Цели урока:
- Формирование умений и навыков сложения с переходом через десяток.
- Развитие:
- навыков быстрого счёта в пределах 20;
- умения решать составные задачи;
- творческих способностей учащихся;
- логического мышления и речи;
- Способствовать воспитанию взаимопомощи в коллективе.
Оборудование:
- учебник «Математика» 2класс (Моро М.И.),
- наглядные пособия:
- «пальма» (примеры на сложение и вычитание )
- домики «состав числа»,
- «математические» цветы,
- конверты с геометрическими фигурами,
- карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель. Долгожданный дан звонок.
Начинается урок!
-Ребята! Вам известна история Робинзона Крузо- героя книги Дефо?
-Он оказался на необитаемом острове и несмотря на многие трудности прожил там долгие годы. Представьте себе, что мы с вами отправляемся в математическое путешествие по необитаемому острову. Нас ждут невероятные приключения. Но ведь нам не страшны препятствия, с нами наши знания – самый лучший и ценный багаж.
Цель нашего путешествия: закрепить знания по таблице сложения и вычитания чисел с переходом через десяток.
Вот мы с вами на острове: сначала необходимо подкрепиться. Чтобы полакомиться бананами, нужно взобраться на самый верх, решая примеры.
(На доске крепится рисунок пальмы с бананами. На стволе пальмы на карточках крепятся ответы примеров, которые дети решают устно).
На доске:
9+2 6+8 6+5
2+9 7+7 8+4
- Ну что же, неплохо друзья!
А теперь представьте себе, что тучи сгущаются и вот-вот пойдёт дождь. Нужно скорее построить временный шалаш. Чтобы его построить, надо хорошо знать состав числа.
На доске:
Первый шалаш-состав числа 12. Составьте состав числа12 с помощью цифр, которые у вас есть. (Дети составляют, а затем озвучивают состав числа 12)
Второй шалаш - это состав числа 16.
-Молодцы. Наше путешествие продолжается. А сейчас откроем тетради и напишем арифметический диктант.
- 7+5, 14-6, 8+3.
- Напишите сумму чисел 8 и 4.
- Найдите разность чисел 11- 3.
- Какое число следует за числом 17?
- Какое число стоит при счёте перед числом 20?.
(Проверка выполнения задания).
На соседнем острове живут люди, которым требуется наша помощь. Они просят помочь им решить задачу.
3. Формирование знаний, умений, навыков.
«У местных жителей было 15 кг рыбы. Одному покупателю они продали 5кг рыбы, а другому 4 кг. Сколько килограммов рыбы у них осталось?».
Прочтём задачу вслух.
- Что нам известно в задаче?
-Что требуется узнать?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему?
- Можем ли мы узнать сколько килограммов рыбы продали?
- Каким действием?
- Что узнаем потом?
Давайте запишем краткую запись.
Один из учеников комментирует, все остальные записывают решение задачи в тетради.
Было - 15кг.
Продали - 5кг и 4кг.
Осталось-?
Запишем решение этой задачи в виде выражения.
15-(5+4)=6кг
Ответ: 6 кг рыбы осталось.
Ребята, внимательно посмотрите на решение этой задачи. А как вы думаете, можно ли эту задачу решить другим способом?.
(Объяснение детей.)
- 2 способ:
- 15-5 =10 (кг)
- 10-4=6 (кг)
Дети, наверное вы устали в пути. Предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка.
Мы по острову гуляем (шаг на месте)
И бананы собираем (дотягиваемся руками как можно выше)
А увидим незнакомцев,
Сразу приседаем. ( приседания)
Головою покачаем.
Хорошо мы отдыхаем!
4. Применение знаний, умений, навыков.
Продолжаем исследовать остров. Внимание! Таинственная пещера! Чтобы добраться до неё, нужно собрать целебные растения для жителей острова. Собираем « математические» цветы. (Вставь нужное число).
На доске:
(Дети отвечают и объясняют свой ответ).
Ребята, у вас на партах лежат занимательные конвертики с заданием от местных жителей. В конвертах находятся различные геометрические фигуры. Ваша задача: составить из них рисунок.
- Молодцы. Мы у цели! Из пещеры слышны чьи-то голоса. Это зверюшки, которые не могут выбраться, ведь вход завалил ураган.
Решив примеры, мы уберём камни. Самый «тяжёлый», особенный камень- это нижний камень. Здесь: вместо знаков вопросов нужно вставить знаки «+» или «-».
На доске:
Молодцы. Теперь все звери на свободе.
Мы не зря провели время на острове. На свете есть что-то очень важное и замечательное для каждого человека. А что это вы узнаете, решив примеры по карточкам и прочитав слова, которые зашифрованы.
1 вариант.
Д | 10+6 |
А | 14-7 |
Р | 5+8 |
У | 11-8 |
Ж | 8+6 |
Б | 17-9 |
16 | 13 | 3 | 14 | 8 | 7 |
Д | Р | У | Ж | Б | А |
2 вариант.
А | 5+7 |
Р | 18-9 |
О | 7+4 |
Д | 8+6 |
Н | 16-8 |
И | 14-5 |
9 | 11 | 14 | 9 | 8 | 12 |
Р | О | Д | И | Н | А |
- Молодцы!Я предлагаю дать название нашему математическому острову. (Остров Дружбы.)
- Давайте вспомним о нашем математическом путешествии.
5. Обобщение пройденного материала.
- Чем мы занимались на уроке?
- Чему учились?
- Что понравилось больше всего?
- Какие трудности вы испытывали?