Сочинение–описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • научить детей как можно более полно описывать изображенное на картине;
  • активизировать лексику учащихся по теме “Осень”;
  • совершенствовать умение использовать средства выразительности в речи;
  • подготовить учащихся к сочинению-описанию;
  • формировать умение работать с учебными программами на CD-дисках;
  • продолжить обучение с Интернет-ресурсами;
  • вызвать интерес у школьников к произведениям живописи; пробудить у них желание высказать свое отношение к картине.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедиа,
  • Интернет-ресурсы (http://www.rusculture.into/details)
  • Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы вновь отправляемся с вами в путешествие в мир природы. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Вон дерево, склонившееся к воде. Спокойно журчит ручей. А в небе облака, похожие на каких-то зверей.

Смена времен года, смена дня и ночи, закат, час рассвета, когда восходящее солнце неожиданно озарит природу, – вот яркие и короткие мгновения, которые дали жизнь лучшим русским пейзажам.

– А давайте вспомним, что же такое пейзаж в литературе?

(Запись на доске. Пейзаж – это картины природы в художественном произведении.)

– Вспомним художников-пейзажистов, которые подарили миру великолепные полотна.

Викторина. Презентация (составил Романов Михаил) Приложение

– Пейзажи каких художников – комсомольчан находятся в нашей маленькой классной галерее? (Мащенко, Семченко)

Учитель. Мы уже знакомы с вами с творчеством И.И. Шишкина. А сегодня на уроке мы побываем в мастерской еще одного великого русского художника. Имя его Исаак Ильич Левитан. Мы будем и экскурсантами, и мастерами слова. Ведь главная цель нашего урока – научиться писать сочинение по картине. Но прежде отправимся в Виртуальную художественную галерею. Нашим экскурсоводом будет Банникова Екатерина.

2. Виртуальная картинная галерея. И.К.Айвазовский – о жизни и творчестве художника-мариниста.

(Интернет-ресурс. http://www.rusculture.into/details))

Виртуальные галереи – Пейзажи – Айвазовский – краткая биография (имеются ссылки на “Галерею” – просмотр картин художника)

Задание классу перед экскурсией:

  • Чему отдает предпочтение художник?
  • Что вас поражает в его пейзажах?

Учитель. Морские пейзажи, верно. Он писал море и в штиль, и в бурю, писал корабли и прибрежные скалы – и в жаркий полдень, и ночью при таинственном лунном свете. Вы увидели, как на его пейзажах морские волны брызжут, пенятся, налетают друг на друга – то грозные, то ласковые, н6о всегда в движении.

Художник часами следил за морем, следил и запоминал, а потом, в мастерской, с поразительной точностью уверенно воспроизводил на холсте схваченную глазом картину.

А если вы на самом деле придете в картинную галерею, – не торопитесь, не перебегайте от одной картины к другой. Если вас взволновал, растрогал художник, – посидите спокойно перед понравившимся вам полотном, побудьте наедине с художником. Пусть чувства, пробужденные в вашем сердце волшебством его кисти, запомнятся надолго.

3. В творческой мастерской И.И. Левитана.

CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.

Раздел “Обучение” – Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.

Рассказ учителя о творчестве художника с демонстрацией его пейзажей.

Задание учащимся.

Почему, как вы думаете, художник отдает предпочтение пейзажам?

– Запишите название картин, определите передний и задний планы. (Учащиеся с этим знакомы.)

“Над вечным покоем”
“Март”
“Озеро”
“Золотая осень”

– Что особенное вы заметили на картинах И.И.Левитана? Что привлекает ваше внимание?

Учитель. А вот меня поражают краски, которые гениально подбирает художник. Многоцветье живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Очень важно правильно выбрать цвета.

Важно и для художника, важно и для нас с вами, ведь мы должны будем описать картину словесно, причем так, чтобы, закрыв глаза, перед нами предстало полотно великого мастера.

Вот почему следующим заданием станет “Творческий практикум”. Главная задача – подобрать цветовую палитру соответственно времени года.

4. “Творческий практикум. Роль цвета ”.

Работа по группам.

1-е задание: подберите цветовые эпитеты (определения) к каждому времени года и запишите их в тетради (не забудьте записать работу других групп)

Дополнительное задание: из предложенных отрывков стихотворений выберите свой; вспомните названия картин, соответствующие временам года

1 группа – “Осень” (Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет: красный, фиолетовый, желтый, оранжевый, бордовый, бурый, лимонный).

2 группа – “Зима” (Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синеватые тона льда, белые, черные).

3 группа – “Весна” (Весной природа одевается в нежные и слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, цвет молодой зелени, маково-красный).

4 группа – “Лето” (Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый, оранжевый).

На доске отрывки из стихотворений.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С.Пушкин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А.Бунин

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ф.И. Тютчев

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца…
А.А.Фет

Учитель. Как вы думаете, что создает художник с помощью цвета?

2-е задание: запишите предложение в тетрадь.

С помощью цвета художник создает (образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение).

Учитель. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, печали.

3-е задание: подберите определения к слову цвет и запишите.

Цвет тусклый, контрастный, яркий, насыщенный, ослепительный, приглушенный.

5. Работа над описанием картины.

1. Повторение теоретических сведений по типу речи (материалы в папках).

Задание: вспомните, что такое описание и как строится текст-описание.

Если забыли, обратитесь к справочному материалу в папках.

Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Обычно в описании говорится одновременно о нескольких признаках.

Текст-описание строится так:

  1. Общее впечатление о предмете, явлении, картине.
  2. Раскрытие признаков этого предмета, явления, картины в определенной последовательности.
  3. Оценка предмета, явления, картины: выражение своего отношения к нему (к ней).

2. Послушайте стихотворение и попробуйте назвать картину или время года.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро ОСЕНЬ проснется
И заплачет спросонья.
К.Д.Бальмонт.

На экране картина И.И. Левитана “Золотая осень”.

CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.

Раздел “Обучение” – Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.

“Золотая осень”.

3. Представьте себе, что вы в картинной галерее. Не торопитесь, подумайте, рассмотрите внимательно

Что изображено на переднем плане? на заднем плане? (Березки, лес, трава, кусты, река, небо.)

Составьте по теме картины словосочетания и предложения и запишите.

Трава и листья уже желтоватые, подсохшие. Осенью все деревья становятся разноцветными. Ворохи желтых листьев. Стояла осень в своем желтом наряде. Вдалеке видны белые, бело-розовые облака. Золотые деревья отражаются в чистой синей воде. В лесу тишина, ни один листик не шелохнется. Какое многоцветье! Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. В пурпурный и золотистый цвет окрашена листва.

4. Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?

Река – голубая, синяя, прозрачная, видны отражения берегов и берез.

Трава – темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.

Листья на деревьях – желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.

Небо – бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.

Облака – прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.

5. Каким настроением проникнута картина? Понял ли ты замысел художника? Что же главное хотел показать нам И.И.Левитан?

(Грустным, печальным, светлым. Левитан хотел показать красоту родной природы, свою любовь к ней.)

Учитель. Картина радует нас красотой и гармонией красок и в то же время пробуждает чувство легкой грусти: торжественна, безмятежна природа в этот тихий осенний день, но она уже отцветает – скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный золотой наряд.

6. Составление плана.

1. Вступление.

Уголок русской природы в погожий день ранней осени

2. Основная часть.

Пейзаж на картине.

А. Березки и лес.
Б. Трава и кусты.
В. Река и небо.
Г. Настроение картины. Замысел художника.

3. Заключение.

Какие мысли и чувства вызвала у меня картина.

7. Письмо сочинения (работаем на черновике)

Домашнее задание: написать сочинение в тетради по развитию речи.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.

Раздел “Обучение” – Уровень профильный – 1888 год. П.И. Чайковский – биография (гиперссылка “Времена года” – 3 – “Баркарола”)

Учитель. Вы остановились перед пейзажем Исаака Ильича Левитана “Золотая осень”. Передайте словами то, что показал красками замечательный художник. Не забывайте, сколько чувства, сколько искреннего волнения и глубокой любви к природе вложил художник в свои поэтические полотна! Отцветает золотая осень. Осыпаются одетые в багряный убор березки, недвижна речка, недвижно застыли в небе тучки. Невольно охватывает вас настроение щемящей грусти…