Цель урока: сформировать знания о природных зонах Африки, особенностях растительного и животного мира материка.
Оборудование: физическая карта Африки, климатическая карта Африки, карта природных зон Африки, ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока
Прежде, чем отправиться в путешествие давайте вспомним:
- что называется природной зоной?
- какие главные компоненты природы необходимо рассматривать при характеристике природных зон?
В течение урока мы будем заполнять с вами маршрутный лист , который позволит дать полную характеристику природных зон Африки
Маршрутный лист
Природная зона | Географическое положение | Климат | Почвы | Растительный мир | Животный мир |
Особенности растительного и животного мира более подробно нам помогут представить биологи (учащиеся готовят заранее сообщения)
Используя карту атласа "Природные зоны Африки" (слайд №2), давайте перечислим природные зоны, характерные для материка Африка
(учащиеся называют природные зоны от экватора к северу и югу) Итак, мы отправляемся по основным природным зонам Африки
1. Около экватора расположена природная зона влажных экваториальных лесов (Слайд №3)
Учащиеся отвечают на вопрос: почему влажные, почему экваториальные леса?
Вместе начинаем заполнять маршрутный лист (географическое положение, климат, почвы)
Почвы в этой природной зоне красно-желтые ферраллитные, т.к. богаты соединениями железа.
Основным отличием природных зон друг от друга является особенность растительного и животного мира
Растительный мир (выступают учащиеся об основных растениях): пальмы, фикусы, лианы, орхидеи (слайд №4)
Животный мир (выступают учащиеся о животных): горилла, окапи (слайд №5), обезьяны, муравьи.
2. Следующая природная зона Африки куда мы отправляемся и которая занимает большую часть материка- это саванна (слайд №6)
В тетрадь учащиеся записывают определение "саванны" (слайд №7)
Саванна-это открытое безлесное пространство с высокой травянистой растительностью и редкими деревьями
Заполняем маршрутный лист. Почвы в саванне красно-бурые, т.к. в субэкваториальном климате есть сезон дождей и сезон засухи
Растительный мир (выступают учащиеся об основных растениях):зонтичные акации, слоновая трава, баобаб (слайд №8)
Животный мир (выступают учащиеся о животных): африканский страус (слайд №9), птица марабу (слайд №10), муха це-це (слайд №11).
Саванна-это не только самая крупная по площади природная зона, но имеет и самое большое видовое разнообразие животного мира.
Сегодня у нас есть возможность увидеть самых известных животных саванны и побывать в национальном парке "Масаи-Мара"
(Учащиеся смотрят фильм о национальном парке "Масаи-Мара" из коллекции "Золотой глобус")
Мы каждый день употребляем тонизирующие напитки, которые выращивают на плантациях в Африке: чай (слайд №12), кофе (слайд №13).
Родиной кофе являются склоны Эфиопского нагорья (учащиеся ищут его на карте)
3. Еще мы побываем в тропических пустынях Африки (слайд №14)
Учащиеся находят на карте названия пустынь :Сахара , Калахари, Намиб, Ливийская.
В маршрутный лист запишите названия этих пустынь, климат.
Почвы в пустынях -пустынные тропические
Растительный мир (выступают учащиеся об основных растениях): в оазисах (слайд №15)-финиковая пальма (слайд №16), вельвичия-"осьминог пустыни" Намиб (слайд №17)
Животный мир (выступают учащиеся о животных): "корабль пустыни"-верблюд, скорпион, ящерицы, змеи
Мы с вами совершили путешествие по основным природным зонам Африки, составили маршрутный лист, где представлены главные характеристики природы материка.
Домашнее задание: составить рассказ о вашем воображаемом путешествии по любой природной зоне Африки.