Цели: Формирование представлений о подвигах защитников Руси; развитие интереса к истории Родины; обогащение словаря, развитие устной речи; воспитание патриотизма.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
– Откуда эти строки? – О чём поётся в гимне? – Кто прославляет своё Отечество?
– О каких ратных подвигах защитников Отечества мы говорили на уроках?
– Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одной победе русских людей. Тема урока: «Куликовская битва».
2. Проверка домашнего задания.
а) Фронтальный опрос.
– Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни? - Как возникали монастыри? – Как назывался монастырь около города Радонежа? – Как звали московского князя? – Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?
б) Работа в парах.
Карточка №1. –Чем известен в истории Иван Калита? – Почему он получил такое прозвание?
Карточка №2. –Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления? – Расскажи о Москве времён Ивана Калиты.
в) Прослушивание сообщений о Москве и Кремле. (Сообщения учащихся по рефератам.)
3. Изучение нового материала с применением презентации.
Дополнительный материал.
– Мы уже знаем, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. При нём Московское княжество ещё больше укрепилось и возвысилось над другими. В 1365 году в один из засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. После пожара Дмитрий Иванович возвёл стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2-3 метра.
- Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему всё меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя, стал он собирать огромную силу и грозился разбить и вновь разорить всю русскую землю. Но Русь была уже не та, что при Батые. Войска Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришёл в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю русскую землю.
В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, которое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжёлое. С головы до ног воины были покрыты доспехами из железа. На тело одевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Больше всего употреблялись кольчуги – с рубахи до колен, составленные из плотно сплетённых мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись ещё дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы. Они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне, пристёгнутым к поясу, а слева – лук в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьём и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мячи, кинжалы, ножи, сабли, топоры. На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю. Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка – Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьём, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга. И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождём, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Всё меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенёс главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника, и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Всё поле обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три были красны. Восемь дней хоронили погибших воинов. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мериться силами с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям. Со времён Батыева погрома Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное сражение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрылись ореолом славы. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван ІІІ окончательно избавился от татаро – монгольского ига, а внук Ивана ІІІ Иван Грозный завоевал три татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.
4. Физминутка.
5. Закрепление изученного .
Чтение статьи в учебнике – стр. 70 -72.
– Кто из русских князей бросил вызов орде? – Что происходило в ту пору в орде? – Почему Мамай выступил против Руси? – Когда стало это известно? – Что предпринял Дмитрий Иванович? – Кто откликнулся на этот призыв? – Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? – Где было намечено сражение? – Когда состоялась битва? - Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович? – Где находился сам князь? – Как проходила битва? – Чем закончилась битва?
6. Итог урока.
Расскажите, что нового узнали на уроке?
7. Домашнее задание.
Прочитать и ответить на задания, записанные в учебнике на стр. 74.