Урок-путешествие на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

1) повторить и закрепить навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
2) развивать познавательную активность учащихся, логическое мышление; формировать навыки само и взаимоконтроля;
3) привить интерес к математике.

Оборудование: карточки путешественников <Рисунок 1>, карточки с заданиями <Рисунок 2>, презентация по материалу уроку. <Приложение 1>

Ход урока

Вступительное слово.

Девизом нашего урока пусть звучат слова французского писателя Анатоля Франса:

“Учиться можно только весело ,а чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом”.

Сегодня у нас будет необычный урок, мы будем путешествовать. У каждого из вас есть карточка путешественника и карточка с заданиями. <Рисунок 1> <Рисунок 2> Запишите, пожалуйста, в них свою фамилию и имя. А теперь давайте посмотрим маршрут нашего путешествия.<Приложение 1> Первым на нашем пути будет город Знаек, затем перейдем через реку и попадем в город Умников, завершим наше путешествие, отдохнув на “Поле чудес”. В ходе путешествия мы повторим, как складывают и вычитают положительные и отрицательные числа. По мере того как мы будем продвигаться, вы будете зарабатывать баллы и ставить их в свою карточку путешественника, и в конце урока каждый получит оценку.

А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.

Каждый путешественник должен быть ловким, смелым, внимательным и сообразительным, чтобы преодолеть любые трудности. И сейчас мы проверим, хорошими ли вы будете путешественниками.

Итак, 1 испытание—разминка.<Приложение 1>

Перед вами написаны примеры, некоторые с ошибками. Вы сейчас будете ставить к себе в карточку “+”, если считаете, что пример верен и “-”, если считаете, что пример неверен.

1) -20+60=80 5)
2) -0,2 – 0,4= 0,6 6) 0+
3) 7) 0,3-(-0,2)=0,5
4) -2,5-(-2) = -0,5 8)

А теперь поменяйтесь карточками путешественника с соседом по парте. Сейчас будем проверять и исправлять. Посмотрите на экран, неверные примеры отмечены красным(если ответили правильно, обводят свой “+” или “-” в кружок Посчитайте количество обведенных в кружок знаков “+ и -” и запишите полученное число в последнюю клетку первой строки под словом “итого”. Поменяйтесь карточками обратно.

А теперь проверим вашу сообразительность.

1.Даны три числа. Два из них противоположные. Найдите третье число, если сумма всех трех чисел равна -5.
2.Назовите число, которое надо вычесть из -9, чтобы получилось 9.
3.Между числами -12 и (-4) поставьте знак действия, чтобы в результате оказалось наименьшее число.
4. Из разных чисел я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.

<Слайд 5>

А теперь давайте вспомним правило сложения двух отрицательных чисел, двух чисел с разными знаками, вычитания двух чисел.

Ну, что ж, молодцы! Отправимся в путешествие и попадем в город Знаек. Распахнулись двери города. А там праздник. Все показывают свое мастерство. Тут мы не отстанем. Покажем, что умеем? Перед вами карточка с заданиями. <Рисунок 2> Выполняем задания из города Знаек (до черты). Выполните вычисления в тетради и в пустые окошки карточки с заданиями запишите числа, чтобы получились верные равенства.

    1. -13 + (-15) + 9 =
    2. -4,7 + 0,6 + (-0,9) =

Сами проверяем правильность выполнения заданий. Сравните свои ответы с теми, которые вы видите на экране. Во вторую строку карточки путешественника ставим “+”, если пример выполнен правильно, и “-”, если пример выполнен неправильно. Подсчитайте количество “+”, запишите результат в клетку второй строки карточки путешественника в последнем столбике.

Отправляемся дальше. На нашем пути встречается речка, через которую перекинут мостик, но перейти по нему можно лишь в том случае, если выполним пример, номер которого указан на дорожном указателе.(№1032)[1](Устно) Объясните ответы.

Перешли мы мостик и оказались в городе Умников. Ваши знания помогли вам дойти до города Умников, в котором вас ждут интересные задания. Возьмите карточки с заданиями и выполните задания под чертой, которые относятся к городу Умников. Первое задание выполните устно и ответ запишите в пустой клеточке напротив, второе и следующие задания выполните письменно в тетрадях, а в пустых клеточках запишите ответы и пропущенные знаки сравнения.

  1. Помогите Незнайке найти два числа, если известно, что их произведение равно 10, а сумма 7.
  2. К сумме чисел -8 и 2 прибавьте число, противоположное .
  3. Число 3,9 уменьшите на сумму чисел -9 и 1,3.
  4. Сравните значения выражений:

  5. 3,87 + (-2,63) и 5,29 + (-3,59);
  6. -5,68 + (-3,95) и -2,63 + (-5,3).

Давайте проверим результаты. Смотрите на экран. Ставим знак “+” за верно выполненное задание и знак “-”, если задание выполнено неверно в 4-ю строку карточки путешественника. Считаем количество “+” и записываем его в последнюю клетку 4-й строки.

А теперь положите ручки и посмотрите на экран.

Вы прошли нелегкий путь,
Что ж пора и отдохнуть.
А сейчас мы снимем стресс
На игре “Поле чудес”.

Здесь зашифровано известное высказывание короля математики немецкого ученого Карла Гаусса. Давайте вместе выполним вычисления, откроем буквы, используя таблицу-подсказку и прочитаем его.

“Математика –

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13”
г и м н а с т и к а у м а

1) -12 – 13
2) -16 + 9
3) -20 – 14
4) -17 + 24
5) 4 – 15
6) -19 – 7
7) 2 – 14
8) -20 + 13
9) 37 + (-21)
10) -42 + 31
11) 50 – (-24)
12) -17 – 17
13) -18 + 7

А -11 Н 7 Г -25
Т -12 С -26 И -7
М -34 К 16 У 74

Пришло время подвести итог. Считайте свои баллы и выставляйте оценки.

Критерии оценивания:

Задания выполнены верно и набрано.

7 -11 баллов – оценка “3”.
12 – 16 баллов – оценка “4”.
17 и более баллов – оценка “5”.

Поднимите руки, кто получил оценку “5”, а теперь поднимите руки, кто получил оценку “4”. Передайте свои карточки путешественника и карточки с заданиями мне. Ваши оценки обязательно будут выставлены вам в журнал и дневники.

Чем вы занимались на уроке?

Запишите задания на дом: повторить правила на странице 176, 180,185, выполнить № 1113, №1138, № 1139.[1]

Литература:

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И. Математика 6—М,:Мнемозина,2007,с.175,стр.176,180,185,189,194.