Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок; рассчитан на 2 часа.

Цели:

Образовательные:

  1. актуализировать знания учащихся по истории России начала XVII века,
  2. изучить основные события, социально-экономические и политические последствия Смутного времени,
  3. показать, что слабая государственная власть в России в сочетании с забвением интересов народа правящими сословиями чревата катастрофическими последствиями,
  4. создать компьютерную презентацию темы с помощью программы Power point.

Воспитательные:

  1. продолжать воспитание интереса и уважения к отечественной истории,
  2. продолжить воспитание коммуникативных качеств личности,
  3. воспитывать критическое, самостоятельное мышление и оценку изучаемых событий.

Развивающие. Продолжить:

  1. развитие навыков работы с компьютерными программами с целью создания презентаций;
  2. развитие навыков работы с учебником, таблицами, схемами,
  3. поощрять развитие творческого, нестандартного мышления,
  4. учебно-информационных умений (работа с документом, текстом, иллюстрациями);
  5. учебно-интеллектуальных умений (анализ, обобщение, перенос знаний в нестандартную ситуацию).

Задачи: Изучить причины, сущность и главные события смутного времени и создать компьютерную презентацию основных событий этого периода.

Средства обучения:

  1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н.Сахаров, В.И.Буганов; под ред. А.Н.Сахарова. – 9-е издание. – М. : Просвещение, 2003. § 30.
  2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В.Кириллов. 2-е изд., дополн. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 320с. (Подготовка к ЕГЭ)
  3. Плакаты 1-6.

ТСО: Компьютеры, программа Power point. Мультимедийный проектор.

Этапы урока:

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Создание презентации. Работа в группах.
  4. Представление учащимися результатов работы.
  5. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

Ход урока

I. Оргмомент.

  • Объявление темы, целей урока, формы проведения, критериев оценок.
  • Постановка учебных задач.

II. Изучение нового материала.

Изучение нового материала осуществляется лекционно с опорой на плакаты 1-6.

План.

  1. Смутное время: причины и сущность.
  2. Правление Бориса Годунова.
  3. Лжедмитрий I.
  4. Правление Василия Шуйского. 1606-1610 гг.
  5. Народные ополчения.
  6. Земский собор 1613 г.

1 вопрос. Смутное время: причины и сущность. 

Плакат 1.

Смутное время: причины и сущность.

  • Последствия разорения страны в период опричнины
  • Обострение социальной ситуации вследствие процессов государственного закрепощения крестьян
  • Кризис династии: пресечение мужской ветви правящего княжеско-царского московского дома
  • Кризис власти: усиление борьбы за верховную власть среди знатных боярских фамилий. Появление самозванцев
  • Претензии Польши на русские земли и престол
  • Голод 1601-1603 гг. Гибель людей и всплеск миграции внутри страны

2 вопрос. Правление Бориса Годунова.

Плакат 2.

3 вопрос. Лжедмитрий I.

Плакат 3.

4 вопрос. Правление Василия Шуйского. 1606-1610 гг.

Плакат 4.

5 вопрос. Народные ополчения.

Плакат 5. 

Народные ополчения

Первое ополчение

Январь – июль 1611 г.

Состав и руководители Хроника событий
Состав: бывшие отряды «тушинского лагеря»,
Руководители: П. Ляпунов, Д.Т рубецкой, И. Заруцкий во главе казаков.
Создан Совет всея земли – временный орган власти.
  • Формируется на Рязанской земле.
  • В марте 1611 г. – ополчение осаждает Москву, занимает часть города, но изгнать поляков не удаётся.
  • Внутри ополчения возникают противоречия между казаками и дворянами. Гибнет П. Ляпунов.
  • Распад ополчения.

Второе ополчение.

Сентябрь 1611 – октябрь 1613гг.

Состав и руководители Хроника событий
Состав: народное ополчение.
Руководители и создатели: К. Минин, кн. Дм. Пожарский.
Создан новый Совет всея земли
  • Создано в Нижнем Новгороде.
  • В марте 1612 г. Ополчение выступает из Нижнего Новгорода в Ярославль.
  • Июль 1612 г. – начало похода на Москву.
  • Август 1612 г. – ополчение наносит поражение полякам под стенами Кремля.
  • Октябрь 1612 г. – ополчение штурмует Китай-Город и Кремль. Капитуляция польского гарнизона. Полное освобождение Москвы.

6 вопрос. Земский собор 1613 г.

Плакат 6.

Воцарение династии Романовых. Завершение смуты.

 

III. Создание презентации. Работа в группах.

Создается две команды (группы). Каждая группа готовит презентацию темы «Смутное время». Содержание плакатов – основа презентации. Учащиеся используют рисунки, предварительно выведенные на рабочем столе каждого компьютера в папке под названием «Рисунки». (См. Рисунок 1 и т.д.)

Требования к презентации.

  1. Соответствие теме.
  2. Полнота раскрытия вопроса.
  3. Законченность работы.
  4. Яркое, привлекательное, оригинальное цветовое решение, использование эффектов анимации, шаблонов оформления и порядка смены слайдов.

Требования к защите своего проекта.

Вам необходимо:

  1. Четко и кратко изложить цель вашей презентации.
  2. Аргументировано, полно, убедительно объяснить, почему вы выбрали именно такие визуальные средства: цветовое решение, использование эффектов анимации, шаблонов оформления и порядка смены слайдов.
  3. Продемонстрировать культуру речи, доступную и привлекательную манеру изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизацию, умение удерживать внимания аудитории.

IV. Представление учащимися результатов работы.

Каждая группа получает до 7 минут для представления своей работы на большом экране с сопровождающим комментарием.

Слушатели заполняют таблицу «Выполнение проекта» и «Защита проекта».

Возможен вариант, когда данный этап урока открывает сам преподаватель, представляя свою работу, которая также оценивается присутствующими.

V. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

Подведение итогов.

Выставление отметок.

Поощрение наиболее ярких нестандартных визуальных решений с присуждением титула мисс и мистер Power point.

Домашнее задание: создать презентацию-эссе на тему: «Смута – взгляд из XXI века». Объём работы – не более 5 слайдов.

Выполнение проекта 

Команда __________  

Критерии выполнения и защиты проекта Оценка
Оппонента Учителя Средний балл
1. Соответствие содержания теме темы и предлагаемых визуальных решений.      
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.      
3. Уровень творчества, подходов, предлагаемых решений.      
4. Дизайнерское решение проекта: оформление, соответствие требованиям.      
5. Соответствие полученного результата поставленной цели.      
Защита проекта
1. Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность, убедительность.      
2. Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизация.      
3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность.      
Всего  
Итоговая оценка  

Рецензент __________

Источники.

  1. Гришакина О.П. Использование информационных технологий на уроках географии и истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание географии, Преподавание истории, Общепедагогические технологии © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».
  2. Игнатова Марина Леонтьевна. Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I". Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».
  3. Ильина Т. М.Информационные технологии на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».
  4. Краснобородкина Т. А. Интерактивные технологии на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории © 2003-2008 Издательский дом «Первое сентября»
  5. Ларин А. В. Использование презентаций на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».
  6. Первушина Т. А. Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008.Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008 Издательский дом «Первое сентября».
  7. Пушкарева Г.А. Информационные технологии в преподавании истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008.Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008 Издательский дом «Первое сентября».
  8. Стопичева Н.Г. Информационные технологии на уроках истории. Фестиваль «Открытый урок». 2007/2008. Статья отнесена к разделу: Преподавание истории. © 2003-2008. Издательский дом «Первое сентября».