Технология критического мышления предполагает принципы:
- максимально богатой, насыщенной среды;
- принцип выбора;
- принцип партнерства;
- принцип участия каждого (принцип открытого общества).
Теоретической базой или основами развития критического мышления является наличие трех стадий (основных фаз) в процессе работы с информацией:
- стадия вызова
Суть технологии критического мышления – изменение, познание самого себя. Данную технологию можно представить в следующей схеме:
Этапы работы с письменным текстом в технологии критического мышления:
- Инвентаризация (сбор мыслей и идей).
- Написание черновика.
- Правка (самостоятельно, в парах, в группе).
- Написание чистовика (редактирование).
- Авторский стул. Издание.
Модульное занятие по письму
Урок развития речи “Описание местности с помощью воображения”
Технологическая карта урока
Класс: 6.
Общая дидактическая цель: способствовать пробуждению воображения для написания творческой работы.
Задачи учителя: создать условия для пробуждения воображения, познания, изменения самого себя в процессе написания творческой работы, развития ассоциативного мышления и коммуникативных умений, эстетического восприятия музыкальных произведений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель предлагает сесть так, чтобы каждому было удобно. Кто хочет, может закрыть глаза.
II. Целеполагание и мотивация.
(Звучит авторская песня дуэта Никитиных “Сосна”)
– Ребята, кем себя представляет дуэт авторской песни?
– Сосной.
– А кем себя иногда представляете вы?
– Котенком, которого все жалеют; торшером, у которого все собираются вечером и т.д. (Ответы могут быть самые разные.)
– Вы уже достаточно давно общаетесь друг с другом. А что-то новое вы сейчас узнали друг о друге? (Ответы ребят.)
То есть вы получили дополнительную информацию о внутреннем мире друг друга.
Что нам потребовалось, чтобы представить себя в другой роли?
– Перевоплощение.
– А что такое воображение?
– Способность воображать, фантазировать; это мысленное представление.
– Из каких источников мы можем узнать о лексическом значении слова?
– Из толкового словаря Ожегова.
– Итак, ребята, цель нашего общения сегодня – попытаться описать местность с помощью воображения.
Запись темы урока на доске и на листочках, предложенных учащимся для написания творческой работы.
III–IV. Инвентаризация (сбор мыслей и идей).
Написание черновика
Мы будем фантазировать, мысленно представлять.
Сейчас снова зазвучит музыка.
Сядьте, как вам удобно, кто хочет, закройте глаза.
Попробуйте представить картину, которая возникнет в вашем воображении.
(Звучит очень мелодичная музыка, слышится крик птицы).
Под тихо звучащую музыку говорю детям: “Представьте место, которое вам очень дорого. Вы птица, вы парите на высоте птичьего полета над любимым для вас местом…”
Музыка останавливается, ребята записывают на листочках первую фразу: “Перед моим внутренним взором предстала картина…” И продолжают писать.
Когда учащиеся напишут все, что им представилось в первый момент (5-7 мин), снова звучит музыка (продолжение).
Предлагаю сесть удобно, снова представить картину, которая может возникнуть в воображении. Говорю под музыку: “Вы – птица, вы парите высоко-высоко и снова возвращаетесь к любимому месту. Вы постепенно снижаетесь и уже не видите всю панораму, но видите отдельные детали”.
Музыка перестает звучать, и ребята записывают: “Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу…”(продолжают писать).
Когда ребята запишут все, что им представилось, предлагаю сесть удобно.
Продолжаем представлять.
Говорю под музыку: “А сейчас вы еще ниже и можете разглядеть все подробности. Вы касаетесь земли и видите все вокруг…”
Музыка перестает звучать.
Ребята записывают: “Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу…”
Ребятам дается возможность записать все, что им представилось.
V. Правка (самостоятельно, в группе).
А сейчас самостоятельно прочитайте, что у вас получилось, и отредактируйте текст.
Групповая работа.
Каждый ученик читает свою работу. Детям предлагается алгоритм работы в группах:
- Отметь хорошее, похвали.
- Дай ценный совет.
- Задай вопрос по тексту, если он возник.
После завершения работы в группах задаю вопросы:
- Кто принял советы, данные в группе?
- Для кого они оказались полезными?
- А кто не принял?
VI. Написание чистовика (редактирование).
Ребятам предлагается отредактировать текст самостоятельно.
VII. Авторский стул. Издание (публикация).
Ребятам предлагается представить свои работы. Они садятся на красивый стул у доски и презентуют свои работы. Остальные учащиеся благодарят их негромкими аплодисментами.
VIII. Рефлексия.
– Итак, какую цель мы ставили с вами в начале занятия?
– Попытаться описать местность с помощью воображения.
– А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите листы рефлексии, оцените свою работу по шкале.
РЕФЛЕКСИЯ
“0” – не испытывал никаких эмоций на уроке; “+” – было легко, понравилось; “–” – трудно, не понравилось. |
Предлагаю вопросы классу:
- Поднимите руки, кто не испытывал эмоций на уроке?
- Кому было трудно?
- Кому было легко, понравилось?
Подвожу итоги и благодарю учащихся за работу на уроке.
IX. Домашнее задание: проверить работу и переписать в тетрадь.
Творческие работы ребят
Перед моим внутренним взором предстала картина… Падает снег на мой дом, а я все летаю кругами. Чувствую, что мне грустно, печально. Ничто не радует. Солнце пропало за тучами. Последний, кажется, лучик коснулся родного дома.
Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу мое родное окошко. Горит свет. Мама с папой увидели меня. Они уже бегут ко мне, несмотря на то, что я – птица, они узнали меня, обняли и держат на руках. Они вместе со мной поднялись над землей.
Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу, что луч солнца
пронзает стаи туч. Мне стало вдруг весело. Я понимаю, что меня здесь любят и
ждут всегда. И, понимая это, я снова становлюсь человеком. Родители подхватывают
меня на руки и несут домой, в мой любимый, родной дом, где всегда тепло и уютно.
Голованова Ксения, 6а класс.
Перед моим внутренним взором предстала картина… Драгоценный берег реки Вятки, где человек не повредил превосходную, сияющую красотой, пленящую и завораживающую природу нашего замечательного края. Над этим местом радостно парят птицы. Все живое радуется…
Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу, как на небольшом холме стоит загадочный могучий дуб. А вот и красноголовый дятел, который, радуясь окружающей его природе, постукивает своим клювом. Вокруг дуба, красиво перекликаясь, летают воробьи и синички. Что это? Да это молодой орел парит высоко в небе! А вот приполз ежик с ежатами. Красива нетронутая природа!
Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу чистую воду реки, в
которой, радуясь, плавают рыбки. Я вижу зеленую травку и выделяющиеся на зеленом
фоне разноцветные цветы. Все живое радуется этому месту, и я радуюсь вместе со
всеми.
Вылегжанин Евгений, 6а класс