Пояснительная записка
Начало XXI века ознаменовало новыми тенденциями в правовом образовании школьников:
- Практико-ориентированный подход в изложении содержания правовых курсов;
- Опора на социальный опыт ученика, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
- Формирование активной гражданской позиции личности;
- Уважение к правам человека и нормам международного права;
- Обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника.
Программа элективного курса “Права человека” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом основных требований к уровню правового образования выпускников основной школы. Предполагается, что для изучения курса “Права человека” ученик должен иметь базовый уровень знаний курсов “Граждановедение” (5-7класс) и “Обществознание” (8класс)
Программа элективного курса “Права человека” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образование, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом основных требований к уровню правого образования выпускников основной школы. Предполагается, что для изучения курса “Права человека” ученик должен иметь базовый уровень знаний курсов “Граждановедение” (5-7 класс) и “Обществознание”(8 класс).
Цель курса: показать важность выработки единых правил жизни общества на основе критического осмысления гражданских прав, свобод и обязанностей в демократическом обществе.
Задачи:
- Знакомство учащихся с основными нормами права, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- Развитие критического мышления учащихся применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- Воспитание ответственности за собственное благополучие и благополучие других людей;
- Формирование умений вести дискуссию по правовым вопросам в области защиты своих прав(прав человека)
Направленность – курс предметный.
Предмет – обществознание.
Курс разработан с учетом потребностей образовательной среды.
Содержание курса может быть использовано для:
- Выбора учащимися профиля обучения в старшем звене;
- Подготовки и представления творческих работ, выступлений.
Структура курса представляет собой сюжетную модель. Сквозной сюжет курса – это работа. Всемирного конгресса, в котором участвуют представители (группы) разных стран, с целью разработки универсальной Декларации прав человека.
Важным в программе курса является то, что курс выстраивается как система монологов в диалоге, что обеспечивается использованием сквозного игрового сюжета и методики дискуссионного общения.
Предполагаемые формы ведения занятий – дискуссия, работа с текстом (документом), работа в малых группах, представление докладов по первоисточникам, ролевые игры.
Курс интегрирует со спецкурсом “Основы исследовательской деятельности”, 9-й класс.
Ожидаемый результат реализации программы. Предполагается, что, усвоив программу курса (17часов), учащиеся познакомятся с основными нормами права, регулирующих правовые отношения в России и в мировом сообществе.
Учащиеся будут знать:
- Правовые нормы, их отличия от моральных;
- Основные конституционные права в демократическом обществе;
- Прав ребенка;
- Правозащитные организации ведения дискуссии.
Учащиеся будут уметь:
- Выбирать и обобщать материал в ходе дискуссии;
- Формулировать вопросы по предложенной проблеме (теме);
- Делать выводы и формулировать пункты для Декларации прав человека (в соответствии с игровым сюжетом);
- Уважительно относиться к мнению других в ходе дискуссии;
- Принимать игровой сюжет и быстро включаться в игру.
Конкретный результат деятельности ученика – это разработанная Декларация прав человека (как итог реализации игрового сюжета).
Содержание программы
Тема 1. Человек среди людей (1 час).
Человек – высшая степень развития живых организмов, субъект исторического прогресса.
Уникальность человека. Формирование обычаев, традиции, правил поведения. Мораль. Правовые нормы и их отличия от моральных.
Взаимосвязь морали и права.
Понятия: личность, индивид, общество, мораль, право.
Тема 2. Всеобщая Декларация прав человека (1 час)
Исторические условия принятия Всеобщей декларации прав человека. Основные принципы и положения. Значение Всеобщей декларации прав человека.
Понятие: Декларация.
Тема 3. Дискуссия, как форма активизации деятельности в защиту прав человека.
Дискуссия как организация совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия общего решения. Дискуссия как возможность проявить свою потребность в признании и уважении.
Правила ведения дискуссии. Формы организации дискуссии: мозговые штурмы, дебаты, дискуссия “В аквариуме”, “Микрофон”, внутренний круг, “Гайд-парк”.
Личностные качества, необходимые для ведения дискуссии.
Понятия: дискуссия.
Тема 4. Основные (конституционные) права человека в демократическом обществе (10 часов)
4.1. Система прав и свобод человека (2 часа)
Сущность и систематизация прав и свобод человека. Критерии систематизации. Деление прав и свобод: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.
Конституционные права и свободы человека – база правового положения личности в государстве.
4.2. Личные (гражданские) права (2 часа)
Право на жизнь как первооснова всех других прав и свобод. Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода мысли, совести и религии. Право на неприкосновенность личности и семейной жизни. Неприкосновенность жилища. Частная жизнь. Тайные переписки. Семейные и личные тайны.
Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах государство.
Понятия: свобода совести, гражданские свободы.
4.3. Политические права (2 часа)
Взаимосвязи и различия гражданских и политических прав. Право на гражданство. Свобода слова. Идейные плюрализм. Права на свободное проведение мирных собраний и ассоциаций. Право на участие в управления делами государства. Избирательное право: активное и пассивное.
Понятия: Гражданство, Гражданин, поданный, ассоциация.
4.4. Социально экономические права (2 часа)
Специфика экономических прав. Право собственности. Право на труд, свободный выбор занятий, благоприятные условия труда. Защита от безработицы.
Право на достойный уровень жизни. Неравномерность развития разных стран мира.
Право на физическое и психическое здоровье. Право на медицинскую помощь.
Право на благоприятную окружающую среду. Экологические проблемы.
Защита отцовства, материнства, детства.
Понятия: достойный уровень жизни.
4.5. Культурные права (2 часа)
Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Свобода научных исследований и творческой деятельности.
Понятия: Культурные права, реституция культурных ценностей.
Тема 5. Права ребенка (2часа)
Отличия прав ребенка от прав взрослых. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права в школе и семье.
Правовой статут несовершеннолетнего.
Понятия: правоспособность, дееспособность, декларация, конвенция.
Тема 6. мировое сообщество на защите6 прав человека(1час)
Система мировой защиты прав человека. Источники права в этой сфере.
Международные организации в борьбе за права человека.
Понятия: международное право, ООН.
Список литературы
- Конституция РФ, 1993.
- Всеобщая Декларация прав человека, 1948.
- Конвенция о правах ребенка, 1989.
- Административный кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Уголовный кодекс РФ.
- Закон РФ “Об образовании”, 1992.
- Азаров А.Я. Права человека. – М., 1995.
- Гуревич П.С. Человек. Учебное пособие для 9 кл. – М., 1995.
- Дженис М. и др. Европейское право в области прав человека. – М., 1997.
- Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.,1997.
- Мой выбор. Книга методик. – М., 2002.
- Мушиновский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.
- Никитин А.Ф. права человека. – М., 1993.
- Никитин А.Ф. Права человека. Хрестоматия. – М. 1993.
- Основы правовых знаний. Учебник. – М., 2000.
- Права человека в свободной стране. Учебное пособие по правоведению. 8-9 кл. – СПб, 1998.
- Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным. М., 2003.
- Селевко Г.К. Современных образовательные технологии, Учебные пособия. – М., 1998.
- Сёмина Я., Фесуненко И. Право на каждый день. – М., 1997.
- Словарь по правам человека 5-9 класс. – М., 1998.
- Соколов Я.В. Права человека. – М., 2002.
- Шабельник Е., Карширцева Е. Права на всякий случай. – М., 1995.
- Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребёнка, М., 1997.