Звуки [х], [х'], буква Х

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с новой буквой Х,х и звуками [х],[х,];
  • изучение акцентированному произношению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
  • раскрыть технологию перекодирования звуковой формы в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
  • продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами.

Оборудование: учебник “Азбука”, фишки-звуки, рисунок на что похожа буква Х,

Ход урока

I. Организационный момент.

    • Поприветствуйте друг друга

II. Феноминутка.

    • Назовите сегодняшнюю дату
    • Назовите какой сегодня день недели
    • Время года

III. Целеполагание.

    • Кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока?
    • Как узнали?
    • Вспомните тему прошлого урока?
    • За чем вы сегодня пришли на урок?
    • Чему можете научиться сегодня на уроке?
    • Чем ещё может быть полезен урок?

IV. Разминка речевого аппарата.

– Чтобы хорошо читать надо подготовить речевой аппарат.

  • Покажите губами дудочку
  • Покажите губами часики
  • Достаньте кончиком языка кончик носа

– Когда вас рассмешат, как вы смеётесь?

– А теперь девочки будут смеяться хи-хи-хи.

– А мальчики будут смеяться ха-ха-ха.

– Сейчас все вместе хе-хе-хе.

Прочитайте скороговорку шепотом:

Муха-Цокотуха

Села на ухо.

  • Поговорим все вместе
  • Проговорим быстрее
  • Начнем тихо, а закончим громко
  • Начнем громко, а закончим тихо
  • Девочки расскажут мальчикам с радостной интонацией
  • Мальчики расскажут девочки с грустной интонацией

V. Физкультминутка.

Хомка-хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Шейку моет, спинку трет.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

VI. Новый материал.

– Откройте учебник натой странице, на которой вы считаете, что мы сегодня будем работать (дети должны сам-но найти нужную стр.)

– Прочитайте 1 схему на с.92 ,выделите пропущенный звук.

– Дайте ему характеристику (согл., тв., глух.)

– Прочитайте 2 схему и выделите пропущенный звук.

– Дайте ему характеристику (согл., мягк., глух.)

Вывод: Звуки[х],[х,] обозначаются букваой Х.

– Давайте познакомимся с ней, постучимся к ней в домик (лента букв).

– Замените на звуковой схеме звуки[х],[х,] буквой Х.

– Найдите букву Х в учебнике и скажите на что она похожа.

– Где в жизни можно увидеть букву Х.

– Посмотрите на рисунок, прочитайте под ним название профессии.

– Кто этот человек? (химик)

– Найдите объяснение в толковом словаре.

– Когда вы будете учиться в старших классах, то у вас будет урок химии.

– Посмотрите на рисунок, прочитайте под ним слово. Кто это?(хорь)

– Найдите заметку о нем в хрестоматии.

– Почему в слове хорь 4 буквы, но 3 звука?

VII. Физкультминутка.

Собираем снег,

Лепим снежки,

Бросаем их. (Дети показывают движения).

VIII. Чтение слогов, слов и предложений.

– Посмотрите на схемы слогов и объясните,как надо их читать.

(дети объясняют принцип слияния звуков)

– Чтение слов по цепочке.

– Прочитайте сам-но загадки и найдите отгадки на рисунках.

IX. Рефлексия.

– С какой буквой познакомились?

– Какие звуки она обозначает?

– Поделитесь, что было трудно?

– Что удалось?

X. Домашнее задание: прочитать слова и предложения на с.92.