В соответствии с п. 1 статьи 10 Закона "Об образовании" "с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: очная, очно-заочная, заочная, в форме семейного образования, самообразования и экстернат". В МОУ СОШ № 8 города Челябинска обучение ведется в очной, очно-заочной форме и экстернат.
Экстернат — это форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Программа двух классов может быть пройдена за один год со сдачей промежуточной (декабрь) и государственной (итоговой) (май - июнь) аттестаций.
Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме посещать учебное заведение, совмещать учебу в школе и работу или обучение в другом учебном заведении и пр. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдает только экзамены.
Главное принцип экстерната — освободить учеников от ежедневных многочасовых занятий в школе, сэкономив таким образом время, но при этом дать полноценное образование. Система образования экстерном устроена так, что за минимальный период времени учащийся получает максимальное количество информации. Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, ошибочно. Ученик осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует педагог. Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании положительных результатов государственной (итоговой) аттестации получает аттестат государственного образца.
В МОУ СОШ № 8 созданы условия для получения основного общего и среднего (полного) общего образования для тех учащихся, которые по каким-то причинам не посещают массовую школу или ранее не имели возможности ее закончить. Мы помогаем будущим художникам, музыкантам, рабочим не отстать от своих сверстников, получить среднее образование, поступить в вуз, не прекращая своей профессиональной деятельности.
В школе работают учителя, имеющие большой опыт общения с учащимися разной профессиональной направленности и разного уровня подготовки.
В экстернат (10 и 11 кл.) зачисляются учащиеся, имеющие основное общее образование, окончившие 10 классов средней школы или первый-второй курсы ссузов, ПТУ; в 9 класс принимаются лица, не имеющие основного общего образования, учащиеся, не освоившие обязательный минимум образования в других школах.
Результаты анализа контингента учащихся групп экстернат:
- возрастной состав:
- до 17 лет - 5 %;
- 18 - 20 лет - 67 %;
- 21 - 24 года - 15 %;
- 25 - 29 лет - 9 %;
- старше 30 лет - 4 %;
- сразу после окончания основной школы пришли в экстернат - 4 %; год спустя - 7 %; через 2 - 5 лет - 72 %; 5 - 10 лет спустя - 17 %;
- мотивы, по которым выбран экстернат:
- занят профессиональной деятельностью;
- получает начальное профессиональное образование в ссузах;
- решил осваивать знания в форме самообразования;
- не может или не умеет наладить взаимоотношения с педагогами и одноклассниками;
- имеет проблемы со здоровьем, является инвалидом;
- прибыл из мест лишения свободы, имеет условное осуждение и др.;
- получить аттестат о среднем образовании параллельно с обучением в музыкальном, художественном училищах, колледже культуры;
- спортсмены, часто выезжающие на соревнования и сборы;
- студенты техникумов, ПТУ, решившие поменять специальность;
- учащиеся, чья профессиональная деятельность обязательно требует среднего образования;
- не сумевшие получить образование в общеобразовательной школе по различным причинам;
- люди с неординарными жизненными обстоятельствами (женщины, оставившие школу в связи с рождением детей, выезжающие за рубеж или вернувшиеся из-за рубежа).
Лица, осваивающие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования приходят в экстернат для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций.
Во исполнение Закона "Об образовании" (п. 1 ст. 5), гарантирующего “возможность получения образования независимо от судимости”, в группы экстернат зачисляются лица, имевшие судимость, освободившиеся из мест лишения свободы.
Все поступившие в экстернат учащиеся делятся на группы, для каждой из них составляется расписание.
Организация образовательного процесса осуществляется следующим образом: учащиеся посещают занятия в экстернате в среднем два - три раза в неделю, прослушивают курс лекций, принимают участие в практических работах, семинарах, выполняют и сдают домашние задания, которые возможно сдавать в индивидуальном режиме. Таким образом, учащийся-экстерн с учебным материалом знакомится в сжатые сроки в учебном заведении, а углубляется в него уже дома.
Учебный план консультаций для учащихся в форме экстерната составлен на основе Примерного учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, утвержденного Министерством образования РФ № 322 от 09.02.1998 г., которым предусмотрены консультации по предмету, практическая часть, зачеты, 4 часа консультаций перед экзаменом по каждому предмету. Учителями составлено тематическое планирование в соответствии с ОМСО, ведутся учебные журналы. На каждого ученика заводится зачетная ведомость, которая отражает уровень обученности учащегося. Учителями-предметниками разработаны учебно-дидактические комплексы.
Главная задача, которую ставит перед собой педагогический коллектив экстерната, - это научить экстернов учиться самостоятельно. Сама по себе эта задача достаточно трудная, поэтому нами подготовлен комплект заданий по всем курсам школьной программы, предложен учащимся график сдачи зачетов и домашних работ на весь учебный период. Учителями созданы учебные пособия, помогающие в освоении школьных дисциплин и дающие возможность успешно проходить аттестацию. Учащийся-экстерн пользуется литературой из библиотечного фонда школы.
Содержание образования базируется на изучении предметных областей в рамках образовательных стандартов, но с большой долей самостоятельности. Для этого каждый учитель-предметник составляет планирование, в котором указана не только дата и тема занятия, но и представлены опорные понятия темы, список литературы для самостоятельного изучения, номера задач (§; задания; произведения (по литературе)). Такое планирование выдается каждому учащемуся-экстерну.
Несмотря на то что данная форма обучения существует давно (зародилась в школе № 53 в 90-е годы), накоплен опыт работы, существует немало трудностей, которые приходится преодолевать в работе с учащимися-экстернами. Среди главных можно назвать:
- отсутствие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- нерегулярное посещение занятий учащимися;
- несвоевременная сдача домашних работ;
- большая занятость на работе, в других учебных заведениях;
- состояние здоровья;
- учащиеся с низкими интеллектуальными возможностями, ограниченным кругозором.
Подобные проблемы существуют и в подростковой среде, поэтому наряду с экстернатом в школе действует очно-заочная форма обучения, которая обеспечивает получение основного общего образования с учетом потребностей и возможностей личности учащихся второй ступени обучения. Обучение проходит в малых группах (3 - 5 человек). Это группы индивидуального обучения 5, 6, 7, 8, 9 классов. Учащиеся, остававшиеся на второй год, не посещавшие школу в течение ряда лет, так называемые “переростки”, имеют возможность окончить два класса за один учебный год с прохождением промежуточной аттестации в декабре.
Контингент учащихся групп очно-заочного обучения выглядит следующим образом:
- учащиеся с низкими интеллектуальными возможностями на фоне синдрома бродяжничества, психопатоподобными проявлениями расстройств нервной системы (повышенная истощаемость, агрессивность, конфликтность, нарушение внимания, памяти и т.д.);
- учащиеся с наклонностями к различного рода зависимостям, суициду, депрессивным состояниям;
- подростки с девиантным и делинквентным поведением, для которых характерна недостаточная сформированность учебных навыков, отсутствие учебной мотивации.
За основу учебного плана взят учебный Примерный учебный план вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, утвержденный Министерством образования РФ № 322 от 09.02.1998 г. В учебном плане сохранены все образовательные области инвариантной части Областного базисного учебного плана.
Основой организации учебной работы по очно-заочной форме обучения является: посещение уроков в течение трех учебных дней для освоения обязательного минимума содержания образования, самостоятельная работа учащегося, групповые консультации и зачеты в течение двух учебных дней. На уроках учащиеся осваивают наиболее сложные темы, получают вопросы и задания для самостоятельной работы. Учащиеся объединяются в группы, для которых составляется график учебных занятий, итогового контроля. Учителями предметниками разработан учебно-дидактический комплекс.
Трудности, возникающие в работе с данным контингентом учащихся:
- низкий уровень развития;
- отсутствие учебной мотивации;
- несформированность учебных навыков;
- агрессивное поведение;
- отсутствие должного контроля со стороны родителей;
- неадекватная оценка учащимися собственных знаний, умений.
Кроме того, учащиеся не чувствуют дискомфорта из-за низких учебных навыков. Объединенные в группы, ученики развивают коммуникабельность, учатся общаться.
Следует помнить: от школы зависит многое, но далеко не все. Очная, очно-заочная форма обучения или экстернат — это лишь формы, а содержание (то есть знания) зависит от стремления учиться!