Цели:
- Углубить знания о глобальных проблемах человечества. О причинах их возникновения. Рассмотреть сущность экологической, демографической проблемы. Также рассмотреть проблемы войны и мира, охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа. Борьба с международным терроризмом, преодоление отсталости стран “третьего мира”. Поиск путей разрешения глобальных проблем. Усвоить понятия: глобальные проблемы. Терроризм, СПИД.
- Учить учащихся грамотно излагать свои мысли, работать в группах, делать выводы и обобщать. Развивать умения работать статистическими материалом.
Ценностные ориентиры: Решение глобальных проблем как условие дальнейшего существования цивилизации и выживания человечества.
Оборудование: дидактический материал (карточки с заданием к каждой проблеме), учебник. Дополнительный материал по проблеме СПИДа и терроризма. Ватманы и фломастеры.
План.
- Сущность и особенности глобальных проблем.
- Рассмотрение основных глобальных проблем: экологическая, демографическая, войны и мира, охраны здоровья (СПИДа), международный терроризм, отставание развивающихся стран “третьего мира” от развитых.
Ход мероприятия
Учитель (У): Во второй половине XX века, человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальные. Глобальные проблемы явились результатом:
С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Слово “глобальный” происходит от латинского globus-шар.
Сегодня мы с вами поговорим о глобальных проблемах ( Г.п.) современности. Что вы понимаете под Г.п.?
Р. глобальные проблемы -это те проблемы которые затрагивают всех людей.
У. Правильно. Открываем тетради, и записывает тему нашего урока - Глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Записываем в тетрадь особенности глобальных проблем.
- Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.
- Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
- Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
- Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.
Ребята записывают в тетрадь определение и особенности Г.п.
У. Сегодня мы с вами рассмотрим Экологическую проблему, проблему войны и мира, “Севера и Юга”, проблему борьбы с международным терроризмом, охраны здоровья и предотвращение распространения СПИДа, демографическую проблему.
Учитель делит класс на группы по 4 человека. Таким образом, образуется 6 групп, каждая группа будет рассматривать одну из проблем. Учитель раздает карточки, где написано задание, ватманы с фломастерами. На выполнение задания 20 минут.
1 группа работает над демографической проблемой.
Проанализируйте статистические данные, представленные в таблицах № 1. Ответьте на вопросы: Почему демографическая проблема относиться к глобальной проблеме? Изобразите проблему: сегодня и через 20 лет, если ее не будут решать. Приготовьте сообщение о проблеме на 3 минуты.
2 группа – Экологическая проблема. Почему экологическая проблема относиться к глобальной проблеме? Приготовьте сообщение о проблеме на 3 минуты. Изобразите проблему: сегодня и через 20 лет, если ее не будут решать.
3 группа работает над проблемой войны и мира.
Почему проблема войны и мира относиться к глобальным проблемам?
На рисуйте на ватмане планету Земля до применение современного оружия и после?
Приготовьте сообщение о проблеме на 3 минуты.
4 группа работает – над проблемой “Севера -Юг”.
- Почему проблему “Севера – Юг” относиться к глобальным проблемам?
- Приготовьте сообщение о проблеме на 3 минуты.
- Изобразите проблему: сегодня и через 20 лет, если ее не будут решать.
5 группа – Проблема распространения СПИДа.
- Почему проблему распространения СПИДа относиться к глобальным проблемам?
- Приготовьте сообщение о проблеме на 3 минуты
- Изобразите проблему: сегодня и через 20 лет, если ее не будут решать.
6 группа – Проблема терроризма.
- Почему проблему терроризма относиться к глобальным проблемам?
- Приготовьте сообщение о проблеме на 3 минуты
- Изобразите проблему: сегодня и через 20 лет, если ее не будут решать
Учитель. Касаются ли глобальные проблемы каждого жителя планеты в отдельности? При ответе на этот вопрос учащимся предлагается разместить глобальные проблемы в порядке приближенности к ним. В результате учащиеся должны прийти к мысли, что эти проблемы их то же касаются и что они существуют рядом.
– Можно ли изменить современную ситуацию? (Ребята отвечают на вопрос.)
– Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве рад великой цели сохранения возможности жить на Земле.