Цели урока:
- научить детей как можно более полно описывать изображенное на картине;
- активизировать лексику учащихся по теме “Осень”;
- совершенствовать умение использовать средства выразительности в речи;
- подготовить учащихся к сочинению-описанию;
- формировать умение работать с учебными программами на CD-дисках;
- продолжить обучение с Интернет-ресурсами;
- вызвать интерес у школьников к произведениям живописи; пробудить у них желание высказать свое отношение к картине.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедиа,
- Интернет-ресурсы (http://www.rusculture.into/details)
- Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы вновь отправляемся с вами в путешествие в мир природы. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Вон дерево, склонившееся к воде. Спокойно журчит ручей. А в небе облака, похожие на каких-то зверей.
Смена времен года, смена дня и ночи, закат, час рассвета, когда восходящее солнце неожиданно озарит природу, – вот яркие и короткие мгновения, которые дали жизнь лучшим русским пейзажам.
– А давайте вспомним, что же такое пейзаж в литературе?
(Запись на доске. Пейзаж – это картины природы в художественном произведении.)
– Вспомним художников-пейзажистов, которые подарили миру великолепные полотна.
Викторина. Презентация (составил Романов Михаил) Приложение
– Пейзажи каких художников – комсомольчан находятся в нашей маленькой классной галерее? (Мащенко, Семченко)
Учитель. Мы уже знакомы с вами с творчеством И.И. Шишкина. А сегодня на уроке мы побываем в мастерской еще одного великого русского художника. Имя его Исаак Ильич Левитан. Мы будем и экскурсантами, и мастерами слова. Ведь главная цель нашего урока – научиться писать сочинение по картине. Но прежде отправимся в Виртуальную художественную галерею. Нашим экскурсоводом будет Банникова Екатерина.
2. Виртуальная картинная галерея. И.К.Айвазовский – о жизни и творчестве художника-мариниста.
(Интернет-ресурс. http://www.rusculture.into/details))
Виртуальные галереи – Пейзажи – Айвазовский – краткая биография (имеются ссылки на “Галерею” – просмотр картин художника)
Задание классу перед экскурсией:
- Чему отдает предпочтение художник?
- Что вас поражает в его пейзажах?
Учитель. Морские пейзажи, верно. Он писал море и в штиль, и в бурю, писал корабли и прибрежные скалы – и в жаркий полдень, и ночью при таинственном лунном свете. Вы увидели, как на его пейзажах морские волны брызжут, пенятся, налетают друг на друга – то грозные, то ласковые, н6о всегда в движении.
Художник часами следил за морем, следил и запоминал, а потом, в мастерской, с поразительной точностью уверенно воспроизводил на холсте схваченную глазом картину.
А если вы на самом деле придете в картинную галерею, – не торопитесь, не перебегайте от одной картины к другой. Если вас взволновал, растрогал художник, – посидите спокойно перед понравившимся вам полотном, побудьте наедине с художником. Пусть чувства, пробужденные в вашем сердце волшебством его кисти, запомнятся надолго.
3. В творческой мастерской И.И. Левитана.
CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.
Раздел “Обучение” – Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.
Рассказ учителя о творчестве художника с демонстрацией его пейзажей.
Задание учащимся.
– Почему, как вы думаете, художник отдает предпочтение пейзажам?
– Запишите название картин, определите передний и задний планы. (Учащиеся с этим знакомы.)
“Над вечным покоем”
“Март”
“Озеро”
“Золотая осень”
– Что особенное вы заметили на картинах И.И.Левитана? Что привлекает ваше внимание?
Учитель. А вот меня поражают краски, которые гениально подбирает художник. Многоцветье живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Очень важно правильно выбрать цвета.
Важно и для художника, важно и для нас с вами, ведь мы должны будем описать картину словесно, причем так, чтобы, закрыв глаза, перед нами предстало полотно великого мастера.
Вот почему следующим заданием станет “Творческий практикум”. Главная задача – подобрать цветовую палитру соответственно времени года.
4. “Творческий практикум. Роль цвета ”.
Работа по группам.
1-е задание: подберите цветовые эпитеты (определения) к каждому времени года и запишите их в тетради (не забудьте записать работу других групп)
Дополнительное задание: из предложенных отрывков стихотворений выберите свой; вспомните названия картин, соответствующие временам года
1 группа – “Осень” (Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет: красный, фиолетовый, желтый, оранжевый, бордовый, бурый, лимонный).
2 группа – “Зима” (Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синеватые тона льда, белые, черные).
3 группа – “Весна” (Весной природа одевается в нежные и слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, цвет молодой зелени, маково-красный).
4 группа – “Лето” (Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый, оранжевый).
На доске отрывки из стихотворений.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С.ПушкинЛес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А.БунинЛюблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ф.И. ТютчевШепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца…
А.А.Фет
Учитель. Как вы думаете, что создает художник с помощью цвета?
2-е задание: запишите предложение в тетрадь.
С помощью цвета художник создает (образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение).
Учитель. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, печали.
3-е задание: подберите определения к слову цвет и запишите.
Цвет тусклый, контрастный, яркий, насыщенный, ослепительный, приглушенный.
5. Работа над описанием картины.
1. Повторение теоретических сведений по типу речи (материалы в папках).
Задание: вспомните, что такое описание и как строится текст-описание.
Если забыли, обратитесь к справочному материалу в папках.
Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Обычно в описании говорится одновременно о нескольких признаках.
Текст-описание строится так:
- Общее впечатление о предмете, явлении, картине.
- Раскрытие признаков этого предмета, явления, картины в определенной последовательности.
- Оценка предмета, явления, картины: выражение своего отношения к нему (к ней).
2. Послушайте стихотворение и попробуйте назвать картину или время года.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро ОСЕНЬ проснется
И заплачет спросонья.
К.Д.Бальмонт.
На экране картина И.И. Левитана “Золотая осень”.
CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.
Раздел “Обучение” – Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.
“Золотая осень”.
3. Представьте себе, что вы в картинной галерее. Не торопитесь, подумайте, рассмотрите внимательно
Что изображено на переднем плане? на заднем плане? (Березки, лес, трава, кусты, река, небо.)
Составьте по теме картины словосочетания и предложения и запишите.
Трава и листья уже желтоватые, подсохшие. Осенью все деревья становятся разноцветными. Ворохи желтых листьев. Стояла осень в своем желтом наряде. Вдалеке видны белые, бело-розовые облака. Золотые деревья отражаются в чистой синей воде. В лесу тишина, ни один листик не шелохнется. Какое многоцветье! Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. В пурпурный и золотистый цвет окрашена листва.
4. Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?
Река – голубая, синяя, прозрачная, видны отражения берегов и берез.
Трава – темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.
Листья на деревьях – желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.
Небо – бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.
Облака – прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.
5. Каким настроением проникнута картина? Понял ли ты замысел художника? Что же главное хотел показать нам И.И.Левитан?
(Грустным, печальным, светлым. Левитан хотел показать красоту родной природы, свою любовь к ней.)
Учитель. Картина радует нас красотой и гармонией красок и в то же время пробуждает чувство легкой грусти: торжественна, безмятежна природа в этот тихий осенний день, но она уже отцветает – скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный золотой наряд.
6. Составление плана.
1. Вступление.
Уголок русской природы в погожий день ранней осени
2. Основная часть.
Пейзаж на картине.
А. Березки и лес.
Б. Трава и кусты.
В. Река и небо.
Г. Настроение картины. Замысел художника.
3. Заключение.
Какие мысли и чувства вызвала у меня картина.
7. Письмо сочинения (работаем на черновике)
Домашнее задание: написать сочинение в тетради по развитию речи.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.
Раздел “Обучение” – Уровень профильный – 1888 год. П.И. Чайковский – биография (гиперссылка “Времена года” – 3 – “Баркарола”)
Учитель. Вы остановились перед пейзажем Исаака Ильича Левитана “Золотая осень”. Передайте словами то, что показал красками замечательный художник. Не забывайте, сколько чувства, сколько искреннего волнения и глубокой любви к природе вложил художник в свои поэтические полотна! Отцветает золотая осень. Осыпаются одетые в багряный убор березки, недвижна речка, недвижно застыли в небе тучки. Невольно охватывает вас настроение щемящей грусти…