Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.
Н.Г. Чернышевский
Задачи: показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий; предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником; дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.
Форма проведения: встреча с учителями – предметниками.
Подготовительная работа: опрос учителей – предметников, анкетирование учащихся класса (см. приложение); изучение проблем дозировки домашних заданий учителями – предметниками; программа посещения уроков учителями – предметниками.
Комментарии для учителя: Перед началом собрания классный руководитель предлагает родителям ознакомиться с выставкой тетрадей учащихся с домашним заданием. На каждой парте, за которой сидит родитель ученика, лежит школьный дневник. Родители имеют возможность его полистать и обратить внимание на пометки напротив отметок учащихся, где карандашом выделено: за домашнее задание.
Ход собрания
1.Вступительное слово
Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме работы Лицея – проблеме организации домашней учебной работы лицеиста.
Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: “Фактически постепенно должна стираться грань между классными домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”.
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учиться выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика. Как этого избежать – тема сегодняшнего, откровенного и серьезного разговора.
2. Анализ анкет и опросов
Анализ таблицы опроса учителей – предметников по классу. Анализ анкетирования учащихся по проблеме. Вести со школьных уроков. Видеоматериалы посещенных уроков по проблеме.
3. Выступление учителей – предметников
– Изучение проблемы дозировки домашних заданий учителями – предметниками
– Анализ дозировки домашних заданий.
– Анализ записей домашних заданий учащимися в дневник.
– Посещение уроков учителей – предметников с целью изучения вопроса контроля учителями – предметниками выполнения учащимися домашних заданий.
– Рекомендации учителей – предметников по своему предмету по подготовке учеником домашних заданий.
Программа посещения уроков учителей-предметников:
– Анализирует ли учитель выполнение домашнего задания?
– Поощряет ли учитель отличное выполнение домашнего задания?
– Предлагает ли учитель варианты выбора домашнего задания?
– Стимулирует ли учитель инициативу учащихся в выборе домашнего задания?
– Объясняет ли учитель содержание домашнего задания?
– Задает ли учитель домашнее задание вовремя?
– Демонстрирует ли учитель перед классом лучшее выполнение домашнего задания?
– Дает ли учитель записать домашнее задание в дневник до звонка?
– Какие методы стимулирования выполнения домашнего задания он использует в своей работе?
4. Проблема глазами учеников
Классный руководитель знакомит родителей и учителей с галереей юмора в своем классе. Выставка посвящена теме родительского собрания. Учащиеся подготовили юмористические шаржы на тему: “Тихо! Я делаю уроки!”
5. Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
– Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
– Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
– Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
– Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
– Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
– Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
– Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
– Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
– Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
– Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
– Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания , покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
– Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
– Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
6. Подведение итогов.
Литература
- Базюлькина И.В. Поиск пути и резервов оказания помощи школьнику. М.,2001.
- Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
- Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление. М., 1992.