Наш Центр развития ребенка – Детский сад «Конек-Горбунок» открылся 2.5 года назад. Среди воспитанников дошкольного учреждения имелась определенная группа детей старшего дошкольного возраста, которые не посещали раньше детский сад и имели небольшой опыт общения со сверстниками. В связи с этим мы столкнулись с проблемой несформированности коммуникативного поведения, т.е. неумением строить партнерские отношения, совместно играть, трудиться, выполнять поручения. Поэтому проблема поиска эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач развития речи и коммуникативных навыков общения в дошкольном детстве, являлась и является очень актуальной.
Так в нашем саду была найдена очень интересная форма работы – создано Научное Общество Дошкольников (НОД) «Юный Эрудит», организатором и руководителем которого я и являюсь. Учитывая фундаментальное значение игровой деятельности в развитии дошкольника, наши педагоги определили – научное общество дошкольников – это совместная игра, участниками которой являются воспитатели, родители, дети. Детям – кандидатам в младшие научные сотрудники – и родителям предлагается провести исследование и подобрать интересный материал для научной работы, а потом представить результаты на заседании научного общества дошкольников. Юные эрудиты в деятельности, в игре приобретают такие качества, как умение договариваться, общаться, воспринимать позицию другого человека, но в то же время отстаивать свою точку зрения, представлять себя на публике. Игра в научных сотрудников построена таким образом, что не несет для детей никакой напряженности, юные всезнайки не боятся возможности порицания или осуждения со стороны взрослых и сверстников. У дошкольников формируется такое важное качество как рефлексия своего поведения – самооценка. Ребенок воспринимает себя таким, каким его видят другие и, выступая на заседаниях НОД, чувствует себя значимым, получает подтверждение, что его любят и ценят.
Игра НОД захватывает старших дошкольников всего детского сада. Атрибуты для игры готовят все: дети, родители, педагоги. Это и создание специальной детской кафедры, и пошив одежды младших научных сотрудников для юных эрудитов, и конструирование головных уборов для них, и оформление зала заседаний. Ребята приходят посмотреть не только на своих товарищей и поучаствовать в игре, но и полюбоваться результатами своего труда. Все проведенные исследовательские работы затем используются в исследовательской, экспериментальной деятельности детей старших групп детского сада. Таким образом, в игре НОД заложены большие возможности для расширения и закрепления детьми полученных ранее знаний, а также для знакомства с новыми. Развивается любознательность ребенка, его стремление ближе соприкоснуться с явлениями окружающего мира, появляется желание поделиться новыми знаниями с другими людьми на публичных выступлениях. Следовательно, создается действенная мотивация детской речи и развивается ораторское искусство, умение представить себя на публике.
Положение о работе научного общества дошкольников «Юный эрудит» МДОУ №81 «Центр развития ребенка – Детский сад «Конек-Горбунок»
1. Общее положение.
Научное общество дошкольников «Юный эрудит» - разновидность формы кружковой работы, деятельность направлена на интеллектуальное развитие детей, обогащение представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения, сенсорное развитие. Кружок организован для совместной деятельности детей, их родителей, педагогов.
2. Цели и задачи.
Целью деятельности научного общества дошкольников «Юный эрудит» является создание единого развивающего пространства ДОУ, стимулирование речевого, личностного и познавательного развития ребенка, повышение уровня качества работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром, обогащение познавательной сферы, расширение кругозора воспитанников, а также формирование положительного общественного мнения о дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
- углубить и обогатить знания воспитанников;
- повысить интерес родителей к процессу развития и усвоения новых знаний ребенком;
- привить навыки публичного выступления;
- приобщить к совместной работе педагогов школы.
3. Организация работы.
- руководитель научного общества дошкольников «Юный эрудит» назначается приказом заведующего учреждением после предварительной беседы из числа педагогов, родителей;
- заседания научного общества дошкольников «Юный эрудит» проходят 1раз в два месяца;
- председателем заседания научного общества дошкольников «Юный эрудит» является заведующий МДОУ №81 «Центр развития ребенка – Детский сад «Конек-Горбунок»;
- старшими научными сотрудниками являются родители, чьи дети принимают участие в написании научных работ, младшими научными сотрудниками – сами дети;
- для подготовки и проведения научного общества дошкольников «Юный эрудит» создается временная творческая группа (далее ВТО), в состав которой входят педагоги и родители. В состав ВТО входит оказание консультационной помощи при написании и защите научных работ воспитанникам и их родителям;
- по окончании заседания воспитанникам и их родителям, защитившим научные работы, присваиваются звания «младший научный сотрудник» и «старший научный сотрудник»;
- тему заседания определяют члены ВТО по запросам родителей и результатам проектной деятельности на группах;
- необходимо помнить взрослым – заседание проходит в виде игры!
4. Требования к содержанию, оформлению и представлению научных работ.
- научная работа должна состоять из теоретической и практической части: в теоретической представлено раскрытие темы, в практической собраны рисунки, сочинения ребенка, а также коллекция, фотографии и т.д.;
- оформление научной работы должно быть эстетичным, в папке с титульным листом;
- в представлении научной работы приглашается принять участие сам ребенок и его родители, родственники;
- выступление не должно занимать более5-7 минут.
5. Документация.
- план работы научного общества дошкольников «Юный эрудит» утверждается на педсовете МДОУ;
- анализ деятельности научного общества дошкольников «Юный эрудит» представляется на итоговом педсовете ДОУ в конце учебного года.
Сценарий проведения заседания научного общества дошкольников «Юный эрудит»
на тему «Пернатые и хвостатые».
Составила и провела воспитатель МДОУ №81 «Центр развития ребенка – Детский сад «Конек-Горбунок» Торгун Полина Владимировна.
Цели и задачи: Обогащать впечатления, развивать творческую активность детей. В процессе подготовки к защите научных работ вызывать у детей интерес к исследовательской деятельности. Вызывать чувство новизны и неожиданности. Учить детей совместным действиям и переживаниям. Развивать речь, расширять кругозор, проявлять инициативу.
Распределение ролей:
Профессор Всезнамус – Торгун Полина Владимировна
Кандидаты в младшие научные сотрудники – Белоусов Гриша, Черткова Оля, Криницкая Олеся
Ученая коллегия – председатель Татьяна Васильевна Скорик, старшие научные сотрудники: Светлана Владимировна Незнанова, Валентина Андреевна Витошкина, младший научный сотрудник Бушукина Алина.
Под музыку дети и родители входят в зал, усаживаются на места. Выходит профессор Всезнамус.
Профессор Всезнамус: Здравствуйте, уважаемые гости, родители, дети! Разрешите представиться! Меня зовут профессор Всезнамус, а помогает мне ученая коллегия: председатель заведующая МДОУ №81 Скорик Татьяна Васильевна, старший научный сотрудник воспитатели Витошкина Валентина Андреевна и Незнанова Светлана Владимировна, младший научный сотрудник Бушукина Алина. У нас сегодня в гостях учителя школы Ольга Федоровна, Татьяна Борисовна и Нина Васильевна. Поприветствуем их, ребята. Заседание научного общества дошкольников «Юный эрудит» объявляется открытым! (ударяет молоточком по столу).
Разрешите представить семью Белоусовых: бабушку Татьяну Алексеевнуи ее любимого внучка кандидата в младшие научные сотрудники Белоусова Гришу; семью Чертковых маму Ольгу Викторовну и дорогую доченьку кандидата в младшие научные сотрудники Черткову Олю; семью Криницких Елену Николаевну и Игоря Александровича и любимую дочурку кандидата в младшие научные сотрудники Криницкую Олесю.
- Далеко за Полярным кругом, на оледенелом краю великой земли Сибирской лежит полуостров Таймыр. Полуостров поражает суровой природой. Это край лютых морозов, сильных студеных ветров и затяжных пург.
- Кто хозяйничает в этом суровом и снежном краю? (демонстрация картинки на презентации)
Дети: Белые медведи!
Профессор Всезнамус: Правильно! А Белоусов Гриша с мамой и бабушкой провели настоящее исследование и написали научную работу «Белые медведи». Давайте его послушаем.
(Выступление Гриши Б., просмотр отрывка из мультфильма «Элька»).
Профессор Всезнамус: Я сегодня по почте получил письмо (выносит конверт, внутри задание) Что это за абра-кадабра??!!!! Вроде бы я и Всезнамус, а такого не встречал! Кто мне поможет, ребята??
(Дети собирают разрезную картинку, на изображении получается олень).
Профессор Всезнамус: Олени – это тоже обитатели нашей тундры. Черткова Оля с мамой и папой провели целое исследование и готовы вам рассказать про северных оленей.
(Выступление Оли Ч., просмотр отрывка из мультфильма «Бемби»).
Профессор Всезнамус: Изучать и познавать – всегда труд! А сейчас, прежде, чем мы перейдем к следующей интересной работе, предлагаю вам немножко отдохнуть!
Физминутка: «Вышли мыши как-то раз…»
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз! Два! Три! Четыре!
Мыши дернули за гири!
Вдруг раздался страшный звон!
Убежали мыши вон!!!
(После выполнения движений под стихотворение дети садятся на свои места).
Профессор Всезнамус: Итак, перейдем к следующей очень интересной научной работе. В Норильске живут, оказывается, не только северные животные, но и обитатели тропических стран… Криницкая Олеся с мамой хотят вам рассказать про канареек, которые живут у них дома.
(Выступление Олеси К.)
Профессор Всезнамус: Пока ученая коллегия выносит решение, я предлагаю вам поиграть. Игра называется: «Назови животное». (Дети ловят мяч и кидают профессору с одновременным названием животных. Некоторые ответы аргументируются).
Профессор Всезнамус: Итак, заслушаем решение нашей ученой коллегии.
(Вручение дипломов, подарков).
Профессор Всезнамус: В этом году многие дети участвовали в нашем заседании и занимались научными работами; они будут свою дальнейшую исследовательскую деятельность продолжать в школе. Желаем им дальнейших творческих успехов и открытий! На этом наше заседание закончилось! (стучит молоточком). Мы всех детей, родителей и гостей приглашаем сфотографироваться на память.