Урок алгебры с элементами исследования и применением ИКТ по теме "Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии" (урок 2-й по теме)

Разделы: Математика, Информатика


Цели.

  1. Образовательные:
    • отработать алгоритм учебного действия с изученным понятием;
    • сформировать умение выделять это понятие среди других;
  2. Развивающие:
    • развивать самостоятельность учащихся через использование проблемной ситуации и решение творческих задач;
    • учить грамотному чтению математических текстов;
    • развивать умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых отношений;
    • развивать умение выделять главное в изучаемом материале
  3. Воспитательные:
    • воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
    • умение преодолевать учебные трудности;
    • умение работать в коллективе.

Задачи.

  1. Образовательные:
    • отработать навыки нахождения n-го члена арифметической прогрессии.
    • формирование у учащихся основ разносторонних математических знаний.
  2. Воспитательные:
    • воспитание культуры умственного труда,
    • воспитание уважительного отношения к сверстникам.
  3. Развивающие:
    • формирование умений и навыков учебной (практической и умственной) деятельности;
    • развитие познавательных процессов учащихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие);
    • развитие воли, интересов, способностей и дарований личности.

Цель интеграции математики и информатики.

  1. Совершенствование содержания образования.
  2. Освоение и использование информационных технологий в учебном процессе.

Оборудование: компьютерный класс, программы Microsoft Excel , проектор, учебники, индивидуальные задания.

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний
  4. Применение знаний, умений и навыков
  5.  Контроль, самоконтроль (с применением ИКТ)
  6. Коррекция
  7. Информация о домашнем задании
  8. Подведение итогов
  9. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель задает вопросы - учащиеся отвечают

- Кто сегодня рано проснулся?

- У кого хорошее настроение?

- У кого много друзей?

- Кто умеет работать на компьютере?

- Кто хочет выполнять задания легко и правильно?

- Кто пришел учиться?

- Кто готов к работе на уроке?

2. Проверка домашнего задания

1) Разобрать вопросы по домашнему заданию

2) 3 человека вызвать к доске (1- карточка, 2- задание на доске, 3- №352)

3) Устная работа с остальными учащимися (Приложение 1 – презентация)

3. Этап актуализации знаний

Объяснить учащимся цели учебного занятия одновременно с сообщением темы.

4. Применение знаний, умений и навыков

1) Решить у доски № 355

2) Дополнительно - № 357

5. Контроль, самоконтроль (с применением ИКТ)

1) Выполнение тестовой проверочной работы по вариантам (Приложение 3, Приложение 4) (Задания раздать каждому ученику)

Арифметическая прогрессия

Вариант 1

  1. У арифметической прогрессии первый член 4, второй 6. Найти разность d.
    А)2
    Б)-2
    В)4
    Г)-4
  2. У арифметической прогрессии первый член 6, второй 2. Найти третий член.
    А)2
    Б)-2
    В)4
    Г)-4
  3. Найти десятый член арифметической прогрессии, если ее первый член равен 1, а разность равна 4.
    А)34
    Б)35
    В)36
    Г)37
  4. Является ли последовательность четных чисел арифметической прогрессией?
    А)да
    Б)нет
    В)не знаю
  5. Найти разность арифметической прогрессии, если ее второй член равен 10, а четвертый равен 25.
    А)7,5
    Б)3,5
    В)8,6
    Г)15

Заполнить таблицу ответами. Сдать учителю.

  1. С помощью программы MS Excel найти первые десять членов арифметической прогрессии, где разность равна 1,4, а первый член -6.
  2. (дополнительно) С помощью программы MS Excel найти первые десять членов арифметической прогрессии, где разность равна -0,57, а первый член 10.

Арифметическая прогрессия

Вариант 2

  1. У арифметической прогрессии первый член 6, второй 4. Найти разность d.
    А)2
    Б)-2
    В)4
    Г)-4
  2. У арифметической прогрессии первый член 4, второй 6. Найти третий член.
    А)2
    Б)8
    В)4
    Г)-4
  3. Найти восьмой член арифметической прогрессии, если ее первый член равен 1, а разность равна 5.
    А)34
    Б)35
    В)36
    Г)37
  4. Является ли последовательность нечетных чисел арифметической прогрессией?
    А)да
    Б)нет
    В)не знаю
  5. Найти разность арифметической прогрессии, если ее третий член равен 10, а пятый равен 17.
    А)7,5
    Б)3,5
    В)8,6
    Г)15

Заполнить таблицу ответами. Сдать учителю.

  1. С помощью программы MS Excel найти первые десять членов арифметической прогрессии, где разность равна 1,4, а первый член -6.
  2. (дополнительно) С помощью программы MS Excel найти первые десять членов арифметической прогрессии, где разность равна -0,57, а первый член 10.

2) Варианты ответов на вопросы 1-5 дети заносят в таблицы ответов и сдают учителю.

Класс _______________________________________

Ф.И._________________________________________

Вариант _____________________________________

Ответы

 

1

2

3

4

5

А

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

Перед работай на компьютере – энергетическая пауза

  1. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки (угол)
  2. Параллелограмм, у которого все углы равны (прямоугольник)
  3. Какой ключ не откроет дверь (скрипичный)
  4. Река и марка популярного автомобиля. (Волга)
  5. Орган обоняния. (нос)
  6. Кто из персонажей сказок на печи за дровами ездил? (Емеля)
  7. Неправда (лож)
  8. Союз. (и)
  9. Вторая буква в алфавите. (б)

3) Проверка выполнения задания №6 с помощью компьютерной техники, программного обеспечения. (Приложение 2)

План выполнения работы.

Выполняем: Пуск – > Программы – > Microsoft Excel

После запуска Excel экран содержит пять областей:

  • Окно книги, которое занимает большую часть экрана,
  • Строку меню,
  • Две или несколько панелей инструментов,
  • Строку формул
  • Строку состояния.

Все эти пять областей называются рабочей областью книги.

Заполнение 1 столбца:

  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора сделать активной ячейку А1. В этой ячейке мы должны указать: А(п) – ар.пр..
  • По завершении нажать клавишу Enter.
  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора сделать активной ячейку А2. В этой ячейке мы должны указать значение: А(1)=.
  • По завершении нажать клавишу Enter.
  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора сделать активной ячейку А3. В этой ячейке мы должны указать: А(2)=.
  • По завершении нажать клавишу Enter.
  • Аналогично заполнить ячейки А4-А11.

Заполнение 3 столбца:

  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора сделать активной ячейку С1. В этой ячейке мы должны указать: в -разность.
  • По завершении нажать клавишу Enter.
  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора сделать активной ячейку С2. В этой ячейке мы должны указать значение разности арифметической прогрессии (по заданию учителя).
  • По завершении нажать клавишу Enter.
  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора снова сделать активной ячейку С2. Вызвать для нее контекстное меню и выбрать «копировать».
  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора сделать активной ячейку С3. Вызвать для нее контекстное меню и выбрать «вставить».
  • По завершении нажать клавишу Enter.
  • Аналогично заполнить ячейки С4-С11.

Заполнение 2 столбца:

  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора сделать активной ячейку В2. В этой ячейке мы должны указать значение первого члена арифметической прогрессии (по заданию учителя).
  • По завершении нажать клавишу Enter.
  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора сделать активной ячейку В3. В этой ячейке мы должны указать: =В2+С2.
  • По завершении нажать клавишу Enter.
  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора снова сделать активной ячейку В3. Вызвать для нее контекстное меню и выбрать «копировать».
  • С помощью мыши или клавиш перемещения курсора сделать активной ячейку В4. Вызвать для нее контекстное меню и выбрать «вставить».
  • По завершении нажать клавишу Enter.
  • Аналогично заполнить ячейки В5-В11.

После выполнения задания на компьютере сравниваются результаты работы, выполненные самостоятельно и с помощью электронных таблиц.

6. Коррекция

7. Информация о домашнем задании

  • Информация о домашнем задании.
  • Инструктаж по выполнению домашнего задания.
  • Возможность выполнять домашнее задание в электронном виде.

№ 354, № 356, 358, 365
 
8. Подведение итогов

1)Подведение итогов учебного занятия

2)Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Листок самоконтроля: (фамилия, имя)………………………….

 

«5»

«4»

«3»

1.Устная работа

 

 

 

2.Работа у доски

 

 

 

3.Выполнение заданий в тетради

 

 

 

4. Проверочная работа (тест)

 

 

 

5. Самоконтроль с применением ИКТ

 

 

 

Как мы сегодня поработали:

 

 

 

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- Кто доволен своей работой на занятии? Почему?

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа.

Лист обратной связи

  • Сегодняшний урок мне позволил __________________________________________________
    _______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________
  • Я никогда не думал, что __________________________________________________________
    ________________________________________________________________
  • Меня огорчило только ___________________________________________________________
    _______________________________________________________________________________
    _____________________________________________________
  • Невероятно интересным на уроке было _____________________________________________
    ______________________________________________________________________
  • Я думаю, что было бы замечательно, если бы ________________________________________
    _______________________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________________