Урок литературы в 11-м классе по повести В.Пелевина "Омон Ра"

Разделы: Литература


Цели урока

Основная цель:

Используя текст повести “ОМОН РА”, развивать умение учащихся читать между строк, воспринимать, интерпретировать современное произведение и дать определение манере письма Виктора Олеговича Пелевина.

Обучающие задачи:

  • изучить произведение постмодернизма в контексте литературы классической;
  • продолжить работу над навыками литературного анализа художественного текста, над совершенствованием навыков монологической речи, участия в диалоге.

Развивающие задачи:

  • развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
  • развитие критического мышления;
  • развитие познавательных умений – закрепление умений выделять главное, развитие умений поисковой познавательной деятельности;
  • развитие умения работать с Интернетом;
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий.

Воспитательные цели

  • способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников,
  • дать определение о развитии духовной культуры России в последние десятилетия.

Ход урока

Преподаватель

Я прочитала повесть Виктора Пелевина “Омон Ра”… она меня потрясла, …вернула меня в годы моей юности… Ведь я была тогда такая же, как вы сейчас. И мир, который окружал меня, казался мне прекрасным. И об этом “прекрасном” мире размышляет Виктор Пелевин, самый загадочный и противоречивый писатель. И мне важно, как учителю, чтобы вы увидели, услышали, что же художник, ваш современник, увидел, услышал, “прочитал”, наконец, в нашем времени, в себе, в других, во мне… Я приглашаю вас к разговору.

Откройте тетради и запишите тему урока “Фантомность реальности в повести Виктора Пелевина “Омон Ра”.

Виктор Олегович Пелевин – один из самых своеобразных мастеров художественного слова, прозаик новейшего периода русской литературы. Собрать материал о писателе оказалось достаточно трудно: он на светские мероприятия не ходит, фотографировать себя не разрешает, к телефону не подходит, интервью практически не даёт и в России проводит месяца 2-3 в год. И всё же ребята 1 группы “Библиографы” по крупицам собрали о Пелевине следующий материал. Вы внимательно слушаете и одновременно заполняете таблицу.

Краткие сведения о Викторе Пелевине

Ф.И.О. ПЕЛЕВИН ВИКТОР ОЛЕГОВИЧ

ГОДЫ ЖИЗНИ

1962

МЕСТО РОЖДЕНИЯ

Г.МОСКВА

ТРУДОВАЯ БИОГРАФИЯ

ИНЖЕНЕР, ЖУРНАЛИСТ, РАБОТАЛ В ЖУРНАЛЕ “НАУКА И РЕЛИГИЯ”

ОБРАЗОВАНИЕ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ И ЛИТИНСТИТУТ

ПРОФЕССИЯ

ПИСАТЕЛЬ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

“ОМОН РА” (1992), “ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ” (1993), “ЧАПАЕВ И ПУСТОТА” (1996), “ПОКОЛЕНИЕ П” (1999), “БУБЕН НИЖНЕГО МИРА” (1996), “БУБЕН ВЕРХНЕГО МИРА” (1996), “СИНИЙ ФОНАРЬ” (1991) И МНОГИЕ ДРУГИЕ.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ЧТО ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ?

Ученики 1 групп “БИБЛИОГРАФЫ” (Слайды №1-9)

Виктор Олегович Пелевин родился в Москве в 1962 году, автор нескольких романов и сборников рассказов. Писатель получил два высших образования: в Московском энергетическом институте (по специальности электромеханик) и Литинституте, работал инженером и журналистом. Служил в Военно-воздушных силах. Будущий писатель несколько лет сотрудничал в журнале “Наука и религия”. В частности, он готовил в журнале “Наука и религия” публикации по восточному мистицизму, был редактором первых переводов книг Карлоса Кастанеды.

Причисление Пелевина к “корпорации” фантастов связано в первую очередь с историческими факторами: несколько лет он принимал участие в деятельности московского семинара писателей-фантастов, первые публикации его рассказов появились на страницах научно-популярных журналов в разделах фантастики и в сборниках научной фантастики. Неоднократно ему присуждались премии. Например, за повесть “Омон Ра” – “Бронзовая улитка”.

Автор действительно использует в своей прозе некоторые приёмы, специфические для жанра фантастики, однако в целом его творчество не укладывается в какие-либо жанровые рамки. Его писательская карьера приходится на 90-ые годы. Это один из самых популярных и читаемых писателей. Среди пелевинских читателей поклонники изящной словесности, программисты, философы, биржевые брокеры и юные тусовщики дискотек. Произведения писателя переведены на английский, французский, немецкий, норвежский, голландский, японский, корейский языки.

На протяжении 90-х годов издал книги прозы “Синий фонарь” (1991 г.), “Омон Ра” (1992 г.), “Бубен верхнего мира” (1996г.), “Бубен нижнего мира” (1996 г.), “Жизнь насекомых” (1993 г.), “Чапаев и пустота” (1996 г.), “Поколение П” (1999 г.) и другие.

В театре “Содружество актёров Таганки” с 2001 года идёт спектакль по роману Пелевина “Чапаев и пустота”. В 1993 году Малая Букеровская премия была присуждена Пелевину за его книгу “Синий фонарь”.

Начиная с ранних рассказов и повестей, Пелевин чётко определил свою центральную тему: что есть реальность?

Преподаватель

Повесть Пелевина “Омон Ра”, опубликованная в 1992 году, принесла писателю по – настоящему широкую известность. Поделитесь первыми впечатлениями о прочитанной повести.

Ученик

Читать было трудно, ничего не понял. Очень труден язык.

Преподаватель

Я согласна с вами. Нам, привыкшим читать классическую литературу, понять глубину, смысл пелевинского произведения очень трудно вначале. У Пелевина особая творческая манера. Он представитель нового литературного направления, которое называется постмодернизм. Какие литературные направления вам известны?

Ученик

Классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм, модернизм.

Преподаватель

Постмодернизм. Вторая группа учащихся “ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ” работала над статьёй “Постмодернизм”. Ребята познакомят нас с особенностями современного литературного направления.

Ученики 2 группы (Слайд “Постмодернизм”)

Преподаватель

Отсюда вытекает и цель нашего урока: используя текст повести “Омон Ра”, мы должны научиться читать между строчек, воспринимать, интерпретировать современное произведение и дать определение манере письма Виктора Олеговича Пелевина.

Итак, кто же является главным героем повести “Омон Ра”? Расскажите о детстве главного героя.

Ученик

Омон – это советский мальчик, живший в обыкновенной семье. Без матери, отец – человек незлой души, но пьющий. Мальчик жил у тётки, которая им никогда не интересовалась, была к нему равнодушна и старалась, чтобы Омон больше времени проводил в группах продлённого дня. Мальчик увлекался моделями самолётов и мечтал стать космонавтом.

Преподаватель

Детство Омона проходит в пространстве, до краёв наполненном различной космической символикой. Подтвердите данную мысль текстом.

Ученик 1. – Я жил недалеко от кинотеатра “Космос”. Над нашим районом господствовала металлическая ракета, стоявшая на сужающемся столбе титанового дыма.

Ученик 2. – Я очень любил фильмы и песни о лётчиках.

Ученик 3. – Мозаика на стене павильона, изображавшая космонавта в открытом космосе.

Ученик 4. – Пионерский лагерь “РАКЕТА”.

Ученик 5. – В столовой свисали картонные космические корабли.

Ученик 6. – Щит с пионером в космическом костюме, с красным шлемом в руке; следующий пионер вырисовывался из летящей ракеты; последний пионер в скафандре, стоящий на весёлой жёлтой поверхности Луны рядом с космическим кораблём.

Преподаватель

Всё это напоминает вездесущие шедевры советской агитпропаганды, сулящие скорое светлое будущее. Ракета, стремившаяся вверх. Космонавт с поднятой рукой. Казалось, что жизнь советских людей счастливая и радостная. Но почему же Омон, глядя в небо, испытывает щемящую тоску, почему ему хочется улететь туда, к звёздам?

Ученик

Омон видит, как живёт большинство. Он говорил, что вся огромная страна, где я живу, – это много-много таких маленьких заплёванных каморок, где воняет помойкой и только что кончили пить портвейн… Да, это было так – норы, в которых проходила наша жизнь, действительно были темны и грязны.

Ученик

Заголовки статей пугали какой-то ледяной нечеловеческой бодростью и силой – уже давно ведь ничто не стояло у них на пути, а они со страшным размахом всё били и били в пустоту.

Преподаватель

Омон считал, насколько обыденна жизнь на земле, настолько красива она там. У наших героев любимая картина – это картина Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Почему?

(Слайд “Лунная ночь на Днепре”).

Преподаватель

Что значил для героя полёт в космос?

Ученик

“Поняв, что мира и свободы на земле не достичь, духом я устремился ввысь, и всё, чего потребовал выбранный мною путь, уже не вступало ни в какие противоречия с моей совестью, потому что совесть звала меня в космос и мало интересовалась происходящим на Земле”.

Ученик

Главный герой с детства мечтает о космосе. Полёт для него – прорыв в другую жизнь, противоположную унылой реальности, повседневности с постоянно повторяющимся набором “комплекс обеда”: суп с макаронными “звёздочками”, курица с рисом и компотом. От этих макаронных звёздочек Омон хочет оторваться к настоящим звёздам. Нацеленность в космос для героя обусловлена не столько стремлением к подвигу, сколько стремлением от земли.

Преподаватель

Как герой идёт к осуществлению своей мечты?

Ученик

Он поступает в лётное училище имени Маресьева, а затем попадает в отряд космонавтов, готовящихся к полёту на Луну.

Преподаватель

Кажется всё просто, и, действительно, начало повести написано в традициях соцреализма. Но не стоит забывать, что автором этого произведения является постмодернист Виктор Пелевин. А это означает, что не так всё просто. Более того, всё очень и очень сложно. Писатель показывает вполне реальный мир советского периода, ничего не имитируя, но проецируя в эту действительность ситуацию, рождённую его воображением.

Попытаемся понять, какую цель ставил перед собой автор при написании этого произведения.

Ученик

На мой взгляд, это была попытка обличить тоталитарную систему, существующую в Советском Союзе.

Ученик

Читая повесть, мы вдруг начинаем понимать, что мир, в котором живут Омон и его друзья, – это фикция, бутафория, мир лжи.

Преподаватель

Мир лжи. Докажите данную мысль с помощью текста.

Ученик

Омон, попадая в космический отряд, должен стать двигателем советского лунохода на велосипедном ходу, а затем установить на Луне передатчик, посылающий в космос закодированные слова “Мир”, “Ленин”, “СССР”. После выполнения этой задачи он должен застрелиться. Во время подготовки к полёту Омон узнаёт, что вся автоматика в космических кораблях – это фикция. Все механизмы приводятся в действие спрятанными в них людьми, каждый из которых, выполнив свою функцию, должен покончить самоубийством. Должен застрелиться и Омон после того, как произведёт все манипуляции с луноходом, двигателем и автоматикой которого он является. Один за другим погибают товарищи Омона, приводившие в действие разные ступени ракеты. Омон успешно приземляется в своём луноходе. Внешне луноход напоминает большой бак для белья, поставленный на 8 тяжёлых колёс, похожих на трамвайные. На его корпусе было много всяких выступов, антенны разной формы, механических рук – всё это не работало. Всё нужно в основном было для телевидения. Внутри было свободное место – примерно как башня танка, и там стояла чуть переделанная рама от велосипеда “Спорт” с педалями и двумя шестерёнками, одна из которых была аккуратно приварена к оси задней пары колёс. Руль был обычным полугоночным – баранкой – через специальную передачу он мог чуть-чуть поворачивать передние колёса. Выполнив всё необходимое, Омон покидает аппарат, чтобы застрелиться. Его пистолет даёт осечку, и, осмотревшись, герой понимает, что он вовсе не на Луне, а в заброшенном тоннеле метро, что, оказывается, ракета вовсе не взлетала, что всё это бутафория, хорошо организованное для телевидения зрелище. Все космические победы – это блеф, имитация. Выполнение задания должно завершиться выстрелом в висок, дабы скрыть цену научного эксперимента.

Преподаватель

Как влияет на людей их участие в жизни насквозь лживой системы?

Ученик

Коммунисты не смогли построить коммунистическое общество, но они продолжают управлять человеческим сознанием. Урчагин, политрук, говорит Омону: “И пока есть хоть одна душа, где наше дело живёт и побеждает, это дело не погибнет”. Коммунистическая идеология оказывается фактором не улучшающим, а калечащим человека: деформирующим его сознание, навязывающим комплекс жертвы, для которой собственная жизнь не имеет ценности. Так, обещание замполита лётного училища имени Мересьева сделать из курсантов “настоящих людей” получает воплощение в ампутации ног молодых ребят нового поколения. Ноги ампутировали, первый шаг к превращению в настоящего человека сделан. На выпускном экзамене “настоящие люди” без ног показывают своё умение танцевать. Когда шофёр объяснил дальний стук в степи тем, что это бьют короткими очередями несколько пулемётов на стрельбище Пехотного училища имени А. Матросова, то по аналогии понятно: курсанты бросаются на амбразуры.

Преподаватель

“Настоящие люди”? Что имел в виду Пелевин?

Ученик

“Настоящие люди” – это изувеченные люди. Их сознание намертво блокировано идеологическими муляжами. Не случайно Борис Пастернак уподоблял советские взгляды костылям, без которых отученные думать калеки не в состоянии ходить. “Протезом” становятся все молодые ребята, которые вынуждены заменять автоматическое устройство. Начальник полёта говорил Омону: “Главная цель космического эксперимента – это показать, что технически мы не уступаем странам Запада и тоже в состоянии отправлять на Луну экспедиции. Послать туда возвращаемый пилотируемый корабль нам сейчас не по силам. Но есть другая возможность – послать туда автоматический экипаж, который не потребуется возвращать назад. Тебе, наверное, известно, что наша космическая программа ориентирована в основном на автоматические средства – это американцы рискуют жизнями. Мы подвергаем опасности только механизмы”. Советские люди в тоталитарном государстве оказываются винтиками, механизмами. Советская система предстаёт в повести как идеологическая фабрика по производству людей с изувеченным сознанием.

Преподаватель

Кого из “настоящих людей” ставят в пример молодому поколению?

Ученик

Образцовый советский герой Иван Попадья участвует во всеобщем абсурде. С сознанием собственного мужества – он имитирует, заменяет собой зверей, на которых охотятся высокие партийные начальники, прекрасно знающие, в кого они стреляют.

Идеалы и принципы главенствуют. Страшен 20 век. Сознание людей подчинено идеям и только идеям. Человеческая жизнь не ценится

Преподаватель

Можно ли подвигу научить?

Ученик

Нет, конечно. Это движение души человека, а не только воли.

Преподаватель

На ваш взгляд, какой эпизод для понимания повести является ключевым?

Ученик

Эпизод с картонным звездолётом, висящим в столовой пионерлагеря. Омон и его друг Митёк решили выяснить, если ли кто-нибудь внутри него или нет. Оказалось, что там находится пластилиновый человечек. Когда ракету делали, начали с этого человечка. Сменили, посадили на стул и наглухо облепили со всех сторон картоном. Но самое интересное, что там не было двери. Снаружи люк нарисован, а изнутри на его месте – стена с какими– то циферблатами. Отсутствие двери, замкнутое пространство, обклеенное картоном, – всё это невольно вызывает ассоциации с тоталитарной системой, лишавшей человека свободы.

Преподаватель

Вы обратили внимание, что в повести несколько страниц посвящено диалогу Омона и Димы о музыке. Третья группа учащихся получила задание: определить роль музыки в повести “Омон Ра”.

Ученики 3 группы “МУЗЫКОВЕДЫ” (видео)

Важную роль в романе играет музыка. Неслучайно несколько страниц посвящены диалогу Омона и Димы Матюшевича о группе “Пинк Флойд”. Песня может служить звуковой дорожкой ко всей книге. Одиночество и безысходность сквозят в музыке “Пинк Флойд”. Образ одинокой птицы, летящей над огромным океаном, перекликается с сюжетом книги.

Преподаватель

Эта повесть до последних страниц разворачивается как история о мистификации: советская власть обманывает свой народ и мировое сообщество, запуская в космос корабли на весьма своеобразной автоматической тяге. Но в итоге выясняется, что даже и не в космос – огромные усилия производятся для того, чтобы создать у жертвы впечатление, будто она побывала на Луне. Так зачем же государству всё это надо?

Ученик

Урчагин говорит: “Подвиги, даже невидимые, необходимы стране – они питают ту главную силу, которая…”. Государство в “Омоне Ра” – это грандиозное мистическое бутафорское сооружение благодаря всепроницающему обману, где стираются все грани человеческой индивидуальности и личность мыслится единицей всеобщего, топливом, нужным для того, чтобы на далёкой Луне взвилось знамя победившего социализма.

Преподаватель

Итак, Виктор Пелевин в своей повести разоблачил тоталитарное государство. Но мне кажется, что поставить точку в нашем разговоре нельзя. Почему?

Ученик

Пелевин, думаю, озабочен не только тем, чтобы изобличить и заклеймить социалистическую идею.

Омон Кривомазов остаётся в живых. Он сошёл с узкой дороги жизни, построенной специально для него и прочно отгороженной от всего внешнего. Он выбирается из лунохода (отказывается от мечты о коммунизме), поняв сущность тоталитарной системы. “Однако надо было решать, куда ехать. Я поднял глаза на схему маршрутов, висящую на стене рядом со стоп-краном, и стал смотреть, где именно на красной линии я нахожусь”.

Слайд “Карта”

Преподаватель

Что выберет Омон Ра: нажать на стоп– кран или просто сменить маршрут. Ответа Пелевин не даёт. А мы с вами поразмышляем.

Ученик

Фраза “…где именно на красной линии я нахожусь”, употребляемая в разных ситуациях, вновь возвращает к мысли о несвободе человеческой личности на земле, зависимости ее от какого-то сценария. Об этом же говорит чаще других повторяющаяся деталь “…суп с макаронными звездочками, курица с рисом и компот”. Она очерчивает запрограммированный системой путь героя. Этот символ-деталь сопровождает Омона по всем этапам жизни, как и вообще всех людей в этом государстве. Шаблонное меню олицетворяет собой искусственно сформированный системой образ жизни, принимаемый людьми как единственно возможный. Автор, однако, тем, что ставит эту деталь в конце каждого этапа, хочет показать, что его герой тяготится постоянством и ощущает себя вне свободы.

Ученик

Омон говорит себе: “Полёт продолжается”. Но он всего лишь вышел из нагромождений, отрезавших его жизнь от всего внешнего, он всего – навсего добился равных с другими людьми условий на сложной дороге, которая может привести к осознанию всеобщей иллюзорности. Пелевина интересует не столько превращение реальности в фикцию, сколько сознание, рождённое новой реальностью.

Ученик

Если в начале повести Омон Ра воспринимается на злободневном уровне (милицейское Омон и военное РА), то постепенно становится ясно, что Ра – имя египетского верховного бога Солнца, полностью звучащее, как Амон Ра. Омон Ра внутренне свободен. Он мысленно уподобляет себя египетскому богу Ра, умирающему и возрождающему, светоносному и бессмертному. Он стоит у схемы метрополитена, он теперь сам распоряжается своей реальностью, сам моделирует свой собственный мир. Возврат к прошлой, ненастоящей, а на деле фиктивной реальности для него невозможен. Герой, подобно богу Ра, избежав смертельной опасности, возрождается для новой, свободной жизни в своём космосе. “Полёт продолжается”, – говорит Омон.

Преподаватель

Каковы особенности содержания в постмодернизме на примере повести “Омон Ра”? На этот вопрос даст нам ответ группа “Литературоведы”.

Ученик

1. Непредсказуемый сюжет.

2. Пелевин использует гротеск, гиперболу, иронию.

3. Выворачивание и обыгрывание идей, лозунгов соцреалистической культуры (школа мужества, жизнь– подвиг, “настоящий человек”).

4. Пародийная игра с текстами официальной культуры (это работы В.И.Ленина, “Старуха Изергиль” Максима Горького, “Как закалялась сталь” Н. Островского, “Повесть о настоящем человеке” Полевого, “Туманность Андромеды” Ефремова, материалы печати).

Деконструкция текста советской культуры, осуществляемая писателями, способствует рассеиванию идеологического дурмана, раскрепощению умов.

Преподаватель

Виктор Пелевин призывает всех нас начать относиться к собственной жизни осознанно. Нет, не озираться вокруг и не ждать – не скажет ли кто главного слова, с помощью которого станет всё понятно. Никто не решит за тебя проблемы, и твои, и свои, и общие.

Завершая сегодняшний разговор, хотелось бы вас спросить:

Что же вы увидели, услышали в моем времени?

Д/З. Вступить в диалог с родителями. Рассказать им о прошедшем уроке. Выяснить отношение родителей к проблеме, поднятой В. Пелевиным в повести. Написать эссе.

Приложение