Использование технологии педагогических мастерских на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Изменение содержания образования невозможно без изменения форм организации учебного процесса, деятельности учителя.

Наиболее актуальными становятся такие формы организации учебной деятельности, которые способствуют формированию универсальных умений, свободному самовыражению, способности по-новому реагировать на происходящее и созданию собственного продукта творчества.

Реализовать эти идеи во многом помогает современная образовательная технология педагогических мастерских, где на первое место выдвинута содержательная задача построения целостной картины мира, а на второе поиск места своего «Я» в этом мире. Данная технология предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала, способа предъявления результата и т.д.

Педагогическая мастерская - это синтетическая, многомерная, интегрированная, рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, которая ори­ентирована на индивидуально - личностный подход в образовательной деятельности.

На уроке мастер вводит своих учеников в поиск знания, а не прямо передаёт информацию, обучает умению ставить проблемы и творчески искать ответ, создаёт атмосферу, позволяющую им осознать и научиться понимать себя и свое место в мире, понимать других людей, воспитывает уверенность в своих способностях.

Урок-мастерская – это многогранное явление, которое может быть представлено в различных вариантах. Главным его условием является творчество.

Основные элементы мастерской, которые используются на уроках русского языка – «индукция», создание творческого продукта, социализация, разрыв и рефлексия.

1. «Индукция» («наведение»).

Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация, вопрос. Такая проблемная ситуация, вопрос и называются в технологии мастерских индукцией или индуктором.

Индукция - это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Так на уроке русского языка по теме «Экспрессивные возможности конструкций с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами», который проводился в 8 классе, учащимся был предоставлен текст Н.В.Гоголя из произведения «Мёртвые души» (описание сада Плюшкина) и предлагалось задание - сравнить с картиной А.Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»), увидеть сходство и различие. После сравнения встаёт вопрос:

- Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками, а как это удалось сделать Н.В.Гоголю? На что мы должны обратить внимание, анализируя текст Н.В.Гоголя? Опираясь на формулировку темы, учащиеся выходят на постановку проблемного вопроса: какую роль в этом тексте сыграли конструкции с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами?

Для решения этой задачи учащиеся делятся на группы (5 групп) и происходит переход ко второму элементу мастерской, где начинается осмысление текста.

2. Создание творческого продукта или («Самоконструкция» и «Социоконструкция») - создание индивидуального, а затем группового и межгруппового интеллектуального продукта: опыта, наблюдения, идеи, гипотезы, текста и т.д. в основе этих этапов лежит механизм деконструкции/реконструкции знаний. Имея представление о причастных оборотах, учащиеся, исследуя текст, акцентируют своё внимание на их роли в тексте.

3. «Социализация - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть представлено.

Социализация – это сравнение своего проекта с другими в ходе общения дискуссии, обсуждения или афиширования, т.е. вывешивания проектов. На уроке представитель от каждой группы представляет результаты своего исследования в форме таблиц, сообщения и т.д.

4.«Разрыв» - внутреннее осознание учащимся неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который активизирует ученика к творческому поиску ответов

5.«Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Для подростков этап рефлексии важен и как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

Подводя итоги урока, учащиеся сделали для себя следующие выводы:

- Я знал, конечно, но только сегодня на уроке увидел, что литература и русский язык взаимосвязаны и очень тесно. Если у художника - кисти, краски, у музыканта – инструмент, ноты, то у писателя есть только слово. Но при единственном инструменте он создаёт такие картины жизни, которые просто потрясают своей правдой и красотой.

(Переоценка)

- А мне понравилось работать в группе, чувствуешь, что не один, что рядом товарищи, придут на помощь, с ними интереснее работать.

(Значимость своего «Я»)

- Понравилась работа, которая позволяет раскрывать секрет писательского мастерства. Может, Н.В.Гоголь и не думал о причастных оборотах, то текст показывает творческие возможности этой конструкции.

(Осознание необходимости поиска информации)

- Раньше для меня конструкции с обособленными членами были каким-то

отвлечённым понятием, где я должна была правильно поставить знаки препинания, орфографически правильно писать причастия. Сегодня я открыла для себя, зачем существуют такие конструкции в языке, они делают речь такой живой, образной.

(Внезапное понимание)

Так дети самостоятельно в совместном поиске постигают новые знания, осознают собственную состоятельность, открывают в себе неожиданные качества характера, несознаваемые способности, своё место среди других.

Список литературы

  1. Белова Н.И.Мастерская: приглашение к поиску// На путях к новой школе. 1994.№1(6);
  2. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ - СПб.,1994.
  3. Белова Н.И. Технология педагогических мастерских. Естествознание в школе. 2004, №6,с.54-59.
  4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: изд-во «Учитель», 2007.- с.208.
  5. Г.В.Степанова. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.