тема: «Кто ты, чудесная фея?»
цели:
- Уточнение, расширение и систематизация представлений детей об отдельных предметах и явлениях природы.
- Развитие навыков анализирующего наблюдения.
- Активизация мыслительной деятельности и речи учащихся.
- Обогащение словаря детей разнообразными частями речи.
- Развивать у детей любознательность и наблюдательность.
- Воспитание у детей доброго, заботливого и внимательного отношения ко всему окружающему.
- Отдых детей, снятие физического и эмоционального напряжения.
ближние цели: На основе личного опыта и наблюдений усвоить порядок чередования времён года, названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Учить рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и устанавливать связи между отдельными явлениями природы.
Предварительная работа.
- Наблюдения за явлениями природы.
- Знакомства с различными видами деревьев.
Словарь:
Всемогущий, времена года, почки, весна = пробуждение природы.
В классе---- Сегодня мы идём на прогулку, поэтому, что нам с вами необходимо сделать?
Дети------ сами должны ответить, что необходимо одеться……
Гулять мы будем по школьному двору, по дендросаду. Там каждый день происходят чудеса, странные перемены. Что-то исчезает, а что-то появляется неизвестно откуда. Главное – постараемся узнать, кто такой сильный и всемогущий (объяснить значение слова), какзвать этого волшебника, или загадочную фею? Где они? Кто им помогает?
Я думаю, если мы будем с вами внимательны и наблюдательны, то обязательно сможем увидеть и найти всё, что хотим.
А теперь давайте вспомним, как вы должны вести себя на прогулки:
-находимся рядом………с вами……
-когда я говорю, вы………молчим……
-рвать, ломать…………..ничего нельзя……
-друг-друга……….не обижать……
На улице-----
Ребята, в этой школе вы проучились уже 8 месяцев. Мы ежедневно гуляли по этому двору, наблюдали, разглядывали, знакомились с деревьями, насекомыми, птицами……я думаю, что нас хорошо знает здесь каждое дерево, каждый кустик.
А вот интересно вы, тоже так же хорошо всех помните, с кем здесь знакомились?
игра «Узнай меня – кто я?»
Я буду описывать дерево, а вы должны будете назвать его.
1. Ствол стройный, высокий тёмно-коричневый внизу и светло-коричневый вверху. Ветки рукой не достанешь т. к. они очень высоко. Листья у него особые – похожие на длинные швейные иголки……?
Дети………….сосна….
2. Гладкий, белый ствол с чёрными крапинками, ветки тонкие, длинные, гибкие. Любит наряжаться в серёжки…?
………………..берёза….
3. Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
………………ёлка…….
4. Есть и родственница у ёлки
У неё неколючие иголки,
Но в отличии от ёлки
Опадают те иголки.
……………..лиственница……..
5. Ствол тёмно-коричневый, ветки идут в сторону и вверх. Когда оно цветёт вокруг стоит чудесный аромат и кружат много пчёл, а мёд с цветов этого дерева самый вкусный и полезный…..?
…………..липа……..
Подвести итоги игры, поблагодарить детей (от имени деревьев) за то, что не забыли их имена.
Ребята, сегодня ночью с нашими деревьями играл задира-ветер. Он так расшалился, что ненароком сломал несколько веточек у деревьев. Я собрала их и решила использовать эти веточки в следующем задании.
Задание
- разделитесь на группы по 3 человека.
- каждой группе я дам по одной веточки. Вы должны узнать, как называется дерево этой веточки.
- сосчитайте, сколько в нашем дендросаде деревьев с таким названием.
Дети, разделившись на группы, выполняют задание.
…….называют дерево, ……говорят, сколько таких деревьев в нашем дворе……называют число. - теперь сравните и скажите, каких из названных деревьев в нашем саду больше?
……..дети сравнивают, каких больше, каких меньше…….
Подвести итог выполнения задания. Отметить группу детей, которая работала более слаженно и дружно. Высказать необходимые пожелания.
Ребята, вспомните, как выглядели все эти знакомые вам деревья, когда вы только, что начали учиться в нашей школе.
……дети описывают осенний вид деревьев….
Что ещё в то время в нашем школьном дворе было не так?
….........цветы…….трава………тепло…..птицы……..насекомые……
Почему же так выглядел тогда наш двор?
………была осень…….
Подвести итоги сказанного детьми.
Вы правы, когда вы впервые пришли в нашу школу, в нашем дворе была ОСЕНЬ.
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с клёнов полетели,
Закружился листьев пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах первый тонкий лёд.
игра «Кто улетает?»
Встали стайкой. Я буду называть птиц. Если названная птица осенью улетает в тёплые края, вы должны взмахивать руками как крыльями.
Если же эта птица остаётся зимовать у нас, то вы должны присесть.
Вспомните, когда пришёл к нам новогодний праздник, как выглядел наш дворик?
……..дети говорят, какими были деревья…….
……….небо, воздух……………….
……….земля………….
……….водоёмы…….
……….птицы………
Подвести итоги детских ответов.
Как хорошо вы запомнили Зимушку-ЗИМУ.
Ой, была радость детворе!
Много снега на дворе.
Рукавички вы снимали
Зиму трогали руками.
игра «Зайчата и серый волк»
Дети выбирают себе дерево- это дома зайчиков.
Зайцы танцуют на поляне, по сигналу волк начинает ловить зайчат, те в свою очередь должны убежать каждый в свой домик.
Охота у волка проводится несколько раз. Пока волк на охоте, не пойманный зайчик, убегая в свой домик, может из волчьего логова забрать одного плененного зайца с собой.
Оглянитесь вокруг себя, что сейчас происходит в нашем дворе?
Идёт разговор с детьми о деревьях…………………
……….о земле…………
……..о водоёмах……..
……..о птицах………
…….воздухе………
Подвести итоги детских высказываний.
Вы внимательные дети, всё заметили, всё подметили, теперь осталось лишь мне ответить……
Пришла она к нам с добром
Веет теплом
Светом солнечным полна
А зовут её …………………весна……..
Правильно. Это весна принесла нам свои краски: зелёные, голубые, золотистые, жёлтые….
свои запахи………
свои звуки……….
Давайте понаблюдаем за насекомыми……..
………..проводится наблюдения…….
дети делают выводы о том, что насекомые тоже проснулись………..
Послушайте забавную историю.
Села на лавочку первая бабочка:
Тёплая лавочка!
А где же травка?
Где же цветочки?
Где клейкие почки?
Она оглянулась:
Я рано проснулась!
На лужицах лёд.
Но солнце печёт.
Журчит ручеёк
Чудесный денёк!
Давайте успокоим бабочку. Закройте глаза.
И на счёт три все превратимся в прекрасных бабочек.
1, 2, 3……………
Слышите, звучит музыка – это вас приглашают на весенний бал бабочек.
все танцуют в образе бабочки…….
Я порхаю взмах- взмах
Хорошо летать в лугах
Выше, ниже
Выше, ниже
Мой полёт почти неслышен.
Ой, спасибо бабочки, какие вы все разные и чудесные. Садитесь на скамеечку, закрывайте глаза.
1, 2, 3- весна, бабочек в детей снова преврати….
Ну, как нравятся вам чудесные перемены в нашем дендросаде?
А после весны будут изменения? Какие?
Дети называют признаки лета…………………………
Вот сколько разных изменений и чудесных превращений у нас происходит за 1 год.
А кто же эти изменения творит??? Что за фея???
Дети сами должны придти к выводу, что это ПРИРОДА сама меняет времена года…………
Так сколько времён года у природы?
……….четыре……..называют их по порядку……………
Назовите самое холодное время года.
………..зима…………
Самое тёплое время года, как называется?
………лето…………
Деревья приглашают вас на игровую полянку поиграть с ними.
игра «Когда это бывает?»
Обратите внимание, на каждом дереве повязан шарф (разного цвета: жёлтый, белый, зелёный, красный.)
Как вы думаете, глядя на цвет шарфа, с какого времени года они к нам пришли?
Дети отвечают……………….белый- зима…………потому, что……………
………….жёлтый – осень…………..т.к…………..
…………………….красный – лето………т.к………
……………….зелёный – весна……………т.к…………..
Я вам буду говорить, о каком то времени года, а вы должны сами догадаться к какому дереву бежать.
1. Белой вьюги вьётся шаль
Весь в снегу пришёл февраль.
Дети бегут к дереву с белым шарфом.
2. Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём,
под ногами шелестят
и летят, летят, летят.
…………..к дереву с жёлтым шарфом.
3. Пришла, улыбнулась, утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели
Река пробудилась, растаяли льды
И зелёный наряд, одевают сады.
…………к дереву с зелёным шарфом.
4. Солнце жаром полит
Всем купаться велит.
…………к дереву с красным шарфом.
5. Коля посмотрел в окно. На улице шёл дождь.
Было мокро и скользко, а в доме было тепло и уютно, в углу стояла наряженная ёлка.
………….к дереву с белым шарфом.
6. Сегодня 18 апреля.
Дети 1 – го класса вышли гулять в свой дендросад.
……………….к дереву с зелёным шарфом.
Подвожу итог игры………….
Ребята, вам нравятся перемены и чудеса, которые творит фея – природа?
Вот какие разные времена года она нам подарила.
А вы знаете, у них всех есть один помощник, без которого они ничего не смогли бы сделать?
ЗАГАДКА
Большой подсолнух в небе
Цветёт он много лет
Цветёт зимой и летом
А семечек всё нет.
………..дети отгадывают………солнце.
Да, это оно и снег растопило, и всё вокруг разбудило, согрело и наполнило весёлым звоном.
Туча спряталась за лес
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали.
Кто из вас знает стихи о солнышке?
………….дети читают стихи…………
Вы очень наблюдательны, поэтому смогли вспомнить, увидеть и назвать все чудесные изменения, которые происходили в нашем школьном дворе. И вы теперь точно знаете, что всё это творит волшебница природа. Как она меняет всё вокруг в разные времена года. И меняет всё строго в опрелённом порядке. А самое главное, в этом природном храме СОЛНЦЕ.
Вы сами нашли ответы на наши вопросы. Отдохнули, поиграли, пообщались друг с другом и с нашими друзьями деревьями.
А теперь получите задание по наблюдению.
домашнее задание:
Ежедневно наблюдайте и узнайте, какое дерево самое первое распустит свои листочки и оденется в зелёный наряд?