В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.
В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Решением данной проблемы является создание компьютерных классов на базе дошкольных образовательных учреждений. Так, в Государственном образовательном учреждении детском саде №2631, в котором я работаю, был создан компьютерный класс. Укомплектован класс современным оборудованием: 14 портативных компьютера Apple МасВоок (рабочие места учеников), моноблок Kraftway (рабочее место учителя), 5 графических планшетов, проектор и экран.
Программа занятий для средней и подготовительной групп была составлена на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы: А.В. Горячев, Н.В. Ключ).Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева. Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь). “Информатика для дошкольников” – это прекрасное практическое пособие для педагогов, где досконально расписаны задачи, ход занятий, подготовка к их проведению. В тетрадях много занимательных игр, заданий творческого характера. Я с удовольствием использую эту программу в своей работе.
По этой программе обучение дошкольников можно проводить без использования компьютеров. Я использую интеграцию: мы занимаемся и по рабочим тетрадям, и на компьютерах. Для каждой темы моего планирования я подбираю задания из различных обучающих компьютерных программ ([1]-[5]) согласно возраста детей.
Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю (для средней группы) и 2 раза в неделю (для подготовительной группы), в компьютерном классе с использованием тетради А. В. Горячева и компьютерной поддержки. Продолжительность занятий – 20 минут (средняя группа),30 минут (подготовительная группа). Время работы детей за компьютерами – 10 минут.
В результате изучения данного курса дети будут:
знать:
- названия и функции основных частей компьютера;
- технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
- понятие истинного и ложного высказывания;
- понятие симметрии;
уметь:
- использовать в работе клавиатуру и мышь;
- осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
- называть части компьютера;
- определять истинные и ложные высказывания;
- сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
- находить закономерности в изображении предметов;
- соотносить элементы двух множеств по признаку;
- составлять целое из частей;
- составлять симметричный узор;
- расставлять предметы в определенной последовательности;
- объединять множества.
Тематическое планирование по разделу “Информатика” (для средней группы)
Месяц | Название занятия | Программное содержимое |
сентябрь | 1. Сравнение предметов по свойству | Знакомство со свойствами (“мягкое”, “сладкое”). |
2. Сравнение предметов по свойству | Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им, формирование умения устанавливать последовательность событий. | |
3. Подготовка к знакомству с отрицанием | Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством. | |
4. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” | Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку. | |
октябрь | 5. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” | Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку. |
6.Отрицание по аналогии. | Умение формулировать отрицание по аналогии. | |
7. Отрицание по аналогии. | Выполнение перечисляемой последовательности действий. | |
8. Поиск закономерностей. | Умение восстанавливать нарушенную закономерность. | |
9. Поиск закономерностей. | Умение восстанавливать нарушенную закономерность. | |
ноябрь | 10. Описание последовательности действий. | Формирование умения соотносить элементы двух множеств по количеству. |
11. Описание последовательности действий. | Самостоятельное описание своих действий. | |
12. Функции предметов. | Знакомство с функцией предмета. | |
декабрь | 13. Функции предметов. | Умение сравнивать объекты по названному признаку. |
14. Логическая операция “и”. | Знакомство с логической операцией “и”. | |
15. Обобщение по признаку. | Знакомство со свойством “оставлять след на чем-то”. | |
16. Обобщение по признаку. | Умение находить вокруг себя предметы, обладающие каким-либо свойством. | |
17. Выделение главных свойств предметов. | Закрепление умения выделять свойства предметов. | |
январь | 18. Выделение главных свойств предметов. | Умение подбирать иллюстрации, обозначающие объединении множеств. |
19. Закономерность в расположении фигур и предметов. | Умение сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое. | |
20. Упорядочение серии предметов по разным признакам. | Развитие памяти и воображения. Умение расставлять предметы в определенном порядке. | |
21. Упорядочение серии предметов по разным признакам. | Развитие памяти и воображения. Подготовка к знакомству с отрицанием. | |
февраль | 22. Последовательность событий. | Умение расставлять события в правильной последовательности. |
23. Последовательность событий. | Умение расставлять события в правильной последовательности. Знакомство с отрицанием. | |
24.Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение). | Умение составлять истинные высказывания на тему “Мой дом” и строить на их основе ложные высказывания. | |
25. Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение). | Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок. Продолжение знакомства с функцией (действием). | |
март | 26. Упражнения на развитие воображения. | Умение выявлять и продолжать закономерность в расположении предметов. Развитие воображения. |
27. Упражнения на развитие воображения. | Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества одного и того же предмета. | |
28. Части-целое. | Умение разделять действие – целое на действия – части. | |
29. Части-целое. | Умение разделять действие – целое на действия – части. | |
30.Сравнение объектов. Отличия. | Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения. | |
апрель | 31. Сравнение объектов. Отличия. | Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения. |
32. Объединение множеств, задаваемых свойством. | Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства. | |
33. Объединение множеств, задаваемых свойством. | Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства. | |
34.Простейшие алгоритмы расстановки. | Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения. | |
май | 35. Простейшие алгоритмы расстановки. | Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения. |
36. Повторение темы “упорядочение” | Умение продолжить заданную закономерность. | |
37. Повторение темы “последовательность действий”. | Умение выполнять последовательность движений. | |
38. Повторение темы “логические операции” | Умение определять истинность и ложность высказываний. |
Тематическое планирование по разделу “Информатика” (для подготовительной группы)
Месяц | Название занятия | Программное содержимое |
сентябрь | 1. Знакомство с компьютером. Техника безопасности. | Знакомство с компьютером. Техника безопасности. |
2. Знакомство с компьютером. Устройство. | Знакомство с компьютером, его устройством. | |
3. Рабочий стол. | Знакомство с рабочим столом компьютера, умение находить нужный объект. | |
4. Рабочий стол. | Знакомство с рабочим столом компьютера, умение находить нужный объект. | |
5. Сравнение предметов по свойству | Знакомство со свойствами (“мягкое”, “сладкое”). | |
6. Сравнение предметов по свойству | Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им. | |
7. Манипулятор “мышь” | Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок. | |
8. Манипулятор “мышь” | Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок. | |
октябрь | 9. Подготовка к знакомству с отрицанием | Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством. Умение выделять главные свойства. |
10. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” | Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку. | |
11. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь” | Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку. | |
12.Отрицание по аналогии. | Умение формулировать отрицание по аналогии. | |
13. Клавиатура | Знакомство с основными клавишами, их назначением. | |
14. Клавиатура | Знакомство с основными клавишами, их назначением. | |
15. Отрицание по аналогии. | Выполнение перечисляемой последовательности действий. | |
16. Поиск закономерностей. | Умение восстанавливать нарушенную закономерность. | |
17. Поиск закономерностей. | Умение восстанавливать нарушенную закономерность. | |
18. Подмножества с общим свойством. | Знакомство с объединением множеств. | |
ноябрь | 19. Часть и целое. | Умение различать части и целое. |
20. Описание последовательности действий. | Формирование умения соотносить элементы двух множеств по количеству. | |
21. Описание последовательности действий. | Самостоятельное описание своих действий. | |
22. Функции (назначение) предметов. | Знакомство с функцией предмета. Умение сравнивать объекты по названному признаку. | |
23. Функции (назначение) предметов. | Знакомство с функцией предмета. Умение сравнивать объекты по названному признаку. | |
24. Логическая операция “и”. | Знакомство с логической операцией “и”. | |
25. Обобщение по признаку. | Знакомство со свойством “оставлять след на чем-то”. | |
26. Обобщение по признаку. | Умение находить вокруг себя предметы, обладающие каким-либо свойством. | |
декабрь | 27. Выделение главных свойств предметов. | Закрепление умения выделять свойства предметов. |
28. Выделение главных свойств предметов. | Умение делить группу предметных картинок на множества. | |
29-30. Разбиение множества на подмножества. | Умение называть объединение множества. Умение выделять главные свойства. | |
31. Повторение тем о свойствах. | Закрепление понятия свойства. | |
32. Повторение тем о свойствах. | Закрепление понятия свойства. | |
33-34. Повторение тем об обобщении по признакам. | Закрепление понятия обобщение по признакам. | |
35-36. Графический редактор. | Знакомство с графическим редактором, панель инструментов и задач. | |
январь | 37-38. Вложенность множества предметов с общими свойствами. | Умение подбирать родовое понятие к видовым, видовые – к родовому. |
39. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков. | Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий. | |
40-41. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков. | Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий. | |
42. Подготовка к введению понятия “алгоритм”. | Познакомиться с алгоритмом игры. Умение сравнивать геометрические фигуры. | |
43-44. Закономерность в расположении фигур и предметов. | Умение сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое. | |
февраль | 45-46. Логическая операция “и”. | Умение называть как можно больше свойств и признаков одного объекта. |
47-48. Упорядочение серии предметов по разным признакам. | Развитие памяти и воображения. Умение расставлять предметы в определенном порядке. | |
49-50. Последовательность событий. | Умение расставлять события в правильной последовательности. | |
51-52. Расстановки и перестановки. | Умение строить высказывания, отрицающие данные высказывания. | |
март | 53-54.Знакомство с текстовым редактором. | Знакомство с текстовым редактором. Панель инструментов, клавиатура. |
55. Задачи-шутки | Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок. | |
56. Упражнения на развитие воображения. | Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества. | |
57. Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. | Закрепление понятий упорядочение, последовательность действий. | |
58. Повторение темы: логические операции. | Закрепление понятия логические операции. | |
59-60. Части-целое. | Умение разделять действие – целое на действия – части. | |
апрель | 61.Сравнение объектов. Отличия. | Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения. |
62-63. Сравнение объектов. Отличия. | Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения. | |
64. Объединение множеств, задаваемых свойством. | Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства. | |
65. Объединение множеств, задаваемых свойством. | Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства. | |
66-67. Вложенность множеств. | Умение выделять этапы заданного действия. | |
68. Элементы кодирования. | Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя. | |
май | 69. Элементы кодирования. | Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя. |
70-71.Простейшие алгоритмы расстановки. | Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения. | |
72-73. Функции (назначение) предметов | Умение называть предметы, выполняющие некоторую функцию. | |
74. Отображение множеств. | Умения выявлять и изображать свойства группы предметов. | |
75. Выделение свойств | Умения выявлять и изображать свойства группы предметов. | |
76. Повторение темы (простейшие алгоритмы расстановки). | Умение анализировать простейшие алгоритмы. |
Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.
Список литературы
- Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
- Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
- Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
- Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
- Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997
Компьютерные обучающие программы
- Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск.
- Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск”.
- Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”.
- “Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.
- Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”