Цель урока: повторить в игровой форме и систематизировать материал по теме “Имя существительное”; закрепить навыки правописания имён существительных; тренировка в выполнении синтаксического разбора предложений и наблюдения над синтаксической ролью существительных в тексте; развивать устную и письменную речь учащихся.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Слово учителя.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Видеть вас я очень рада!
Сегодня в этот чудный день
Прогулку совершить не лень.
Ведь всех нас Имя Существительное
На чай пригласило незамедлительно.
Вот маршрут, по которому надо пройти,
(На доске высвечивается карта города, места, которые надо посетить - слайд № 2)
Чтоб до Существительного скоро дойти,
Задания нужно решать по пути.
Пусть трудной покажется эта дорога,
Отгоним мы прочь все сомненья, тревогу…
Где одному мне будет не пройти,
Я знаю, друг поможет путь найти.
Дорога наша тайн полна,
Но будет долгою она
Для тех, кто правил не учил,
Кто их читал, но всё забыл…
Надеюсь, нет таких у нас? (Ответ ребят)
Ну что ж, ребята, в добрый час!
1 Остановка. Ворота замка: пароль.
Не успели мы вздохнуть –
Ворота преградили путь.
(Слайд №3 – ворота закрыты)
Ждёт нас первое задание
(Нам помогут наши знания),
Чтобы в город нам войти,
Должны синонимы найти,
Набраться чуточку терпенья –
У каждого определить склонение.
Задание № 1 – слайд № 4
Подобрать к данным существительным синонимы и определить их склонение. Например, метель (3) – буран (2) – вьюга (1) – пурга (1).
Враг, мужество, печаль.
(Слайд № 5 – ворота открываются)
Слово учителя.
2 Остановка: мост (слайд № 6)
Молодцы! Ну что сказать?
Путь нам надо продолжать.
Впереди у нас река,
Широка и глубока,
Чтобы реку переплыть,
Нам дружнее надо быть.
Если мы смекалку, ум отгоним,
Тотчас вместе все потонем.
На заданье посмотрите,
Слова в группы соберите.
Соберёте – встанет мост
Через реку – и на пост.
Задание № 2 – слайд № 7
На столе находятся таблички со словами ПЛОСКОГУБЦЫ, НОЖНИЦЫ, ОЧКИ, ЧЕРНИЛА, МОЛОКО, СВЁКЛА, МОРКОВЬ, КЕФИР, БРОШЬ, МЫШЬ, ЛОЖЬ, МЯЧ, КЛЮЧ, КАРАНДАШ.
Слова нужно объединить в группы по какому – либо грамматическому сходству.
Слово учителя.
Вот и славно потрудились,
Вырос мост - повеселились.
Через пост сейчас пройдём
И немного отдохнём.
3 Остановка: Пост “Родовой” - слайд № 8
Ну, посмотрим, что нас ждёт?
Первым кто из нас пройдёт?
Кто быстрее всех прочтёт,
Слово лишнее найдёт.
Задание № 3 - слайд № 9
1. Носок, мозоль, георгин, помидор.
2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
4. Обжора, рёва, балерина, разиня.
Учитель.
Вот пора и отдохнуть,
Труден очень был наш путь.
(Слайд № 10 – Аллея физкультурников)
И сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
(Физкультминутка)
Ну, ребята, как вам путь?
Вы успели отдохнуть?
Сил набрались или нет?
Будем мы искать ответ?
Здесь такая остановка,
Что нужна скорей сноровка.
(Слайд № 11:
Задание № 4
Превратите имена нарицательные в собственные.
Птица орёл – _________________________________
Цветок роза – _________________________________
Воздушный шарик – _______________________________
Плодородная земля – _______________________________
Наша школа – _____________________________________)
Нужно вам волшебниками быть,
Чтоб нарицательные имена в собственные превратить.
(Задание выполняется и проверяется)
Учитель.
Молодцы, ребята!
5 Остановка: площадь Падежная
(слайд № 12)Следующая остановка – площадь Падежная,
Любит учеников прилежных.
Здесь вас ждёт один сюрприз,
Справитесь – и вот он приз!
Задание № 5. Работаем с перфокартой
на площадИ | о МариИ | в изложениИ |
у дедушкИ | по математикЕ | по УкраинЕ |
в армиИ | с крышИ | в экспедициИ |
о песнЕ | по КамЕ | у землИ |
по дорогЕ | о девочкЕ | около бабушкИ |
о заметкЕ | о работЕ | возле акациИ |
на станциИ | у рекИ | на плантациИ |
Учитель.
Слайд № 13:
Буквы И соедини,
И на картинку ты взгляни,
Если линии приличны,
То получишь ты “отлично”!
6 Остановка: в гостях у Имени Существительного.
Вот незаметно мы пришли,
Дом Существительных нашли.
(Слайд № 14)
Имя Существительное,
Щедрое, чувствительное,
В гости приглашает,
Чаем угощает и задание предлагает.
Задание 6 (слайд № 15)
Ответьте на вопросы, поставив слова и словосочетания в нужную форму:
Чернобровый молодец –
С, удача –
С, товарищ –
Первый луч солнца –
Врач –
С, кирпич –
Широкий плащ –
Вопросы к заданию № 6:
Кем восхищаются зрители в цирке?
С чем возвращаются ребята из похода?
С кем Вова пришёл домой?
Чем озарилась окрестность?
Кем работает твой дедушка?
С чем подъехала машина?
Чем мы укрылись во время дождя?
Ну, молодцы, ребята!
А Существительное - то как радо!
Но в гостях – то хорошо,
Столько времени прошло!
Нам пора бы и домой!
Вы отправитесь со мной?
Чтобы выйти нам из дома,
Приготовлено задание снова:
Предложения ты читай
И по членам разбирай!
Задание 7 (слайд № 16)
Синтаксический разбор: разберите предложения по членам, обозначьте имена существительные.
(Проверка работ)
Слово учителя.
Ох, ребята, вот беда:
Опять закрыты ворота!
(Слайд № 17)
Что же делать? Как нам быть?
Неужель обратно плыть?
Нет! Задание выполним сейчас
И дома будем сей же час!
7 Остановка: Творческая проходная (слайд № 18)
На эту картинку вы посмотрите.
И небольшой рассказ сочините.
Мартышка эта нам знакома -
Крылов её представил нам.
Она была так бестолкова,
А почему? Решать-то вам!!!
Задание 8 (слайд № 19)
Вспомните басню И.А.Крылова “Мартышка и очки”. Вы узнали героиню? Напишите небольшой рассказ о том, что произошло с обезьянкой, по какой причине она приобрела так много очков, и почему они ей не помогли. Рассказ в стихах приветствуется!
Зачитывается несколько работ учащихся, после чего открываются ворота (слайд № 20).
Заключительное слово учителя.
Ну вот, ребята, мы и дома!
Здесь всё родное, всё знакомо!
Потрудились сегодня на славу,
Оценками все порадуем маму.
Мы сделаем вывод, ребята, сейчас:
Где трудно одному – поможет весь класс!
И правил, конечно, не знать – это грех.
Когда знаешь всё – рядом бродит успех!
Мы встретимся завтра, желаю удачи!
Домашнее задание (слайд № 21)
: Написать грамматическую сказку.Подведение итогов прогулки проводится на следующий урок, после проверки творческой работы.