Цель урока: экспериментально установить условия плавания тел, продолжить формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; совершенствовать умения школьников работать с таблицами, наблюдать и анализировать явления.
Оборудование: карточки-задания. Коктейль (насыщенный раствор Cu2SO4, чистая вода, растительное масло, нефть.....).
Ход урока
I. Организационный этап (Взаимное приветствие, организация внимания).
Учитель: Ребята, вы все наблюдали в своей жизни такую картину – на поверхности водоёма плавает бревно, а маленький сапожный гвоздь тонет. Почему? Чтобы разобраться в этой ситуации, Вы сегодня выполните экспериментальные задания, проанализируете наблюдаемые явления и сможете дать ответ на поставленный мною вопрос.
II. Работа в парах.
(Учащиеся получают карточки – задания. Выполняют задания, наблюдают, заполняют карточки, анализируют, делают выводы.)
Карточка-задание.
Задание 1. Рассмотри рисунок и укажи как ведёт себя тело внутри жидкости (тонет, плавает на поверхности жидкости или внутри жидкости)
№ тела |
Поведение тела |
1 | |
2 | |
3 |
Задание 2. Измерить Fт и FА действующую на тело в воде и сравни их.
Оборудование: динамометр, сосуд с водой, деревянный и металлический бруски.
Тело | Fт (Н) | Вес тела в воздухе | Вес тела в жидкости | FА(Н) | Сравнить силы | Поведение тела |
Металл | ||||||
Дерево |
Вывод:
- тело тонет если _______________________________________________________
- тело плавает если ______________________________________________________
Задание 3. С учётом модуля Fт и FА укажи графически эти силы для 1, 2 и 3 тела в задании 1.
Задание 4. Проанализируй поведение полиэтилена (т= ) в различных жидкостях.
Оборудование: сосуды с различными жидкостями, гранулы полиэтилена.
Жидкости | Pж (кг/м3) стр 50-51 | Поведение тела | Сравнить Pж и Pт |
Чистая вода | |||
Растительное масло | |||
Керосин |
Вывод:
- тело тонет если ________________________________________________________
- тело плавает ____________________________________________________
а) на поверхности жидкости если _________________________________________
б) внутри жидкости если _________________________________________________
Задание 5: Почему плавающие тела на поверхности жидкости погружены в неё не одинаково.
Оборудование: сосуд с водой, деревянный брусок, пробка.
Тело | т (кг/м3) | в (кг/м3) | Сравнить в и т |
Дерево | |||
Пробка |
Вывод: чем больше плотность тела, тем _________________ часть его находится под водой.
III. Обсуждение результатов.
IV. Подведение итогов:
V. Домашнее задание : § 50 Упр 25 (4,5) Задание 15.
Литература:
- Пёрышкин А.Е. Физика – 7, Дрофа, 2007 год.