Цель урока: обобщить знания по теме «Имя прилагательное»; закрепить навыки правописания; совершенствовать умение составления текста; формировать языковую личность
Развитие речи: совершенствовать умение художественного описания, развивать «дар речи»
Воспитательные задачи: воспитывать творческий подход к выполнению задания, духовную потребность к самостоятельному проявлению творчества.
Оборудование: тексты, выставка игрушек «Матрёшка», выставка иллюстраций
Ход урока
I. Слово учителя
В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. С детских лет нужно стремиться развивать «дар речи».
Прочитайте слова замечательного поэта В.Берестова:
Это в детстве – всего откровенней,
Без прикрас и возвышенных фраз
Твой огонь, человеческий гений,
Зажигается в каждом из нас.
- Как вы понимаете эти слова? (обсуждение)
II. Перед вами выставка матрёшек. Сегодня на уроке мы увидим, как об этой удивительной игрушке каждый автор текста рассказывает по-своему.
- А чему вы должны научиться?
1. Текст № 1 Чтение. (приложение)
- Что вы узнали об истории игрушки?
- Чем вас удивил автор статьи?
2. Комментарии ученика к выставке иллюстраций «Русская матрёшка».
III. Запись даты. Тема урока. Русская матрёшка.
1. Перед вами другой текст, № 2 («Русский язык». Учебник для 6класса. М; «Просвещение», 2003. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Стр. 129, упражнение 324). Прочитаем его.
2. Спишите, выполните задания.
3. Взаимопроверка.
IV. Текст №3. (приложение)
1. Выразительное чтение
- Что нового вы узнали о матрёшке?
- Из какого источника этот текст?
- Почему так называется словарь?
- Как построена статья в словаре?
V. Сравните тексты. Определите стиль и тип речи каждого.
Докажите условия выбора определения.
VI. Какой текст лучше помогает описать матрёшку? Почему?
VII. Какие средства художественной выразительности помогают описать игрушку (текст №2)
Учащиеся называют: Эпитеты (примеры), метафоры (примеры), сравнения (примеры).
VIII. Комментарии к выставке игрушек «Матрёшка». 2-3 ученика рассказывают «Моя матрёшка».
IX. Выставка иллюстраций «Русская матрёшка». – ж. «Мурзилка», 2005г.
X. Вы убедились, что каждый человек способен проявить творчество: создать свой текст, сделать свою игрушку. Нужно только стремиться к этому. Пусть разгорается огонёк творчества в каждом из нас. Повторное чтение стихотворения поэта В.Берестова.
XI. Домашнее задание: упражнение 326, опишите игрушку.
Приложение. Тексты для чтения.