Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.

Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

Ход занятия

I. Организационный момент.

(Горит свеча)

Станем дружно мы в кружок
Начинается урок
Свечку зажигаем
И дружно задуваем.

(Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Думаем и не спешим.

II. Основная часть.

1. Отгадайте загадку.

Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома
Зовут меня... (Зима)

2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

- Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

  • снег белый и чистый
  • снег серый и тусклый
  • снег золотистый и голубой
  • снег голубой и синий
  • снег желтый и грязный
  • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

-Почему вы удивились при слове палевый?

- Можно так сказать о снеге?

-Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

Ответ: Именами прилагательными.

Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется : :

Ответ: Именем существительным.

Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

:

Ответ: Антонимы.

Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется :

Ответ: Корнем.

Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется :

Ответ: Приставка.

Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это :

Ответ: Части речи

Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются :

4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

  • собака, ромашка, сладкий, дерево;
  • линейка, круглый, облако, трава;
  • зима, сугроб, шуба, пушистый;
  • огромный, медведь, лиса, дом;
  • книга, деревянный, носки, дуб.

(По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это ?

Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

лист дуба - дубовый, а ветка :

лист клена - кленовый, :

лист березы - березовый, :

лист осины - осиновый, :

лист рябины - рябиновый, :

лист яблони - яблоневый, :

Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

- В какое время года появляются листья?

7.

Весенним ясным утром
В начале сентября,
Сели мы за парты
И думаю не зря.

Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

Физминутка.

Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

Река глубокая присесть

Звезда далекая подняться, руки вверх

И одинокая. движения рук вправо-влево

9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

Рыжая плутовка,
Хитрая и ловкая.
Зубастый, клыкастый,
Серый, смелый
Яркое, теплое, лучистое.
Мохнатенькая
Да усатенькая,
Зелёные глаза -
Всем мышам гроза.
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
В капусту он забрался
Осеннею порой,
Рогатый и лохматый
И с длинной бородой.

-Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

- Назовите корень в выделенных словах?

Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

В какое время года солнце греет сильнее?

Какое время года наступает после лета?

Пальчиковая разминка.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.

10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

В тетради:

На доске:

золотая характер
золотой осень
золотые кольцо
золотое руки

Какие слова в первом столбике?

Объяснение каждого словосочетания.

11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

Перед дождём.

Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

После дождя.

Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

Это верно или нет?
Что как сажа чёрный снег?
Сахар горький, уголь белый?
Ну а трус, как заяц смелый?

III. Итог занятия.