Все дети владеют естественной грацией и свободой тела. Чем младше ребёнок, тем больше степеней свободы и лёгкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребёнок получает через телесные ощущения. Поэтому память тела самая крепкая и очень важно при развитии ребёнка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных "отпечатков", напряжений и зажимов. Чем меньше мышечных зажимов, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому педагог может и должен использовать в развитии ребёнка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы. Научив ребёнка свободно двигаться, мы откроем в нём ТВОРЦА!
Цель урока: Развитие творческой природы, фантазии и воображения.
Задачи:
- В обучении: научить выражать чувства и эмоции через пластику тела.
- В развитии: развить игровую инициативу, стимулирующую моторное и эмоциональное самовыражение.
- В воспитании: воспитать общительность, сплочённость.
Техническое обеспечение: проигрыватель CD. Музыка разных темпов.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие будет посвящено развитию пластики и воображения.
Скажите, пожалуйста, а что же такое "Пластика движений"?
Правильно, в танце - это плавность, изящество движений. А что такое "Воображение"? Совершенно верно, - это фантазия. Этим мы сегодня с вами и будем заниматься. И план занятия следующий: разогрев, пластический тренинг, интерактивные игры, релаксация.
Традиционный разогрев (упражнения, подготавливающее тело и мозг к физическим и эмоциональным нагрузкам).
Пластический тренинг.
Ребята, назовите самое пластичное, гибкое животное. Это кошка - домашняя или живущая в дикой природе (рысь, пантера). Поиграем в кошек, превратимся с вами молодую, грациозную, красивую кошку (звучит "Колыбельная кошки"- автор А. Варламов, "Kats" - Катя Чехова, "Бездомная кошка - автор В. Козлов).
- "кошка умывается" (подбородок скользит по грудине и вниз - вверх)
- "кошка потягивается"
- "кошка пролезает под забором"
- "кошка пролезает в узкую щель" (боковая волна)
- "кошка вылезает из норы и прячется в нору" (у хореографического станка)
Интерактивные игры в сочетании с заданиями пластического тренинга.
Я принесла на занятие семена разных растений (называю растения). Посмотрите на них внимательно. Точно такие же семена лежат в пластиковых коробочках. Я встряхиваю коробочку, постарайтесь по звуку определить: семена какого растения лежат в данной коробочке. Задание понятно? Вместе с вами мы будем участниками пластического этюда "Из семени в цветок". Посмотрите ещё раз на семена. Какие они? Совершенно верно - разные. И из них вырастут прекрасные цветы, непохожие друг на друга. Так и вы постарайтесь быть тем семенем, которое вам понравилось и тем цветком, который вас больше всего удивляет. Выберите садовника (звучит медленная инструментальная музыка). Представьте себе, что вы превращаетесь в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу). "Садовник" очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове, телу), ухаживает. С тёплым, весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимаются на колени.) У него раскрываются листочки, растет стебель.
Он тонкий и гибкий (вытягиваются, гнутся). Солнышко с каждым днём ярче и теплее. И семечко проросло в полный рост (встают на ноги, пальцы ног). Появляются веточки с бутонами (пластика рук: пальцы, кисти). Наступает радостный момент, и бутоны раскрываются, и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам - соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками.
Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки, листья, коробочку с семенами.
Сейчас ваша голова - это коробочка, которую несёт ветер. Голова как воздушный шарик, а всё тело золотая паутинка, следующая за шариком. А теперь ваши ступни - это коробочка с семенами, а всё остальное тело - паутинка. Стебель сгибается, клонится к земле, ложится на неё. Ему грустно. Пошёл зимний снежок. Из коробочки на землю просыпались маленькие семена (сворачиваются на полу). Снег укутал их. Им тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и они оживут.
--Я предлагаю вам поиграть в игру "Художники" с участием ваших цветов из пластического этюда.
Какие вы знаете жанры живописи? Правильно, это портрет, натюрморт, пейзаж. Представьте себе, что ваш нос - это кисть художника. И рисовать картины мы будем носом, остальные части тела в этом процессе не участвуют. Придумайте, что именно вы будете рисовать: это может быть портрет вашего цветка, или пейзаж, в который может вписаться ваш цветок или натюрморт с участием цветка. Встаём лицом к зеркалу и начинаем рисовать. У всех получилось? Молодцы.
Садимся в большой круг. Один из вас, художник, носом рисует картину, остальные угадывают, что именно он нарисовал. Постараемся тщательно прорисовывать детали картины, чтобы было красиво и понятно - о чём ваш рисунок.
Релаксация с элементами интерактивной игры.
- Игра "Звуки природы".
Ложимся на пол так, как вам удобно. Расслабляем тело, руки, ноги, мышцы лица, приоткроем чуть рот, язык касается нижних зубов. Закроем глаза, послушаем звуки природы (2-3 минуты). Медленно открываем глаза. Какие звуки вы услышали?
Наш урок подошёл к завершению. Скажите, ребята, какая часть урока понравилась вам больше. Почему? Какое из заданий вам труднее всего было исполнять и почему? Какое из заданий было исполнять приятнее и почему?
Благодарю вас за урок. (Поклон).
Используемая литература:
- Андрачников С.Г. "Пластические тренинги", Москва, 2000.
- Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей", "Академия развития", Ярославль, 1997.
- Прохоров А.М. "Советский энциклопедический словарь", "Советская энциклопедия, Москва, 1990.
- Материалы из тренинга "Интерактивные игры", ЦДТ, Междуреченск, 2005-2006.