Внеклассное мероприятие "Тепло и свет якутской бересты"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Знакомство детей с особенностями прикладного искусства народа саха на основе альбома Б.Ф.Неустроева – Мандар Уус «Узоры и орнаменты саха»
  2. Привитие любви и бережного отношения к прикладному искусству народа.
  3. Воспитание познавательного интереса к национальной культуре народа саха .

Оформление:

  • выставка книг Б.Ф.Неустроева,
  • выставка изделий народных мастеров из бересты: домашняя утварь, посуда, украшения.

Ход мероприятия

У.: Здравствуйте уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы собрались познакомиться с особенностями прикладного искусства народа саха, для этого совершим путешествие по страницам альбома Б.Ф.Неустроева – Мандар Уус «Узоры и орнаменты саха»

1. Беседа «Мандар Уус»

Борис Федорович Неустроев – потомственный кузнец в одиннадцатом поколении, известный в народе как Мандар Уус. Мандар Уус родился в Баягантайском наслеге Таттинского улуса, который издревле славился известными потомственными мастерами, кузнецами и сказителями олонхо. С детства у этого народного мастера выработалась феноменальная зрительная память. В течении тридцати с лишним лет он зафикцировал более двух тысяч якутских орнаментов, считая их наиболее устойчивыми элементами традиции, и обойдя, в основном, пешком многие непроходимые и заброшенные места, местные и районные музеи, принципиально предпочитая при этом рисунки карандашом и акварелью.Каждый его альбом, собранный крупицами, является своеобразным оберегом и символом народа саха..

«Орнамент является изобразительным искусством народа. Поэтому он так же, как и художественный фольклор, имеет неизмеримо глубокое содержание и может поведать о многом, обладает собственным языком и неразгаданными тайнами. Художественный талант каждого человека каждого народа развивается неодинаково, а в зависимости от Божественной природы, от особенностей, свойственных его родной земле, образу его жизни. У саха своя Божественная природа, а родная земля отличается жестокими морозами и горячим зноем, что не позволяет ему ошибаться в мыслях и действиях, оттого-то у Саха очень сильно развито чувство предвидения, прозорливость»- Б.Ф.Неустроев.

2 «Декор якутской бересты» путешествие по альбому.

Рассказы учащихся-экскурсоводов

Учащиеся –экскурсоводы заранее готовятся к этому этапу.

1-й экскурсовод:

Что изготавливали наши предки из бересты.

Береста смотришь на бересту, и как будто видишь свет солнце. входишь в дом, где есть, изделия из бересты, и ощущаешь особое тепло и располагающий уют.
Путник, охотник, оставшись в тайге безо всякой посуды, при помощи бересты разжигал костер, быстро изготавливал из бересты чашу-тордуйа и, вскипятив в ней воду, восстанавливал свои силы.

С этой берестяной чаши – тордуйа началось широкое использование бересты для выделки различных вещей для домашнего обихода и охотничьего снаряжения. Эти изделия украшались богатым орнаментом, отличались многообразием форм.

2-й экскурсовод: 

Береста в обиходе.

Берестяное окошко. В летниках вставляли в проемы окошко, сшитое из бересты со вставками из осколков стекла или кусочков слюды.

2. Детские люльки иногда изготавливались из бересты. Такие люльки были очень удобны для кочевого образа жизни.

3. Игрушки. Берестяные коровки и быки были любимыми игрушками наших предков.

4. Берестяные намордники для телят (томторук), наровящих во время выпаса сосать молоко у коров.

5. Любимая всеми смоляная жвачка (ыас) также изготовлялась из бересты.

6. Берестяная ураса (юрта). Берестяную урасу обеспеченным семьям удавалась изготовить в течение ряда лет.

3-й экскурсовод:

Использование бересты в охотничьем снаряжении.

Берестяной поплавок цилиндрической формы (хото5ос) для сети и невод. Бересту скручивают, опустив в горячую воду, тогда получается прочный, не разворачивающийся поплавок.

Ножны для якутского ножа также изготавливались из бересты. Тонкой берестой туго оборачивали и расколовшийся приклад ружья. На манки приклеивали кусочки белой бересты.

В древности предупреждая отклеивание частей спинки лука, тонким слоем бересты обертывали весь лук.

Берестяная лодка – очень сложное изделие. Она легка, прочна и удобна при использовании. Для изготовления такого судна необходимы мастерство и умелые руки. Особенный шов и просмаливание не пропускали воду.

4-й экскурсовод:

Исцеление

На маленькие ранки, ссадины накладывали очень тонкий слой бересты, предупреждающий загрязнение. Берестой прижигали больные места.

5-й экскурсовод:

Когда и где можно снимать бересту?

С целью уберечь березу, лучше всего снимать бересту в конце июня или в начале июля, когда соковыделение ослабевает. Береза со снятой в это время берестой, подвергается меньшему риску, вместо бересты успевает появиться защитная корка.

Встречается много бересты также на пилорамах, в деревообрабатывающих цехах, предприятиях. Здесь вполне можно найти бересту пригодную на сувениры, на вырезание узоров, на тонкую отделку. Для приготовления берестяных сосудов необходима качественная береста, и тут нужно специальное разрешение предприятий лесного хозяйства.

6-й экскурсовод:

Как обрабатывается и хранится береста?

Бересту лучше обрабатывать сразу после снятия. В старину бересту обрабатывали особенным способом, и береста становилась эластичной, как равдуга, прочной.

  • Тщательно очистив, обработав, натирали жиром или теплым молоком до полного впитывания.
  • 2 способ. Варят бересту в ухе. Береста намного становится прочной. Такая береста шла на изготовление лодки.
  • 3 способ. Бересту разогревают в разбавленном водой обезжиренном молоке и это придает эластичность и мягкость

Обработанную бересту, туго свернув, хранили в темном и прохладном месте..

7-й экскурсовод:

Как наносится узор на берестяные изделия?

Это очень кропотливый труд, требующий солидных знаний, богатой фантазии и физической выносливости.

  • Аппликация из бересты разных цветов. Внешняя и внутренняя стороны сосуда были разного цвета. Несмотря на небогатую палитру, накладывали на основной цвет аппликации из окрашенной бересты, получалось очень искусно.
  • Узоры-штрихи. Их наносили заостренным стержнем из твердого дерева или шилом с тупым концом. иногда ими дополняли прорезанные узоры.
  • Тиснение. Кончиком твердого дерева или специальным металлическим штампом посредством резкого удара или сильного давления на бересте наносили узоры.
  • Узоры- прорези. На наружном слое бересты сосуда кончиком острого ножа прорезывали узоры и в эти прорези вставляли кусочки цветной материи, белой бересты или фрагменты слюды.
  • Украшение бисером и бусинами.
  • Шитье черно-белой волосяной нитью- это поистине поэзия по бересте. Для особой прочности ивовый обод пришивается декоративным швом.

3. Викторина

  • Где родился Мандар Уус? (В Баягантайском наслеге Таттинского улуса)
  • Что изготовляли наши предки из бересты? (Ведро, подойник, чабычахи-неглубокие сосуды больших размеров, ымыйа, коробка для шитья, берестяной короб, туес, берестяная воронка, ушат).
  • Как использовали бересту в обиходе? ( Детские люльки, игрушки, намордники для телят, смоляная жвачка).
  • Самое широкое использование бересты в охотничьем снаряжении? ( Берестяной поплавок для сетей и невода)

Подведение итогов

Красавица береза по праву заслуживает преклонения человека саха. Вся сфера деятельности, жизни саха тесно связана с этим прекрасным деревом: жилье, домашняя утварь, исцеляющие средства, орудия труда- все делалось из бересты.