Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: создание условий для разрешения жизненных экологических проблем через включение детей в коммуникативную деятельность.

Задачи:

1) показать красоту родной природы,

2) узнать, почему природа болеет, почему её судьба в наших руках, дать понятие "природное равновесие",

3) раскрыть экологическую проблему,

4) развивать речь учащихся, повышать культуру,

5) обучать работать в коллективе, в группах,

6) развивать познавательную активность,

7) воспитывать уважение и любовь к ней.

Оборудование: название команд (ель, лиственница, берёза, клён), пластинка "Мир, в котором мы живём" (сл. Пляцковского, муз. Савельева), плакаты "Природное равновесие", " Природное равновесие нарушено", картины с животными, Красная книга СССР, Красная книга Урала, рисунки детей на экологическую тему, полоски бумаги для каждой команды, правила ответа.

Орг. момент.

На доске:

"Судьба природы - наша судьба".

Звучат песни: "Экологическая песенка" (муз. Хромушина, сл. Суслова) и "Мир, в котором мы живём" (сл. Пляцковского, муз. Савельева).

Учитель ставит проблемный вопрос.

  • Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека?
  • В чём? Почему?
  • Как вы понимаете тему: "Судьба природы - наша судьба"?

Тема урока.

Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и ещё раз убедимся в красоте русской природы.

Работа будет идти в командах: ель, лиственница, клён, берёза.

I задание: защита названия команд.

Предоставляем слово I команде.

Ель - это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба - Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц, зверей в лесу.

Ель растёт 150 - 200 лет.

Предоставляем слово II команде

Лиственница.

Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400 - 500 лет. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина её не гниет и со временем становиться ещё твёрже.

Предоставляем слово III команде.

Клён - желанный гость всех парков и улиц городов. Резные листья его так красивы в осенний листопад. У клёна крепкая древесина, её широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении.

В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

Предоставляем слово IV команде.

Берёза. Полюбилась русскому народу белоствольная берёза. Сколько песен, стихов сложено о ней. Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из берёзы делают фанеру, мебель. А береста? Это же готовая природная бумага.

Ель, лиственница, клён, берёза - это представители какого природного сообщества? (Это представители природного сообщества - лес)

Каждый представитель этого природного сообщества даёт человеку различные блага.

Читает ученик наизусть стихотворение.

Лес! Русский лес!

Всех лесов на земле ты красивей.

Лес! Русский лес!

Ты богатство и гордость России!

Лес! Русский лес!

Вечно радуй людей и расти до небес!

Лес! Лес! Лес!

- Лес наполнен загадками и тайнами. Попробуем их отгадать.

Викторина. Вопросы командам.

Iк. - На какие две большие группы можно разделить все деревья в лесу?

(Лиственные и хвойные).

IIк. - Птенцы какой птицы не знают своей матери? Почему? (Кукушки).

IIIк. - Где зимуют насекомые? (в коре, в почве, в трещинах деревьев).

IVк. - Объясни название растения: мать-и-мачеха.

Конкурс "Лишнее слово".

Вычеркните лишнее слово из списка слов на листе и объясните, почему это слово лишнее.

Учитель раздаёт задание каждой команде.

Iк. Паук, берёза, солнце, муха, ромашка. (Все предметы относятся к живой природе, а солнце - к неживой).

IIк. Комар, небо, камень, земля, вода. (Все предметы неживой природы, а комар относится к живой природе).

IIIк. Рыжики, маслята, подберёзовики, мухоморы, опята. (Мухоморы несъедобны и ядовиты).

IVк. Тюльпаны, лилии, нарциссы, липа, гвоздики. (Липа - дерево, остальные относятся к цветам).

Конкурс "Выберите слова". (всем)

На доске запись:

  • дуб +
  • шмель +
  • звёзды (в небе) -
  • песок -
  • музей
  • стол
  • река -
  • роза +

Из списка слов, написанных на доске, выберите слова, относящиеся к живой природе, пометьте их знаком "+", слова, относящиеся к неживой природе, пометьте знаком "-".

Почему 2 слова остались без пометок? Объясните.

Неживая и живая природа взаимосвязаны между собой. (Одно зависит от другого).

Поэтому и говорят, что в природе существует "равновесие".

На доске 2 плаката.

Ребята, посмотрев на один из этих плакатов, мне стало тревожно.

  • Какой из этих плакатов вызывает у меня тревогу, а может и у вас и почему? (Нарушено природное равновесие, так как человек неограниченно истребляет живое.)
  • Почему мы говорим, что природа в опасности? (Люди загрязняют природу, не заботятся о братьях наших меньших.)

Ученики приготовили сообщения. Давайте их послушаем.

Ученик 1.

Я расскажу о маленьких ранах. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Но будет ли природа хуже, если ты, собрал орехи, сломал несколько веток или сорвешь всего 3 - 4 цветка?

Да, природа будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё - что же станет с природой?

А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. Почему? Давайте подумаем вместе.

Ученик 2.

Я расскажу о ранах больших. С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов. Зато всё больше загрязняется воздух, вода. Вы знаете, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра - сточные воды с различными вредными веществами.

Чем вы можете дополнить этот рассказ?

III.

- Как можно назвать научными словами растения, животные? (Флора, фауна).

Редкие и исчезнувшие виды флоры и фауны занесены в особую книгу.

Как она называется? (Красная книга, показ).

Для чего она была создана? (Для охраны природы, растений, животных).

Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова, странствующий голубь. По вине людей исчезли и другие звери, птицы, насекомые, растения.

Тигр, морж, белый журавль, орёл - беркут, бабочка - апполон, жук- олень : Эти и многие другие виды животных внесены в Красную книгу СССР. (Показать этих животных в этой книге). Люди обязаны их спасти! В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под охраной животные находятся в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Когда в заповеднике или в зоопарке животных какого-либо вида становится много, их переселяют в другие мета.

Очень много проблем возникло от неразумной деятельности человека. Существует наука, которая занимается решением этих проблем.

Как она называется? (Экология).

Итак, экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых существ и их сообществ в природе.

Как вы думаете, какие важнейшие экологические проблемы необходимо решить человечеству?

  • сохранить всё живое на планете;
  • бороться с уничтожением лесов;
  • остановить наступление пустынь;
  • защитить планету от всех видов загрязнений

Мы не экологи, но каждый может приложить свои силы, сердце, ум, душу в разрешении экологических проблем. Ты уже сейчас многое можешь сделать, оберегая те растения и тех животных, которые находятся вокруг тебя.

Ребята, какие правила (рекомендации) охраны природы, растений, животных вы можете сформулировать?

Работа в командах (группах), запись правил на ватмане.

Вывешиваем, корректируем записи, убираем повторяющиеся правила.

1 ученик прочитает все правила.

IV. Итог урока.

В руках человека, а значит и в ваших руках красота и богатство родной Земли. Помни об этом.

"Судьба природы - наша судьба, твоя судьба".

Ученик читает наизусть.

Чтоб не умер Арал,
Был бы чистым Байкал
И зелёным остался вы лес,
Берегите природу!
И подарит она
Вам огромное поле чудес!