Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников в условиях модернизации образования. Урок литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок формирования умений и навыков чтения и анализа лирического стихотворения.

Вид урока: урок-беседа на основе вопросов и заданий учителя.

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста; учить чувствовать и понимать язык поэтической речи.

Оборудование: учебник Родная речь. Кн.2. Авт. В.Г. Горецкий; аудиозапись П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Сентябрь».

Пояснительная записка

Основной метод обучения на этом уроке - беседа. Учитель задает вопросы, взаимосвязанные друг с другом. Вопросы небольшие, но каждый вопрос - проблема, поиск. Дети наблюдают, слушают, читают, делятся ощущениями и мыслями, отстаивают свои взгляды, доказывают, основываясь на тексте, свои мнения. Вопросы учителя кратки, четки, содержательны, сформированы так, что будят мысль ученика.

Методом беседы учитель умело активизирует учащихся, развивает их память, речь. Избранный учителем метод несет большую воспитательную силу.

Работа с текстом из учебной книги осуществляется под руководством учителя. Работают над значением слова, связывают настроение стихотворения со своими чувствами, пытаются разглядеть за словами волшебство зимнего леса.

На уроке используется прием словесного рисования. Представив себя художниками, дети с удовольствием "рисуют" лес словами, выбирают краски, которые соответствуют настроению учащихся.

Такой прием усиливает активность детей, развивает воображение.

В структуре урока несколько этапов:

  1. эмоциональный настрой (помочь обрести душевное равновесие)
  2. подготовка к восприятию художественного текста (это позволяет приблизить учащихся к творчеству русского поэта, ввести в атмосферу произведения);
  3. художественное восприятие текста (выразительное чтение наизусть учителем стихотворения вызывает в детях желание поделиться своими ощущениями как слушателей);
  4. художественный анализ текста (накопление эмоционального опыта, творческая активность учащихся);
  5. художественное чтение стихотворения (выразительное повторное чтение учителем и учащимися).

Урок формирует в ребенке нравственно-эстетические позиции, гуманистическое мировосприятие, воспитывает патриотические чувства.

Сельские дети не всегда умеют заметить красоту той природы, которая их окружает. Поэтому тема этого урока злободневна и носит большой воспитательный потенциал.

Научить детей видеть прекрасное, позволяет развивать нравственно-духовный идеал человека.

Работая над содержанием стихотворения, развивается воображение, внимание, речь ребенка.

Работа в группах по выделению эпитетов развивает воображение, память, интерес и любовь к поэзии.

В парной работе дети работали над выразительностью чтения.

Использованные формы и методы работы на уроке способствуют развитию речи детей, умения высказывать свои мысли, чувства, переживания, видеть красоту окружающей природы.

Ход урока в таблице – Приложение.