ЦЕЛЬ: на основе знаний, полученных на уроках общей биологии, органической химии, установить связи между строением, химическими свойствами и биологическим значением углеводов и липидов.
СТРУКТУРА ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА:
Вводное слово учителя - групповая работа - выполнение задания - выступления учащихся - рецензии ответов - оценка групповой работы - подведение итогов.
Кабинет приготовлен для групповой работы. На столах находятся: правила совместной работы, критерии самооценки, карточки с заданиями для каждой группы, оборудование для проведения практической работы, "лист успеха". Ученик группы имеет возможность заполнить "лист успеха" по выполненным вопросом под контролем координатора (самый сильный в группе) группы, который должен знать правильные ответы.
Правила совместной работы.
- Нет "актеров" и "зрителей", все - участники.
- Говорить так, чтобы тебя понимали.
- Будь активным, стремись к успеху.
- Критикуются идеи, а не личности.
- Возражай.
Цель деятельности не в "победе" какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Вступительное слово учителя:
Проблемный вопрос: почему липиды и углеводы являются необходимым компонентом живого?
I задание. Вопросы для разминки (или самопроверки), фронтальный опрос, или работа в парах:
1.Что такое углеводы? (0,5балла) 2. У каких организмов и в каких органоидах синтезируются углеводы? (0,5 б)
3. Из каких химических элементов состоят углеводы и жиры? (0,5 б)
4. Какие функции выполняют углеводы в клетке и в организме? (0,5 б)
5. Где в клетках расщепляются жиры? (0,5 б)
6. Каковы последовательные этапы расщепления жиров? (0,5 б)
7. Какие запасные углеводы имеются в растительных и животных клетках? (0,5 б)
8. Почему жиры являются наиболее эффективным источником энергии? (0,5 б)
За правильный ответ ученик получает свой балл и вносит его в свой " лист успеха".
II задание. От группы вызывается по одному человеку к доске выполнить задания (на нескольких досках одновременно):
1. Построить генетическую цепочку: крахмал, сахароза, глюкоза. (0,5балла) 2. Исключить лишнее: аргинин, фруктоза, хитин, муреин. (0,5балла) 3. Составить схему, раскрывающую функции углеводов (выполнять может группа, кто быстрее и больше напишет функций за одну минуту). (0,5балла) 4. Почему углеводы и липиды являются необходимым компонентом живого? (1балл)
III задание. Работа в группах. Ученики получают карточки с заданиями (распределяют вопросы по силе сами внутри группы). Защищают второй вопрос ученик от каждой группы у доски. Других учеников проверяет координаторы групп и выставляют балл, который заносится в лист успеха.
1 ГРУППА
Глюкоза хорошо растворима в воде, а крахмал - практически нерастворим. В какие периоды жизни растения (и в связи с какой ситуацией) будет активизироваться процесс превращения крахмала в глюкозу? (1 балл)
2. Провести и написать реакцию спиртовых гидроксилов (качественная реакция многоатомных спиртов). (2 балла)
3. Выписать моносахариды из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза. (1 балл) 4. Почему углеводы и липиды являются необходимым компонентом живого? (1 балл)
2 ГРУППА
1. Почему именно в семенах, плодах и клубнях растений накапливается большое количество включений в виде углеводов и жиров? (1 балл)
2. Химические свойства глюкозы. Провести и написать реакцию альдегидной группы. (2 балла)
3. Выписать дисахариды из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза. (1 балл) 4. Почему углеводы и липиды являются необходимым компонентом живого? (1 балл)
3 ГРУППА
1. Почему опасна углеводная диета? Дайте аргументированный ответ. (1 балл)
2. Физические и химические свойства жиров. Провести и написать реакцию гидролиза жиров. (2 балла)
3. Выписать полисахариды из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза. (1 балл)
4. Почему углеводы и липиды являются необходимым компонентом живого? (1 балл)
4 ГРУППА
1. Как и где идет образование углеводов в организме человека? (1 балл)
2. Глюкозу называют альдегидоспиртом. Какую атомность имеет этот спирт? Одинакова ли атомность линейной и циклической глюкозы? ( 2балла)
3. Выписать углеводы, входящие в состав ДНК и РНК из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза. (1 балл)
4. Почему углеводы и липиды являются необходимым компонентом живого? (1 балл)
5 ГРУППА
1. Как и где идет образование углеводов в организме растений? Каково практическое значение крахмала? (1балл) 2. Каким образом выделяют целлюлозу из древесины? (2балла) 3. Выписать углеводы, входящие в состав АТФ из перечня: хитин, целлюлоза, крахмал, фруктоза, сахароза, дезоксирибоза, галактоза, мальтоза, рибоза. (1балл) 4. Почему углеводы и липиды являются необходимым компонентом живого? (1балл)
V задание. Решение теста и его самопроверка. (За 10 правильных ответов - 2 балла, за 8 ответов - 1 балл, 7 ответов - 0,5, менее 6 ответов - 0 баллов).
Компьютерное тестирование тест "Углеводы и липиды"
Тест 1. Какие вещества образуют основу клеточных мембран?
1. Жиры
2. Фосфолипиды
3. Воски
4. Липиды
Тест 2. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы ДНК?
1. Рибозы
2. Дезоксирибозы
3. Глюкозы
4. Фруктозы
Тест 3. Из остатков какого вещества состоит молекула крахмала?
1. Из остатка рибозы
2. Из остатков - глюкозы
3. Из остатков - глюкозы
4. Из остатков дезоксирибозы
Тест 4. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы АТФ?
1. Рибозы
2. Дезоксирибозы
3. Глюкозы
4. Фруктозы
Тест 5. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы РНК?
1. Рибозы
2. Дезоксирибозы
3. Глюкозы
4. Фруктозы
Тест 6. В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?
1. Биосинтез белка
2. Фотосинтез
3. Синтез АТФ
4. Энергетический обмен
Тест 7. Из каких веществ синтезируются углеводы?
1. СО2
2. Н2О
3. О2
4. СО
Тест 8. При сгорании 1 г вещества выделилось 38,9 кДж энергии. Какое вещество сгорело?
1. Углеводы
2. Белки
3. Жиры
4. Или углеводы, или липиды
Тест 9. Какие функции выполняют углеводы?
1. Структурную
2. Энергетическую
3. Каталитическую
4. Являются гормонами
5. Слизи выполняют защитную функцию
6. Источник метаболической воды (образуется при окислении)
Тест 10. Какие функции выполняют липиды?
1. Структурную
2. Некоторые являются ферментами
3. Энергетическую
4. Каталитическую
5. Являются гормонами
6. Слизи выполняют защитную функцию
7. Источник метаболической воды (образуется при окислении)
8. Витамины А, Д, Е, К - входят в состав некоторых ферментов.
ВЫВОД: (строится на основании проблемы урока). Подведение итога урока, домашнее задание. Самооценка и оценка работы групп.
Критерии самооцениванивания находятся на столах каждой группы.
"5" 1. Имел свое мнение (идею) 2. Высказал его в слух 3. Принял участие в обсуждении данного вопроса группой 4. Сумел убедить 5. Мнение - правильное |
"4,5" 1. Имел свое мнение 2. Высказал его вслух 3. Не сумел (не пытался) убедить 4. Мнение - верное |
"4" 1. Имел свое мнение 2. Не высказал его вслух 3. Внимательно слушал обсуждение 4. Пытался убедить членов группы 5. Мнение - верное |
"3,5" 1. Имел свое мнение 2. Высказал его вслух 3. Отстаивал 4. Убедил 5. Мнение - неверное |
"3" 1. Не имел мнения 2. Внимательно слушал 3. Принял мнение группы 4. Мнение - неверное |
"2" 1. Не имел мнения 2. Не внимательно слушал 3. Принял мнение группы 4. Мнение - неверное |
"1" 1. Не имел мнения 2. Не слушал обсуждение |
Принципы: 1. Гласность точки зрения 2. Корректное поведение 3. Умение убедить 4. Высоко ценится правильное мнение (ты ведь получаешь знания!) |
"Лист успеха".
Фамилия имя
Деятельность | Оценка или баллы |
За работу по карточке | |
За вопрос или ответ | |
За возражение | |
Другое: | |
Всего баллов |