Цели проекта: Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родным.
Задачи проекта:
- Пробудить у детей стремление познать историю рода, семьи, семейные традиции.
- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
- Формировать навыки исследовательской работы.
Возраст: 9-10 лет
Время работы над проектом: 2 недели
Критерии эффективности проекта:
- Заинтересованность детей в работе, которую можно отследить по предоставленным материалам.
- Ответы детей на заключительную анкету.
Жизнедеятельность проекта: При серьёзном подходе к работе практически каждый проект может быть реализован. Проект «Всему начало–отчий дом» может быть реализован в любой школе, так как не требует больших финансовых затрат. Проект жизнеспособен, потому, что в нём будут заинтересованы дети, для которых такая деятельность необычна и нова и, конечно же, проект будет жить, так как будет совместная деятельность детей и родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
- Заинтересованность детей в проектной деятельности.
- Знание детьми родословной своей семьи.
Дополнительно привлекаемые участники:
- Родители.
- Школьный и сельский библиотекари.
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа - определение темы, уточнение цели, выбор и распределение заданий, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов.
№ | Подпроект (задание) | Деятельность детей | Результат деятельности детей |
1. | Составить родовое древо своей семьи. | Беседы с родителями, родственниками, | Составлено и оформлено родовое древо. |
2. | Приготовить материал о происхождении имён и фамилий. | Исследовательскаядеятельность, работа со справочниками, энциклопедиями. | Составлен справочник «Наши имена» |
3. | Приготовить рассказ «Семейные традиции» | Наблюдения, беседы с родными. | Выступлениена классном часе |
4. | Приготовить сообщение на тему «Семейные реликвии» | Беседы с родителями, родственниками. | Выставка семейных реликвий. |
5. | Собрать материал к фотовыставке «Загляни в семейный альбом» | Отобрать из семейных фотоальбомов интересные фотографии. | Оформлен фотостенд. |
6. | Найти пословицы и поговорки о семье. | Работа с дополнительной литературой | Создан буклет с пословицами о семье. |
Этап 2. Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.(помощь и корректировка учителем)
Этап 3. Защита проекта.
Задача этапа - коллективная защита проекта.
Защита проекта происходит на классном часе « Моя семья »
Оборудование:
- Фонограмма песни «Родительский дом»
- Грамоты по номинациям для награждения учащихся.
- Плакат «Когда семья вместе, то и душа на месте»
Классный руководитель:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня наш разговор пойдёт о семье. (Звучит песня «Родительский дом»)
Ребята, а как вы понимаете значение слова «семья»? (Ответы детей) Верно. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – это совместный труд и отдых, радости и печали, привычки и традиции.
С чего начинается каждая семья? Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их папы и мамы теперь стали вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прабабушки и прадедушки. К сожалению , в наше время сведения о предках скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать дочь замуж, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена!
Фамильная честь, интерес к своему роду- всё это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить «Иванами, непомнящими родства» .Существует такое понятие, как « родословная семьи» . Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего. А сейчас ,ребята, слово вам. Просим вас рассказать о родословной вашей семьи.
Защита подпроекта «Родовое древо моей семьи» (выступление детей)
Классный руководитель:
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. И, конечно, большое значение имеет имя, которое дают ребёнку при рождении. Оно даётся или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь кого- то из членов семьи. Ребята, давайте послушаем ваши выступления. Вы нам расскажите, почему вам дали такое имя и что оно обозначает.
Защита подпроекта «Происхождение и значение имени»
Классный руководитель:
Сейчас пришло время поговорить о семейных традициях. Расскажите, пожалуйста, о традициях в вашей семье.
Защита подпроекта «Семейные традиции»
Классный руководитель:
Человек живёт, пользуется какими – либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими – либо событиями в его жизни. Проходит много, много лет, но мы продолжаем хранить эти вещи. У каждого дома: в шкафу, в сарае - хранится много таких вещей. Вы у себя дома произвели разведку, поинтересовались у родителей и нашли много старинных вещей, которые могут рассказать нам много интересного. Ведь история вещи - история человека, история семьи.
Защита подпроекта «Семейные реликвии»
Классный руководитель:
Семья сильна любовью, уважением, традициями и семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный альбом. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. На нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Ребята. Расскажите, почему вы принесли именно эти фотографии, и чем они вам дороги.
Защита подпроекта «Загляни в семейный альбом »
Классный руководитель:
С давних пор людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В пословицах и поговорках на тему «Семья» говорится об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о семье и объясним их значение.
Защита подпроекта «Пословицы и поговорки о семье».
Классный руководитель:
Ребята, сегодняшний разговор о семье, мне бы хотелось закончить строками стихотворения О.Фокиной
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Пора подвести итоги всей нашей работы. Я вам предлагаю ответить на вопросы анкеты. Отвечая на вопросы, вы сможете поделиться своими мнениями о той работе, которую вы проделали.
Анкета:
- Интересно ли было работать с заданиями?
- Что ты нового, интересного узнал в ходе твоей деятельности?
- Важны ли темы, по которым ты работал, в жизни твоей семьи?
- Понравилось ли тебе выступать перед классом?
- Какую помощь тебе оказали родители?
Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за активность и наградить вас грамотами по следующим номинациям:
- Номинация «Моя родословная»
- Номинация «Любознательный»
- Номинация «Загляни в семейный альбом»
- Номинация «Следопыт»
- Номинация «Самый активный»
Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.