Цель:
Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.
Ход занятия
I. Организационный момент.
(Горит свеча)
Станем дружно мы в кружок
Начинается урок
Свечку зажигаем
И дружно задуваем.
(Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Думаем и не спешим.
II. Основная часть.
1. Отгадайте загадку.
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома
Зовут меня... (Зима)
2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)
- Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?
- снег белый и чистый
- снег серый и тусклый
- снег золотистый и голубой
- снег голубой и синий
- снег желтый и грязный
- снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой
-Почему вы удивились при слове палевый?
- Можно так сказать о снеге?
-Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)
3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):
Ответ: Именами прилагательными. Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется : : |
Ответ: Именем существительным. Вопрос: Слова противоположные по значению, называются : |
Ответ: Антонимы. Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется : |
Ответ: Корнем. Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется : |
Ответ: Приставка. Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это : |
Ответ: Части речи Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются : |
4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)
5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.
Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.
- собака, ромашка, сладкий, дерево;
- линейка, круглый, облако, трава;
- зима, сугроб, шуба, пушистый;
- огромный, медведь, лиса, дом;
- книга, деревянный, носки, дуб.
(По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)
6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это ?
Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?
лист дуба - дубовый, а ветка :
лист клена - кленовый, :
лист березы - березовый, :
лист осины - осиновый, :
лист рябины - рябиновый, :
лист яблони - яблоневый, :
Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)
- В какое время года появляются листья?
7.
Весенним ясным утром
В начале сентября,
Сели мы за парты
И думаю не зря.
Все ли верно в этом стихотворении? Почему?
Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?
Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).
8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)
Физминутка.
Горка высокая поднять руки вверх, потянуться
Река глубокая присесть
Звезда далекая подняться, руки вверх
И одинокая. движения рук вправо-влево
9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.
Рыжая плутовка, Хитрая и ловкая. |
Зубастый, клыкастый, Серый, смелый |
Яркое, теплое, лучистое. |
Мохнатенькая Да усатенькая, Зелёные глаза - Всем мышам гроза. |
Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям может лазать, Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. |
В капусту он забрался Осеннею порой, Рогатый и лохматый И с длинной бородой. |
-Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?
- Назовите корень в выделенных словах?
Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)
Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)
В какое время года солнце греет сильнее?
Какое время года наступает после лета?
Пальчиковая разминка.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?
В тетради:
На доске:
золотая | характер |
золотой | осень |
золотые | кольцо |
золотое | руки |
Какие слова в первом столбике?
Объяснение каждого словосочетания.
11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?
Перед дождём.
Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .
После дождя.
Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .
Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.
Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.
12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.
Это верно или нет?
Что как сажа чёрный снег?
Сахар горький, уголь белый?
Ну а трус, как заяц смелый?
III. Итог занятия.