Тема урока №1: р нашего аквариума. Красивые рыбы"
Цели и задачи: расширить знания о рыбах, ознакомить со способом последовательного изображения рыбы, вызвать интерес к использованию подручных материалов в работе, развивать творческое воображение и эстетический вкус.
Оборудование:
- для учителя - иллюстрации и фотографии с изображением рыб, образцы рыб с измененной деталью;
- для учащихся - тонкий цветной картон/ножницы, гуашь, кисти, цветная бумага, клей, подручный материал.
Xод урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Беседа по теме урока
Отгадайте загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум.)
У кого есть дома аквариум? Как вы ухаживаете за рыбками? Считаете ли вы их своими друзьями? Сегодня у каждого из вас появится новый друг-рыбка. Вы ее сами придумаете и смастерите. Каких рыб вы знаете?
(Ребята перечисляют наиболее распространенные названия.)
Молодцы, много знаете, но на самом деле их гораздо больше. Огромное количество рыб живут в морских глубинах и океанах, реках и озерах, и все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень.
(Учащиеся просматривают иллюстрации, и фотографии с изображением рыб. Учитель сопровождает просмотр рассказом о наиболее интересных рыбах). (Рисунок 1)
Из чего состоит любая рыба? (Туловище, голова, плавники, хвост и внешняя раскраска.)
Интересно, что стоит изменить только один из пяти пунктов - и получится совсем другая рыба. Например, меняем плавники.
Рис. 1
(Учитель показывает образцы, где у рыб одинаковые туловища, но разные плавники). Или окраску.
(Рассматриваются образцы с разной окраской.)
Туловище рыб лучше рисовать при помощи дуг, которые, пересекаясь, образуют рыбку. (Рисунок 1)
(Рассказ сопровождается показом на доске.)
Вид туловища рыбы зависит от того, какие дуги мы выбрали. Затем прорисовываются головы и плавники, добавляются, если надо, детали. После этого придумывают раскраску для рыбы.
Для большинства рыб, обитающих в верхних и средних слоях воды, характерен общий тип защитной окраски. Нижняя часть тела у них светлая и сливается с ярко-освещенной поверхностью воды, если смотреть снизу. Верхняя же часть тела у них темнее - чтобы сливаться с темной глубиной внизу. Некоторые рыбы обманывают своих врагов с помощью раскраски. На спинном плавнике рыбы-бабочки имеется ложный глаз - в результате нападающий не может понять, где у этой рыбы голова. Темные линии на теле рыбы-ангела очень похожи на водоросли и растения, среди которых она живет.
Наша рыбка будет необычной, красивой и нарядной. Кто из мастеров помогает нам рисовать, украшать? (Мастер Украшения и Мастер Изображения.)
3. Творческая практическая деятельность учащихся
Этапы работы:
Подобрать тонкий картон нужного цвета (желтый, красный, розовый, серебристый, персиковый). Нарисовать форму рыбы, вырезать.
Украсить. Можно использовать гуашь, ватные палочки, бисер, пуговицы, цветную бумагу и т.д.
Рис. 2
4. Итог урока
Выставка и анализ работ
- Чьи рыбки вам больше понравились, почему?
- Мне кажется, что сегодня все старались и получили хороший результат.
Обобщение темы урока
- Чему научились на уроке?
- Что узнали нового?
Мы с вами сделали рыбку-друга. А где же она будет жить?
Займемся этой проблемой на следующем уроке.
Уборка рабочего места.
Тема урока №2: "Мир нашего аквариума. Подводный мир"
Цели и задачи:
- ознакомить с обитателями подводного мира, способом их изготовления и оформления;
- развивать пространственное и образное мышление;
- формировать навыки работы с бумагой и подручными материалами;
- воспитывать интерес к формам совместной деятельности и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- для учителя - видеозапись подводного мира, кусочек коралла, заготовки разной формы для аквариумов;
- для учащихся - разные виды бумаги, песок (манка), ракушки, клей, фломастеры, конфетти.
Ход урока
1. Организационный момент
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
А у нас звенит звонок -
Начинается урок!
(Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
2. Беседа по теме урока
Сегодня мы продолжаем тему "Мир нашего аквариума". Нашим рыбкам нужен дом, место их обитания. Кто из нас знает, где живут рыбы? (В морях, океанах, реках, озерах, прудах, аквариуме.)
Я предлагаю вам спуститься под воду вместе с аквалангистами, которые сняли этот фильм.
(Учитель включает видеозапись из цикла "Живой мир").
Вам понравилось подводное путешествие? Кого из обитателей вы увидели? (Морскую звезду, краба, медуз, морских коньков.)
Звезды плавают по днищу,
Звезды в море ищут пищу.
Толстый краб ползет, спешит,
Рыб пугает и смешит.
В раковинах мидии,
Словно их обидели:
Чуть открыли створки -
Узенькие щелки.
Г. Лагздынь
На ночном небе сверкают космические звезды, на высоких башнях Кремля горят рубиновые звезды, а на дне морей-океанов лежат звезды живые. Да-да, живые - ведь они могут кушать и даже передвигаться, хотя и очень медленно. А где-то рядом ползает на брюшке по морскому дну краб, перебирает ножками и хватает добычу клешнями. Недалеко плавают стайками морские коньки - маленькие, с мизинчик.
Обхватив хвостом травинку,
Не за край, за серединку,
За коралловый пенек
Хочет сесть в воде конек,
Но не получается:
Все в воде качается.
А это еще один житель подводного мира. (Учитель показывает кусочек коралла или его красочное изображение.)
Кораллы - это не морские растения, а живые существа, просто они похожи на причудливые кусты. И цвет кораллов просто удивительный. Он может быть и белым, и розовым, и красным, и даже переливаться разными оттенками.
Как называются морские растения? (Водоросли.)
Также как растения на суше, водоросли могут быть разной формы: с колючками, закрученные, с широкими или узкими листьями и т.д. В водорослях любят прятаться все подводные жители.
(Учитель рисует на доске рыбку перед водорослью. Вызывает ученика "спрятать" рыбку за водоросль. Таким образом, напоминает о закон загораживания.)
От кого прячутся рыбки? (От хищников, рыбаков.)
3. Физкультминутка
Рыбачек
На лазоревой волне
Лодочка качаласъ. (Наклоны в стороны.)
А в звенящей вышине
Солнце улыбалось. (Потянуться, встать на носочки.)
Семилетний рыбачок,
В речке отраженный,
Опустил на дно крючок,
Ждет завороженно. (Наклоны вперед и назад)
По воде пошли круги, (Покружиться.)
Поплавочек скачет...
"Папа, папа, помоги!" -
Мальчик чуть не плачет. (Прыжки на месте.)
Вместе тянут рыбаки
Леску сквозь осоку. (Тянущие движения руками.)
Вылезает из реки
Серебристый окунь. (Движения пловца руками.)
Э. Цегельник
Кто-нибудь из вас ходил на рыбалку? Можно ли рыбачить сетью? (Нет.)
Правильно, рыб надо беречь. Особенно трудно рыбам бывает зимой. Воздух не проходит через лед в воду, и рыбам становится трудно дышать. От этого они могут погибнуть. Поэтому зимой нужно проделывать проруби. А чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом.
Летом самое главное - не засорять водоем и рыбачить только на удочку. Пойманную рыбку можно поселить у себя в аквариуме.
Аквариумы бывают разной формы. У меня есть вот такие заготовки: круглая, прямоугольная и квадратная. Давайте попробуем превратить их в аквариум для наших друзей-рыбок. (Рисунок 3)
4. Творческая практическая деятельность учащихся
Сегодня мы будем работать по рядам. Каждый ряд - бригада, а у каждой бригады должен быть бригадир. (Учащимся предлагается выбрать бригадиров. Им объясняется работа, за которую они отвечают, и предлагается выбрать для своего ряда заготовку аквариума. Можно провести жеребьевку (в трех одинаковых конвертах лежат разные фигурки: круг, квадрат, прямоугольник)).
Прежде всего, нужно налить "воду" в аквариум. (Бригадир выбирает трех человек с ряда, которые будут обрывать цветную бумагу холодных оттенков на полосочки. После этого приклеят на заготовку.)
Остальные займутся изготовлением водорослей, жителей подводного мира.
(Учащимся даются рекомендации по изготовлению деталей. Водоросли можно сделать из бумажных полос, скрученных жгутов, переплетением лент; дополнить пятнышками конфетти), дорисовать фломастерами прожилки и т.д. Морскую звезду можно украсить бисером, манкой. Кораллы хорошо получаются из гофрированного картона. Самые длинные "ветки" кораллов должны идти по направлению рельефа. На дно аквариума можно приклеить песок, на него ракушки. Бригадир помогает ученикам, которые делают "воду", затем руководит работой по заполнению аквариума и заселением рыбок. Учитель помогает правильно составить композицию.)
5. Итог урока
Выставка и анализ работ
Мне так приятно смотреть на ваши замечательные работы! Я очень рада тому, что вы уже многому научились и умеете применять ваши знания.
Сегодня вы работали по бригадам. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось создание интересных аквариумов. Легче или труднее было работать бригадой?
Обобщение темы урока
- С какими подводными жителями познакомились?
- С каким материалом было интереснее работать?
Уборка рабочего места.