Чем раньше мы начнем
преподавать иностранный язык
детям, тем раньше познакомим их
с миром детей, говорящих на
других языках.
Р. Фройденштайн
Основные функции иностранного языка как школьного учебного предмета заключается в развитии общей речевой способности школьника, в его самом элементарном филологическом образовании, в формировании способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре.
Тот факт, что в новой модернизированной школе иностранный язык предлагается изучать со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности.
Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
- бесспорное положительное влияние на развитее психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
- стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;
Раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится все более очевидной.
Раннее обучение иностранному языку важно еще потому, что от того, как идет обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих ступенях. Кроме того, появляется реальная возможность на этом этапе выявить детей, способных к языкам, и подготовить малышей к их дальнейшему изучению. Хочется отметить также, что ни один школьный предмет не содержит в себе столько возможностей реализации межпредметных связей, уровни, формы и границы которых могут быть различными.
При обучении лексике, грамматике, фонетике правомерно обращение учителя к героям детских художественных книг, мультфильмов, игрушкам, к любимым занятиям детей: рисованию, пению, гимнастике, играм. Желательно также использовать знания учащихся, полученные ими на уроках математики, чтения и др.
В системе непрерывного образования изучение иностранного языка в начальной школе позволяет осуществить гуманизацию и гуманитаризацию образования детей, усиливая их развивающую, обучающую, культурную и практическую направленность.
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Учитывая сенситивный период для ребенка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, отсутствие "застывшей" системы ценностей и установок, имитационные способности, отсутствие психологического барьера боязни в использовании иностранного языка как средства общения и т. д. способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом "Иностранный язык". Творческие задания ребята выполняют в игровой форме, что содействует становлению их способностей и создает благоприятный психологический климат. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение иностранного языка превращается в яркое увлекательное занятие.
Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, что является основной целью обучения иностранного языка в школе. Начальная школа - первая ступень в реализации основной цели учебного предмета "Иностранный язык", здесь закладываются основы коммуникативной компетенции.
Необходимость раннего обучения иностранному языку, наконец, официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте - от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи как на родном, так и на иностранном языках существует уже до начала созревания ребёнка, и развитие здесь идёт вместе с созреванием - синхронно. Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребёнка приводит к тому, что всё оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых. Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык, как губка, опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объём внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся является чувство успеха.
Важно также помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи, слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку. Учёт всех этих различий поможет учителю подобрать каждому ребёнку более подходящее задание или роль. Чрезвычайная чувствительность младших школьников к окружающей среде, обострённое восприятие своих достижений и неудач.
Наличие динамической связи между эмоциональным настроем и школьной успеваемостью говорят о том, что аффективное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении учащихся.
Необходимо учитывать и особенности физического развития детей 7-10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребёнка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Большой интерес у учащихся начальной школы вызывает использование на уроках иностранного языка компьютерных программ и других мультимедийных средств обучения, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход и обеспечивают положительную мотивацию к обучению иностранному языку.
На начальном этапе песенки использую только в аудио формате (текстовый не требуется, пока ребёнок ещё не умеет хорошо читать).
Отработка аудирования ведётся постоянно, так как на кассетах записан весь текстовый материал, можно работать с опорой и без опоры на текст. Привлекаю игрушки в качестве персонажей.
Никогда не ограничиваюсь работой по одному учебнику, а использую массу другого дополнительного материала по мере необходимости.
Я согласна: лишь увлечённый делом может увлечь других. Хорошие, доверительные отношения с детьми считаю залогом успеха. Важно понимать каждого ребенка, видеть глаза своих воспитанников, "шагать" вместе с ними, учить их учиться, воспитывать каждым своим уроком. Вместе с детьми я радуюсь и огорчаюсь, наблюдаю, анализирую, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы единое целое, целенаправленно идем к решению поставленных задач. Стараюсь находить такие пути их решения, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы интерес у детей к учению, их активность и работоспособность, желание работать дома, творческую инициативу и высокое качество знаний.
Известно, с каким интересом дети занимаются иностранным языком на начальном этапе его изучения, и как с годами меняется их отношение к данному предмету. Чтобы этого не произошло, я стараюсь помочь каждому ученику удержаться на первоначальных позициях, намечаю перспективы его роста, создаю на каждом уроке условия творческого труда, учу школьников преодолевать возникающие трудности.
Уже с первых занятий внушаю своим ученикам уверенность в том, что все они в состоянии изучить английский язык. И первое условие для достижения этого - активная работа в течение всего урока. Тогда они смогут выполнить любое задание и упражнение, усвоить необходимый учебный материал. Приучаю детей задавать вопросы учителю или своим товарищам, если они что - либо не поняли. Ребята знают, что их спросят обязательно на каждом уроке и непременно проверит, выполнили ли они домашнее задание. Планируя уроки, я предусматриваю действия каждого ученика на различных этапах, учитывая при этом степень его подготовки по английскому языку. Перед выполнением любой самостоятельной работы в классе стараюсь снять трудности: обязательно объясняю, с какой целью выполняется то или иное задание, с чего следует начать, какой материал можно использовать при этом, как проверить правильность и качество его выполнения и оценить свою работу.
При тренировке в употреблении любого изученного языкового материала провожу работу в режиме: класс - хорошо успевающий ученик - среднеуспевающий ученик - слабоуспевающий ученик. Во время такой тренировки осуществляется негласный контроль степени усвоения материала. Затем с помощью тестов, взаимопроверки и т. д. ведется гласный контроль выполнения заданий.
При обучении говорению сначала учу детей умению подтверждать высказывание и возражать собеседнику, отвечать на общие, альтернативные, разделительные или специальные вопросы, умению задавать вопросы, затем учу составлять монологические высказывания вначале по опорам (по плану, вопросам, картинкам, схемам и т.д.) позднее без них.
В 5-9 классах один раз в неделю занимаемся только грамматикой, тщательно изучаем все части, но особое внимание уделяем временным формам глагола. Два других урока - это устная практика.
Практика показала, что нестандартные формы и приёмы работы наиболее эффективны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал и, главное, умеют им практически пользоваться.
Приведу краткое описание занятий грамматикой в пятом классе.
На первом уроке объясняю учащимся, что данное время обозначает действие, которое происходит постоянно, регулярно, повторяется. На доске написаны временные указатели: еvery day, usually, often, always. Отрабатываем их и записываем в рабочую тетрадь в таблицу.
(В дальнейшем все остальные времена заносим в эту сводную таблицу). Затем нужно выяснить: какой вспомогательный глагол служит для образования вопросительных и отрицательных предложений, что в 3л., ед., - does, а все остальные - do. (Записываем в таблицу). Особенность данного времени в том, что в утвердительном предложении в 3л. ед. ч. сказуемое принимает окончание - s или - es. При закреплении данного материала использую мультимедийное оборудование. Выполняем упражнения письменно и устно.
На следующем уроке учимся задавать все типы вопросов: общий, альтернативный, разделительный, специальный. Считаю, что все эти типы вопросов нужно тщательно отрабатывать заранее и при изучении "to be" в Present, Past, Future. Из прошлого опыта пятиклассники знали, что означает каждый вопрос и теперь без особых трудностей по опоре составляют вопросы.
He goes to school every day.
- (общий) Does he go to school every day?
- (альтернативный) Does he go to school or cinema every day?
- (разделительный) He goes to school every day, does not he?
- (специальный) Who goes to school every day?
When does he go to school?
Where does he go every day?
Это задание дети любят выполнять с большим интересом. На последующих уроках идет дальнейшее закрепление данной темы с использованием дополнительных источников. Контроль усвоения изученного материала осуществляю тестированием. Таким образом, стараюсь обеспечить системное представление английской грамматики.