Урок развития речи по теме "Описание игрушки" (русский язык, 6-й класс). Русская матрёшка

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока: обобщить знания по теме «Имя прилагательное»; закрепить навыки правописания; совершенствовать умение составления текста; формировать языковую личность

Развитие речи: совершенствовать умение художественного описания, развивать «дар речи»

Воспитательные задачи: воспитывать творческий подход к выполнению задания, духовную потребность к самостоятельному проявлению творчества.

Оборудование: тексты, выставка игрушек «Матрёшка», выставка иллюстраций

Ход урока

I. Слово учителя

В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. С детских лет нужно стремиться развивать «дар речи».

Прочитайте слова замечательного поэта В.Берестова:

Это в детстве – всего откровенней,
Без прикрас и возвышенных фраз
Твой огонь, человеческий гений,
Зажигается в каждом из нас.

- Как вы понимаете эти слова? (обсуждение)

II. Перед вами выставка матрёшек. Сегодня на уроке мы увидим, как об этой удивительной игрушке каждый автор текста рассказывает по-своему.

- А чему вы должны научиться?

1. Текст № 1 Чтение. (приложение)

- Что вы узнали об истории игрушки?

- Чем вас удивил автор статьи?

2. Комментарии ученика к выставке иллюстраций «Русская матрёшка».

III. Запись даты. Тема урока. Русская матрёшка.

1. Перед вами другой текст, № 2 («Русский язык». Учебник для 6класса. М; «Просвещение», 2003. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Стр. 129, упражнение 324). Прочитаем его.

2. Спишите, выполните задания.

3. Взаимопроверка.

IV. Текст №3. (приложение)

1. Выразительное чтение

- Что нового вы узнали о матрёшке?

- Из какого источника этот текст?

- Почему так называется словарь?

- Как построена статья в словаре?

V. Сравните тексты. Определите стиль и тип речи каждого.

Докажите условия выбора определения.

VI. Какой текст лучше помогает описать матрёшку? Почему?

VII. Какие средства художественной выразительности помогают описать игрушку (текст №2)

Учащиеся называют: Эпитеты (примеры), метафоры (примеры), сравнения (примеры).

VIII. Комментарии к выставке игрушек «Матрёшка». 2-3 ученика рассказывают «Моя матрёшка».

IX. Выставка иллюстраций «Русская матрёшка». – ж. «Мурзилка», 2005г.

X. Вы убедились, что каждый человек способен проявить творчество: создать свой текст, сделать свою игрушку. Нужно только стремиться к этому. Пусть разгорается огонёк творчества в каждом из нас. Повторное чтение стихотворения поэта В.Берестова.

XI. Домашнее задание: упражнение 326, опишите игрушку.

Приложение. Тексты для чтения.