Опыт управления дошкольным образовательным учреждением

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


См. Приложение

Кто такой идеальный менеджер? Как часто мы задаем себе этот вопрос, воплощая в жизнь те или иные управленческие задачи? Кто же он – идеальный менеджер?

В начале девяностых годов в русском языке появилось новое слово – “менеджер”. Слово звучало красиво, быстро вошло в моду, и через некоторое время менеджерами стала называться чуть ли не половина работоспособного населения страны.

Менеджерами называют специалистов, которые, используя различные методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей.

Применительно ли слово “менеджер” в образовании? Я задала себе этот вопрос, когда в августе 1999г. управление образования Северного округа предложила работу, в должности заведующей и я была назначена в этой должности. Работая до этого старшим воспитателем, я в основном была связана с педагогами и педагогической работой детского сада, где больше всего от меня требовалось творчество, организация работы педагогов и т.д. Для работы в должности руководителя мало только педагогических умений, тут нужно было решать и хозяйственные, и бытовые, и финансовые проблемы и т.д.

Менеджеру нужны – знание, умение, деловые и личные качества. Знания служат для того, чтобы знать, что делать; умения и навыки дают возможность знать, как сделать; деловые и личные качества обеспечивают знание обстановки, правильную оценку, уверенность в принятии решений и энергичные действия по реализации принятых решений.

А кто она сегодня- заведующая детским садом? Начальник ремонтно-строительного управления; конторы материально-технического обеспечения? Не допущена ли здесь ошибка? Не переносится ли на руководителя образовательного учреждения обязанности директора небольшого завода? Ведь главная задача – организация воспитательной работы с детьми. В своей работе детские сады уже вышли за рамки системы образования. Приобрело новое содержание традиционное сотрудничество с органами здравоохранения, внутренних дел, учреждениями культуры, спортивными организациями, школами. Появились партнеры, рожденные в новых рыночных условиях: спонсоры, юридические и физические благотворители.

Многое изменилось в образовании за последние годы. Раньше были жесткие методическое указания по проведению каждого занятия, инспекторский контроль, фронтальный, когда за воспитателем всю неделю ходил строгий проверяющий и все фиксировал в тетрадку. И принцип заключался в том, чтобы подсмотреть, поймать, сделать замечание, а то и наказать. Конечно, здесь и не могло быть места творчеству.

Сегодняшние воспитатели могут не только творчески работать, но и им дано выбрать самим из множества программ для дошкольников ту программу, которую они считают приемлемым для детей и для себя лично.

Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руководителя. В своей работе я стремлюсь управлять коллективом так, чтоб цели были ясны не только мне, но и подчиненным. При этом управляю, побуждая других к достижению этой цели, а не заставляя их делать то, что считаю правильным.

Основной программой, реализуемой в ГОУ, обеспечивающий целостность воспитательно-образовательного процесса, является программа “Развитие” – программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений НОУ “учебный центр им. Л. А. Венгера “Развитие”. В основе программы лежит раскрытие личности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободное, без нажима со стороны взрослого, основанное на принципах сотрудничества, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений на основе самовыражения ребенка, его саморазвития.

Вместе с коллективом разработали свою собственную образовательную программу, определили свою концепцию, задачи, пути реализации программы и принципы управления учреждением. Воспитание в нашем детском саду, призвано помогать ребенку устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития, создаст сам себя по своему же образу и подобию. Основные идеи нашей концепции – гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Своей главной задачей мы видим не только максимальное развитие личности каждого воспитанника в данных условиях, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию.

Инструментом решения задачи, по нашему мнению, является модель ГОУ адаптивного типа. Выбор данной модели обусловил анализ социокультурной ситуации микрорайона и педагогической ситуации в ГОУ. ГОУ адаптивного типа – воспитательно-образовательное учреждение, которое “стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды”. В качестве принципов организации воспитательного процесса мы рассматриваем принцип личностной ориентации:

ГОУ – “детский сад для всех”, в нем должны найти свое место, “чувствовать себя как дома” все воспитанники независимо от их индивидуальных способностей и особенностей.

Наше ГОУ – не только “детский сад для всех”, но и “детский сад для каждого”. Отличительная черта воспитательного процесса в ГОУ – его развивающий характер, который проявляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности.

Детский сад находится в Северном округе, в районе “Бескудниково”. В нашем районе много зеленых насаждений. На территории нашего детского сада 210 деревьев, есть кустарники, многолетние и однолетние цветы. Летом 2005 года с помощью Главы Управы района “Бескудниково” В.С. Назарова оформлен сказочный пруда с водопадом и живыми рыбками. В природе все взаимосвязано, и к нам стали прилетать разные бабочки, птицы. Дети стали свидетелями и наблюдателями , как ворона хитро подбросив в воду хлебушек хотела клювом выловить рыбу. Территория вокруг детского сада также прекрасно спланирована, оформлена и предназначена для каждодневных прогулок детей. На улице имеется спортивная площадка, песочницы, веранды. Вокруг сада разбито несколько зеленых уголков. Осенью 2005 г. под руководством канд.наук Тимирязевской академии Прохоровой Юлии Михайловны в нашем детском саду разбит уголок “Ботанического сада”, где мы с детьми не только наблюдаем за разными деревьями и растениями, но и стараемся вместе с детьми сохранить растения, которые занесены в “Красную книгу”.

В 2004 году Детский сад занял: I место в конкурсе ландшафтного дизайна “Лучший дворик 2004года” среди учреждений образования Бескудниковского района; стал победителем в смотре образовательных учреждений всех видов и типов Северного административного округа, в номинации “Прорыв года”.

Для полноценного развития и обеспечения двигательной деятельности детей на территории детского сада летом 2003г. с помощью депутата Мосгордумы(ныне Государственной Думы) С.Ю.Осадчего было установлено малые игровые и спортивные формы. Физкультурный зал оборудован детскими тренажерами, имеется сухой бассейн(с шариками).

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию.

В дошкольном образовательном учреждение работают две коррекционные группы, где реализовывается Программа коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи под ред. Филичевой Т. Б. в которых дети, имеющие проблемы в развитие речи получают всю необходимую квалифицированную помощь.

Организована группу кратковременного пребывания “Ясли с мамой” для детей от 10 месяцев до двух лет, где педагоги работают по программе “Художники в памперсах”. Дети до полутора лет активно работают с педагогами, контактируют с детьми и другими родителями лишь в присутствии мамы.

Мы считаем, что работу в данном направлении следует продолжить, и ясельные “Группы с мамой” — это первый этап создания детского сада семейного типа.

Наш детский сад является некоммерческой организацией. Финансирование, только бюджетное. Не выделяются деньги на игрушки, игровое оборудование, на ремонт. Но, как и другие предприятия, мы являемся субъектами рыночной экономики, и поэтому должны были заботится о собственных доходах. Постепенно находили благотворителей из числа родителей, знакомых, тех, которым не безразличны дети. Начали организовать дополнительные платные образовательные услуги.

Детский сад несет ответственность за качество предоставляемых услуг – за качество образовательного процесса, выполнения стандарта дошкольного образования, в соответствии с имеющимися условиями и учетом запросов и потребностей родителей.

Детские дошкольные учреждения пользуются спросом в нашем районе. Это связано с большей занятостью родителей, которые испытывают необходимость в помощи по уходу, присмотру и всестороннему развитию их ребенка. Мы предоставляем широкий спектр услуг, в соответствии с заявленным спросом родителей – желание получать квалифицированную помощь в творческом и интеллектуальном развитии детей на месте, без перемещения ребенка в течение дня в коммерческие студии, спортивные секции и т.п.

Рыночный подход к ценообразованию на ОУ делает явно недостаточными традиционные расчеты цены, исходящие из себестоимости услуг и нормативного (фиксированного) процента прибыли.

Реклама – самая известная форма организации коммуникации. Известны ее классические инструменты: газетные объявления, плакаты, листовки, журналы, телевидение и т.д. Наш детский сад использует газетные публикации; объявления и листовки на столбах нашего района; проводит традиционные Дни открытых дверей; рекламу сада можно увидеть по местному каналу телевидения. Кроме того, для рекламирования детский сад использует различные праздники, досуги, конкурсы, памятные даты.

В качестве своеобразной рекламы мы предлагаем родителям провести один день в помещении группы, как если бы они были бы детьми. Одновременно родителям сообщается, какого рода помощь они могут оказать, если придут в сад помочь. Также им рассказывают правила и процедуры, принятые в детском саду, обычно они записываются и распространяются среди родителей в виде буклетов или вывешиваются на доску объявлений.

Немаловажно в управлении и сознательная дисциплина, которая мне удавалось создавать и поддерживать в коллективе. Такая дисциплина создалась не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к деятельности, воспитанием, хорошим отношением к людям, личным примером.

Взрослые реализуют в общении с детьми позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживая его достоинства.

В коллективе сотрудников практически отсутствуют конфликты, что является позитивным образцом общения для воспитанников дошкольного учреждения.

Отношение педагогов между собой и отношение к детям проецируются и на отношение детей к другим – взрослым и детям.

Наши планы: Создать Центр развития ребенка – Детский сад

“Центр развития ребенка – детский сад” – инновационное образовательное учреждение, который должен обеспечивать, во-первых, полноценное и целостное развитие детей, формирование базисных основ личности, во-вторых, в отличие от детского сада общеразвивающего вида, обеспечить обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие детей. Кроме того, учреждение данного вида должно в своем районе организовать работу с детьми, не посещающими дошкольное учреждение, основываясь на принципах личностно-ориентированной педагогики. Обеспечение обогащенного развития воспитанников через реализацию личностно-ориентированного подхода во всех направлениях деятельности учреждения составляет главную специфику дошкольного образовательного учреждения “Центр развития ребенка – детский сад”.

Я думаю, что наш детский сад может претендовать на статус “Центр развития ребенка – детский сад”.

Одним из основных направлений развития является работа по развитию одаренных, способных детей. Набор в эти группы планируем осуществить путем собеседования родителей и детей. Наша задача выявить и развивать интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей с учетом их индивидуально-личностных особенностей. ДОУ своей целью ставит выработать рекомендации по созданию условий, которые могли бы обеспечить всестороннее раскрытие специальных способностей ребенка, стимулировать общее, творческое и интеллектуальное развитие личности для оптимальной реализации возможностей данного возрастного периода и последующего успешного обучения в школе.

Основные наши задачи заключаются в определении приоритетов, содержания, технологий, ресурсов и условий, направленных на становление Центра развития ребенка.

См. Приложение