Цель:
- Коррекция психических функции: внимания, мышления, памяти.
- Выделение согласных К, Г в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательная (обучающая):
- Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
- Обогащение словарного запаса у учащихся с ЗПР и ОНР, развитие вербального интеллекта.
Коррекционно-развивающая:
- Развитие произвольности психических процессов учащихся.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирование умственных действий.
- Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.
- Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия.
- Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
- Развитие мелкой моторики, темпа выполнения занятий.
- Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся.
- Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимодействия.
Воспитательная:
- Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.
- Воспитание внимания к звуковому составу слова.
- Воспитание осознанного уважения к труду учителя.
Охранительная:
- Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, осанки, мелкой моторики.
- Преодоление перегрузки учащихся путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, отсутствие домашнего задания.
- Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособностей и утомления при выполнении заданий.
- Учет возрастных особенностей учащихся, ведущего вида деятельности.
- Стиль общения с учащимися демократический, личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.
Оборудование: Буквы (З, О, О, П, А, Р, К), цифровой ряд (от 1 до 9), бумажные треугольники и прямоугольники, сюжетные картинки с животными, конверты, листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, аппликация клетки из бумаги.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Педагог-психолог:
– Здравствуйте ребята!
– Улыбнитесь друг другу!
– Скажите добрые слова (солнышко, мир, дружба, любовь)
– Ребята надо чтобы эти слова всегда были рядом.
– Сегодня мы с Надеждой Михайловной ведем вас на экскурсию в ЗООПАРК.
Учитель-логопед:
Ребята! Мы идём с вами в необычный зоопарк. В нём живут животные, в названиях которых встречаются буквы Г и К.
И мы сегодня будем выделять звуки [г] и [к]:
- в слогах;
- в словах;
- в предложениях.
II. Основная часть:
Педагог-психолог:
– Надежда Михайловна, оказывается, Незнайка открыл двери зоопарка и животные разбежались.
«Игра на внимание»
– А животных в зоопарке столько, сколько букв в слове (ЗООПАРК)
– Посчитайте, сколько животных мы должны найти?
– Оглянитесь вокруг!
– А какие животные убежали вы увидите на картинках.
– Посмотрите внимательно.
(Дети называют животных)
– Сейчас мы их будем собирать.
Учитель-логопед:
(волк)
Работа с «Цифровым рядом». Выдвинуть ту цифру, на месте которой слышится звук [к] или [г]. Один ученик работает у доски, остальные на своих местах. Слова:
Волк, крокодил, тигр, белка, кенгуру, пингвин.
Педагог-психолог:
– Волку понравилось, как вы работаете, он решил вернуться в зоопарк. Давайте порадуемся возвращению волка поиграем и поразмышляем.
Игра «Бывает – не бывает»
– Я вам читаю фразы, а вы внимательно слушаете. Если это бывает, то хлопаете в ладоши. А если этого не бывает - топаете ногами.
- Волк бродит по лесу.
- В кастрюле варится молоток.
- Кошка гуляет по крыше.
- Собака плывет по небу.
- Волк сидит на дереве.
- Домик рисует девочку.
- Девочка гладит собаку.
– Молодцы! Вы хорошо и внимательно слушали и выполнили задание.
Учитель-логопед:
(крокодил)
– Сейчас, ребята, вам предстоит отхлопать по слогам слова и записать их схемы. А в схемах нужно вписать букву Г или К в тот слог, в котором этот звук слышится. Работают у доски по очереди. Слова:
Цыплёнок ! ! к , бабочка ! ! к ,грибы г ! ,
Рак к , гномик г ! к , кабан к ! .
Педагог-психолог:
– А чтобы вернуть в зоопарк тигра давайте распутаем путаницу.
Игра «Путаница»
– Что не правильно звучит в предложениях?
– Отвечайте полными ответами.
Положили в чашку каску.
Надевал пожарный кашку.
Сочинял писатель башню.
Рисовал художник басню.
Сладко спит в берлоге миска.
На столе с салатом мишка.
На лицо надета Машка.
Имя нашей кошки маска.
На глазах у детворы
Крысу красят маляры.
Учитель-логопед:
На доске записаны слова с пропущенными буквами Г, К. Ваша задача – зашифровать в них буквы Г - треугольником, а букву К – прямоугольником. Слова:
Вол_, _ро_одил, ти_р, бел_а, _ен_уру, пин_вин.
(Кенгуру возвращают в зоопарк)
Педагог-психолог:
(тигр)
– А чтобы поймать белочку надо потренировать глаза, потому что белка ловко, быстро скачет по деревьям и ее трудно заметить.
Гимнастика для глаз:
– Подумайте, какими глазами солнце на землю смотрит. (Добрыми, светлыми, прощающими…)
– Посмотрите на своего друга глазами солнца.
Рисование восьмерки пальцем в воздухе и глазами, букв (г-к), отгадывание букв.
– Белка прыгнула и увидела загадку, она просит ее прочитать.
Хором читают загадку:
– Кто сидит среди травы-уши выше головы?
– Про кого идет речь? (Заяц)
– Это зайчик, а посмотрите внимательно вокруг: зайчиков нигде нет. Нужна ваша помощь. Перед вами конверты с геометрическими фигурами, клей, листы.Вспомните, как выглядят зайчики? Какие геометрические фигуры вы возьмете, чтобы составить зайцев.
Вам дается 3 мин, чтобы зайчиков наклеить на листы. Ставятся песочные часы.
– Давайте разместим наших зайчиков в клетку.
Работа с компьютером
Учитель-логопед:
- Работа с деформированным текстом. Заяц-поэт сочиняет стихи. Помочь расставить слова в нужной последовательности. Работают по очереди.
- Записать графически предложения на доске:
Книга – источник знаний. ( КГ К --- )
Педагог-психолог:
– У нас остался пингвин. Он очень медлительный.
И ему трудно с вами играть. Он благодарит вас за то, что вы собрали его друзей в зоопарк.
Пингвин спрашивает:
– Как вы себя чувствовали на занятии?
– Понравилось ли вам занятие?
Учитель-логопед:
Какие задания Вам понравились на занятии?
Какие буквы и звуки вы выделяли в названиях животных?
Где вы выделяли эти буквы и звуки (в слогах,в словах и предложениях)
Молодцы! Вы хорошо потрудились!