценария презентации.
  • Создание структуры презентации (по слайдам).
  • Разработка дизайна презентации.
  • Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов)
  • Подготовка музыкального сопровождения.
  • Репетиция показа.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета (Приложение 6).

Как создать эффективную презентацию? (Советы авторам презентаций).

Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание

Для демонстрации нужно подготовить примерно 10-12 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).

Каждый слайд должен на общую идею презентации.

Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона, а также применяйте творческий подход.

Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечения внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации.

Для каждого модуля выбирают соответствующие текст, рисунки, таблицы, диаграммы, звуковой и видеоряд

Каждый слайд презентации должен иметь заголовок. Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.

Шрифты рекомендуется использовать стандартные – например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial .Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации.

Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.

С требованиями к оформлению презентаций и критериями оценивания презентаций необходимо познакомить учащихся заранее (Приложение 7), а по возможности выполнить и учебную мини-презентацию.

Критерии оценки информационной компетентности учащихся.

Параметры оценивания презентации.

Выставляемая оценка (балл) (от 1 до 3).

Связь презентации с учебной программой.

 

Содержание презентации.

 

Заключение презентации.

 

Подача материала проекта – презентации.

 

Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.).

 

Наличие импортированных объектов из цифровых ресурсов и приложений Microsoft Office.

 

Графический дизайн. Техническая часть.

 

Эффективность применения презентации в учебном процессе.

 

Итоговое количество баллов:

 

На каждую представленную презентацию заполняется оценочный лист, где по каждому из критериев присваиваются баллы от 1 до 3, что соответствует определённым уровням развития ИКТ - компетентности: 1 балл – это низкий уровень владения ИКТ - компетентностью, 2 балла – это средний уровень и, наконец, 3 балла – высокий уровень владения ИКТ - компетентностью.

Уровни владения ИКТ-компетентностью:

От 27 баллов до 18 балла – высокий уровень, от 17 баллов до 9 баллов – средний уровень, от 7 баллов – низкий уровень.

Литература.

  1. Голуб Г.Б.и др. Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования: методическое пособие для педагогов…/под ред. Е.Я.Когана.- Самара,2006.
  2. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики : в 3-х ч. Ч. 3. Сборник материалов научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский - Коломна : Коломенский гос. пед. институт, 2008 - 72 с
  3. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
  4. //Икт в работе учителя технологии. Из опыта Васильевой О.В.
  5. Журнал Школа и производство.
  6. Интернет-ресурсы. //Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности учащихся на уроках технологии. Кожина Л.А. www.curator.ru. Разработка сценария мультимедийной презентации.