Цель: создание условий для разрешения жизненных экологических проблем через включение детей в коммуникативную деятельность.
Задачи:
1) показать красоту родной природы,
2) узнать, почему природа болеет, почему её судьба в наших руках, дать понятие "природное равновесие",
3) раскрыть экологическую проблему,
4) развивать речь учащихся, повышать культуру,
5) обучать работать в коллективе, в группах,
6) развивать познавательную активность,
7) воспитывать уважение и любовь к ней.
Оборудование: название команд (ель, лиственница, берёза, клён), пластинка "Мир, в котором мы живём" (сл. Пляцковского, муз. Савельева), плакаты "Природное равновесие", " Природное равновесие нарушено", картины с животными, Красная книга СССР, Красная книга Урала, рисунки детей на экологическую тему, полоски бумаги для каждой команды, правила ответа.
Орг. момент.
На доске:
"Судьба природы - наша судьба".
Звучат песни: "Экологическая песенка" (муз. Хромушина, сл. Суслова) и "Мир, в котором мы живём" (сл. Пляцковского, муз. Савельева).
Учитель ставит проблемный вопрос.
- Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека?
- В чём? Почему?
- Как вы понимаете тему: "Судьба природы - наша судьба"?
Тема урока.
Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и ещё раз убедимся в красоте русской природы.
Работа будет идти в командах: ель, лиственница, клён, берёза.
I задание: защита названия команд.
Предоставляем слово I команде.
Ель - это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба - Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц, зверей в лесу.
Ель растёт 150 - 200 лет.
Предоставляем слово II команде
Лиственница.
Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400 - 500 лет. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина её не гниет и со временем становиться ещё твёрже.
Предоставляем слово III команде.
Клён - желанный гость всех парков и улиц городов. Резные листья его так красивы в осенний листопад. У клёна крепкая древесина, её широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении.
В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Предоставляем слово IV команде.
Берёза. Полюбилась русскому народу белоствольная берёза. Сколько песен, стихов сложено о ней. Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из берёзы делают фанеру, мебель. А береста? Это же готовая природная бумага.
Ель, лиственница, клён, берёза - это представители какого природного сообщества? (Это представители природного сообщества - лес)
Каждый представитель этого природного сообщества даёт человеку различные блага.
Читает ученик наизусть стихотворение.
Лес! Русский лес!
Всех лесов на земле ты красивей.
Лес! Русский лес!
Ты богатство и гордость России!
Лес! Русский лес!
Вечно радуй людей и расти до небес!
Лес! Лес! Лес!
- Лес наполнен загадками и тайнами. Попробуем их отгадать.
Викторина. Вопросы командам.
Iк. - На какие две большие группы можно разделить все деревья в лесу?
(Лиственные и хвойные).
IIк. - Птенцы какой птицы не знают своей матери? Почему? (Кукушки).
IIIк. - Где зимуют насекомые? (в коре, в почве, в трещинах деревьев).
IVк. - Объясни название растения: мать-и-мачеха.
Конкурс "Лишнее слово".
Вычеркните лишнее слово из списка слов на листе и объясните, почему это слово лишнее.
Учитель раздаёт задание каждой команде.
Iк. Паук, берёза, солнце, муха, ромашка. (Все предметы относятся к живой природе, а солнце - к неживой).
IIк. Комар, небо, камень, земля, вода. (Все предметы неживой природы, а комар относится к живой природе).
IIIк. Рыжики, маслята, подберёзовики, мухоморы, опята. (Мухоморы несъедобны и ядовиты).
IVк. Тюльпаны, лилии, нарциссы, липа, гвоздики. (Липа - дерево, остальные относятся к цветам).
Конкурс "Выберите слова". (всем)
На доске запись:
- дуб +
- шмель +
- звёзды (в небе) -
- песок -
- музей
- стол
- река -
- роза +
Из списка слов, написанных на доске, выберите слова, относящиеся к живой природе, пометьте их знаком "+", слова, относящиеся к неживой природе, пометьте знаком "-".
Почему 2 слова остались без пометок? Объясните.
Неживая и живая природа взаимосвязаны между собой. (Одно зависит от другого).
Поэтому и говорят, что в природе существует "равновесие".
На доске 2 плаката.
Ребята, посмотрев на один из этих плакатов, мне стало тревожно.
- Какой из этих плакатов вызывает у меня тревогу, а может и у вас и почему? (Нарушено природное равновесие, так как человек неограниченно истребляет живое.)
- Почему мы говорим, что природа в опасности? (Люди загрязняют природу, не заботятся о братьях наших меньших.)
Ученики приготовили сообщения. Давайте их послушаем.
Ученик 1.
Я расскажу о маленьких ранах. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Но будет ли природа хуже, если ты, собрал орехи, сломал несколько веток или сорвешь всего 3 - 4 цветка?
Да, природа будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё - что же станет с природой?
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. Почему? Давайте подумаем вместе.
Ученик 2.
Я расскажу о ранах больших. С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов. Зато всё больше загрязняется воздух, вода. Вы знаете, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра - сточные воды с различными вредными веществами.
Чем вы можете дополнить этот рассказ?
III.
- Как можно назвать научными словами растения, животные? (Флора, фауна).
Редкие и исчезнувшие виды флоры и фауны занесены в особую книгу.
Как она называется? (Красная книга, показ).
Для чего она была создана? (Для охраны природы, растений, животных).
Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова, странствующий голубь. По вине людей исчезли и другие звери, птицы, насекомые, растения.
Тигр, морж, белый журавль, орёл - беркут, бабочка - апполон, жук- олень : Эти и многие другие виды животных внесены в Красную книгу СССР. (Показать этих животных в этой книге). Люди обязаны их спасти! В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под охраной животные находятся в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Когда в заповеднике или в зоопарке животных какого-либо вида становится много, их переселяют в другие мета.
Очень много проблем возникло от неразумной деятельности человека. Существует наука, которая занимается решением этих проблем.
Как она называется? (Экология).
Итак, экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых существ и их сообществ в природе.
Как вы думаете, какие важнейшие экологические проблемы необходимо решить человечеству?
- сохранить всё живое на планете;
- бороться с уничтожением лесов;
- остановить наступление пустынь;
- защитить планету от всех видов загрязнений
Мы не экологи, но каждый может приложить свои силы, сердце, ум, душу в разрешении экологических проблем. Ты уже сейчас многое можешь сделать, оберегая те растения и тех животных, которые находятся вокруг тебя.
Ребята, какие правила (рекомендации) охраны природы, растений, животных вы можете сформулировать?
Работа в командах (группах), запись правил на ватмане.
Вывешиваем, корректируем записи, убираем повторяющиеся правила.
1 ученик прочитает все правила.
IV. Итог урока.
В руках человека, а значит и в ваших руках красота и богатство родной Земли. Помни об этом.
"Судьба природы - наша судьба, твоя судьба".
Ученик читает наизусть.
Чтоб не умер Арал,
Был бы чистым Байкал
И зелёным остался вы лес,
Берегите природу!
И подарит она
Вам огромное поле чудес!